Живая школа

Школе-студии МХАТ исполнилось 75!

 

Для человека семьдесят пять лет – возраст мудрости. Для учреждения – несомненный переход из юности в зрелость. Созданная по инициативе Вл.И.Немировича-Данченко в суровые военные годы Школа-студия МХАТ – самое молодое театральное училище Москвы.

На юбилейном вечере выступающие от лица Театра им. Пушкина даже предложили исправить эту досадную несправедливость, сообщив, что согласно вновь найденному папирусу – Александр Пушкин имел честь учиться в Школе-студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко. А значит училище может размахнуться и на 200-летие. Остроумный ролик, где Александр Дмитриев в роли Пушкина показал самые разные этапы обучения в Школе – от поступления до балетных станков.

Впрочем, зачем Школе искусственно наращивать года, если в 75 лет вместился такой огромный пласт истории отечественного театра?

Прославленные выпускники разных лет выходили на сцену МХТ поздравить alma mater или присылали видео-поздравления. Одной из первых выступающих была Маргарита Анастасьева – выпускница первого набора студии, обладательница диплома №1. Прочтя слова из своей роли Души света в легендарной «Синей птице», она задала тональность вечера.

Как в любой семейной истории, страницы Школы-студии хранят события триумфальные и печальные, список побед и перечень горьких потерь. На юбилейном вечере почтили память Романа Козака, Дмитрия Брусникина, Олега Табакова. Вспоминали легендарных руководителей студии – Вениамина Родомысленского и Василия Сахновского (именно первому руководителю студии, несправедливо забытому посвятил свое выступление экс-ректор студии Анатолий Смелянский). Вспоминали любимых педагогов, ушедших и живых.

Артисты МХТ, недавние выпускники Школы-студии спели три песни, посвященные Алле Покровской, Анне Петровой, Видасу Силюнасу.

Зал, заполненный до последнего ряда ярусов (организаторам из-за наплыва желающих пришлось ограничить вход для сегодняшних учащихся Школы-студии, опасаясь реального обрушения балконов), то и дело вставал приветствуя любимые имена и любимых артистов, выходящих на сцену. За 75 лет Школа-студия выпустила десятки артистов, ставших украшением российского театра и кино, сценографов, технологов, специалистов по пошиву сценических костюмов. Сухой перечень звездных выпускников мог бы занять всю эту колонку.


Но что еще важнее – из Школы-студии выходили готовые театральные коллективы, начиная с «Современника» и заканчивая «Июль-ансамблем» Виктора Рыжакова. Курсы выпускников создали «Седьмую студию» и нынешний театр «Практика». Они работают в «Сатириконе» и в Театре им. Пушкина (как пел выпускник Школы-студии Владимир Высоцкий: «И там на четверть бывший наш народ»).  Все вышеперечисленные театры поздравляли в юбилейный вечер Школу. Дурачились, танцевали, чаще всего пели. Блистательный ведущий и по совместительству ректор Школы Игорь Золотовицкий специально оговорил, что на 80-летие будут показаны исключительно отрывки из спектаклей, чтобы студию перестали путать с Консерваторией, но боюсь пожелание несбыточное.

Как пели в поздравлении «Гоголь-центра» - «Show must go on». Юбилей Школы-студии совпал с судебными слушаниями по делу «Седьмой студии» и после номера «Гоголь-центра» Игорь Золотовицкий отметил, обратившись к фигурантам дела о «Седьмой студии»: «Кирилл, Юра, Соня, Алексей, мы все, здесь присутствующие не сомневаемся в ваших талантах и вашей порядочности».

Рефреном вечера стали слова, что годы в Школе-студии были самыми счастливыми в жизни практически всех выступающих. Светлана Крючкова заметила, что «ее удивляют эти слова из уст молодых, но она сама с высоты прожитых лет может засвидетельствовать, что такой свободы, такой атмосферы любви и поддержки, поиска и веры, радости и насыщенности каждой секунды жизни, - ей больше не встречалось».

К юбилею Школы-студии научно-исследовательский сектор, возглавляемый легендарной Инной Соловьевой, начал издание новой серии книг, которая стартовала выпуском книги Светланы Васильевой «Живая школа. В.Я.Виленкин в письмах и материалах». Так что к своему следующему юбилею Школа обзаведется библиотечкой книг по собственной истории.

Юбилей прекрасный повод вспомнить великое прошлое, оценить настоящее, помечтать о будущем.

Живая школа Художественного театра начала новый сезон.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Стульнев: «Надо немножко народ порадовать»

    В декабре 2018-го директором Театра Маяковского был назначен заслуженный работник культуры РФ Александр СТУЛЬНЕВ. Такой выбор Департамента культуры Москвы ни у кого в театральной среде не вызвал вопросов. Театру, не прерывая работы над текущим репертуаром, предстояло готовиться одновременно к столетнему юбилею и к давно назревшему капитальному ремонту. ...
  • Как пандемия отразилась на работе независимых театров

    Сколько в России частных театров? До пандемии Минкульт называл точную цифру – 366. Была известна и приблизительная численность артистов-любителей: 5,5 тыс. человек. Но содержалась при этом роковая цифра. Дело в том, что 71% частных театров не имел собственных площадок и вынужден был их арендовать. ...
  • Андрей Борисов: «Искусство – это интеллектуальный шурф»

    В февральском номере «Театрал» опубликовал интервью с экс-директором Пермского театра оперы и балета, а ныне директором Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Андреем Борисовым. Однако при ограниченном объеме журнальных полос за кадром остался целый ряд злободневных тем, без которых интервью (причем первое интервью, которое Андрей Борисов после своего назначения дал столичным СМИ) могло бы показаться неполным. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
Читайте также