«Мир не готов принять свободного человека»

В Театре Вахтангова состоялась премьера «Брюсов переулок»

 
Драматург и режиссер Андрей Максимов представил на Новой сцене Театра Вахтангова спектакль «Брюсов переулок» по собственной пьесе, в основу которой легли стихи и проза поэта-символиста Валерия Брюсова (повесть «Последние страницы из дневника женщины» и др.). Это вторая работа Максимова в стенах Вахтанговского театра (в прошлом сезоне на Симоновской сцене вышла «Любовь у трона»), и вновь режиссер пригласил на главную роль Ольгу Тумайкину.

– Люблю творчество Валерия Брюсова – причем прозу больше, чем стихи, – рассказал Максимов после генеральной репетиции. – В ней есть необъяснимая тайна и необъяснимая притягательность. Он такой философ-фантазер, что в мировой литературе встречается нечасто.

Пьеса уже игралась в Театре на Покровке, однако для постановки в Вахтангова текст дорабатывался при содействии худрука Римаса Туминаса и в итоге был представлен в новой редакции.

Сюжет начинается с трагедии: героиня теряет мужа. Виктора убивают в стенах собственного дома, и Наталья, оказывается меж двух мужчин. Художник Модест и молодой революционер Владимир – имея близкие отношения с каждым, она, тем не менее, не связана ни с кем из них духовно, поэтому ни один не может сделать ее счастливой, погасить в ней одиночество, дать утешение, пристанище, успокоение, понимание себя. Она все время рвется на свободу, не желая связывать себя прочными узами, но свобода эта оказывается иллюзорной. 

– В спектакле есть замечательный эпиграф – слова Сартра, выразившего мысль Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». В этой истории я пытался понять, что происходит с хорошими людьми, когда они забывают Бога, – продолжает Андрей Максимов. – Собственно говоря, это единственная их проблема. Потому что, когда человек имеет в виду Бога, жизнь становится понятна и пряма – он и не думает про свободу, про отстаивание своей территории.

Я считаю, любовь предполагает отсутствие свободы: либо ты влюблен, либо свободен. Но такая «несвобода» прекрасна. Если человек «несвободен» от Бога и от своего любимого – в этом, на мой взгляд, и заключается подлинная свобода. Еще мне кажется, когда любишь, задача в том, чтобы сделать человека счастливым, а не в том, чтобы остаться свободным.

В спектакле один состав. Роли исполняют Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина, Виталийс Семёновс. Для Ольги Тумайкиной роль Натальи оказалась знаковой.

– Люди очень часто испытывают страх, – размышляет актриса о своей героине. – Если в одиночестве комфортно, становится страшно допустить в это хрупкое поле другого человека, который неминуемо начнет выставлять рамки и насаждать «свою» свободу. Первое, что приходит в голову: нет-нет, только не это. И мужчины, и женщины на самом деле ленятся принимать решения: не заявлять о них, а именно принимать.


Как говорит герой Виталийса Семёновса, главное людское предназначение – мучить друг друга. В свое время Брюсов почувствовал это как болезнь, витающую в воздухе, но в наши дни, люди, на мой взгляд, только и занимаются взаимным истязанием. Мы утратили способность просить прощения, делать шаг навстречу, мы растеряли юношеские идеалы и принципы. Признание в любви стало большим дефицитом. Если человеку дана любовь, ее нужно хранить, как дар. Но нет, людям нравится разрушать, а не созидать. Лично я вижу это очень часто. Даже не знаю, что должно произойти, чтобы люди начали вести себя по-человечески. 

Герой Семёновса – следователь, которому предстоит отыскать убийцу. Его монологи («Кому в России вы собрались жаловаться на правосудие?») вскрывают в пьесе еще один слой. В самом мотиве убийства легко считывается аллюзия на Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Так что свобода здесь звучит и в контексте права на поступок.

– Мне кажется, требовать свободы – нелепо, – говорит Виталийс Семёновс. – Хочешь быть свободным – будь им. Это личный выбор каждого. Кто мешает? Другой разговор, что свобода предполагает ответственность. Стать свободным – большой вызов самому себе, ведь за свободу нужно платить высокую цену. Мир не готов принять свободного человека, мир хочет удобного и понятного человека: ты хороший мальчик – садись, пять; а ты плохой – садись, два. Однако все мы в глубине души хотим быть хорошими. Поэтому не каждый способен на революцию в своей голове.

С моей точки зрения, в этом спектакле нет правых и виноватых. Человек приходит в мир с устоявшимися правилами и, если смеет подвергнуть их сомнению, – даже не нарушить, а просто спросить: почему так? – то попадает под каток.

Сценографическое решение (главный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков) – предельно лаконично.

– Хотелось сделать изысканно и ненавязчиво, чтобы декорации не давили на артистов. Важно, чтобы были видны, прежде всего, сами артисты, их глаза, – поясняет художник.  

Внимание приковывают ряды черных шинелей, вывешенных над авансценой (в финале они стремительно обрушатся вниз, превратятся в черную массу – словно череда мужчин, загубленных не то войной, не то любовью, в которой не было Бога).

– Можно говорить про любовь и свободу, но мне хотелось бы сказать про войну, – отметил композитор Фаустас Латенас, написавший музыку для спектакля. – Когда-то мама рассказывала мне, что накануне Второй мировой вся Литва веселилась и танцевала. И в Вильнюсе, и в деревнях постоянно проходили праздники, стоял шум и гам. И никому не приходило в голову, что такой сумбур в чувствах, когда не понимаешь, кто с кем и для чего, объясняется нависающей над людьми великой опасностью. Когда жизнь безопасна, люди концентрируются на обычных делах – ходят на работу, воспитывают детей, не суетятся. Но все меняется в предощущении войны. В такое время человек предпочитает отворачиваться и не замечать, торопится жить очертя голову, шутить над трагедией, насмехаться над смертью. Мне кажется, герои пьесы, интуитивно ощущая приближение катастрофы, перестают жить нормально – они только думают, что живут, но на самом деле мечутся в какой-то агонии.

И все-таки  центральной темой остается одиночество, непонятость, неуслышанность или, словами Максимова, «любовь, ее отсутствие и ее имитация». Наверное, в «Последней странице…» это главная тема.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также