«Эта система порочная»

Почему в искусстве не бывает мгновенного результата

 
Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно.
 
Эта система достаточно порочная, не оправдывающая себя, потому что в искусстве не бывает мгновенного результата. Как правило, здесь результат отложенный, так как процесс в культурной деятельности не менее важен, чем результат. Причём он улучшается во времени, в том числе от многократности повторения.  Как  подчёркивал  Александр Калягин, «Расходы на культуру  нужно считать не вычетом из бюджета, а инвестицией в человека».

Чиновников можно понять, им важна внятная система критериев, нужна некая оценочная база, но в театре это почти невозможно, поскольку как сравнить, например, спектакли Римаса Туминаса и Юрия Бутусова. У одного и у другого целая армия почитателей, но возможно ведь такое, что творчество Бутусова кому-то не нравится? Значит ли это, что он плохой режиссер? Разумеется, нет. В театре огромное количество нюансов, и никакая система не сможет это унифицировать.

Бывает, что на восприятие спектакля влияет погода, общественные настроения, новостная картина, день недели, время года, занятость в постановке того или иного артиста и так далее. Нюансов такое множество (театр – живой организм), что учесть это всё невозможно. Значит ли это, что самый лучший с точки зрения высших художественных критериев спектакль является в то же время и самым востребованным? Абсолютно нет! Между тем чиновники требуют, чтобы посещаемость росла, как минимум, на 3% в год. Стало быть, театрам невыгодно держать в репертуаре спектакли, которые мешают этому росту. Но хочу вам напомнить, что и при жизни Чехова на спектаклях по его пьесам не всегда были полные залы, а порой случались и провалы.

Поэтому, мне кажется, что все театральное сообщество должно уметь разъяснять, что гонка за посещаемостью – не самый эффективный процесс для развития искусства.


Так же трудно с искусством совмещается деятельность театров в рамках действующего Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-й ФЗ). Какими критериями надо руководствоваться в художественном процессе создания спектакля для определения выбора якобы из 3-х коммерческих предложений на режиссера, художника или актера?! Как возможно опубликовать на сайте и не менять точную ведомость на декорации и костюмы спектакля, да еще на 3 года вперед?! И это только малая часть.

Культурная деятельность уникальна, вследствие чего она с трудом поддается нормированию и процессам стандартизации. В большинстве случаев культурная деятельность персонифицирована, т.е. зависит от личностных характеристик людей. Это также отражается на качестве, причём не в категориях «хуже – лучше»,  а «по-другому».

То же самое и с зарплатами. Есть так называемая «дорожная карта», согласно которой зарплаты должны год от года расти. И если для федеральных  театров это вопрос не столь бедственный, то для регионов представляет настоящую опасность: бюджет-то един. И получается, что театры вынуждены сокращать свою штатную численность, переводить на контракты или в аутсорсинг своих малооплачиваемых сотрудников для того, чтобы за счет оставшегося бюджета повысить зарплату и выполнить отчетность. 

Александр Яковлевич Рубинштейн, замечательный экономист, профессор, просчитал, что к 2017 году театры недофинансированы на 40-50 % . Происходит это по одной причине – театры получают одну и ту же субсидию из года в год, она не пересчитывается, между тем, как цены на услуги, на бензин, на материалы, на товары растут. А зарплаты, согласно «дорожной карте», тоже должны подрасти. То есть никогда театр за этим угнаться не сможет. Поэтому дельта в виде дефицита бюджета  всё также должна покрываться государством, или иным источником финансирования (гранты, фонды и т.д.). Это важно терпеливо разъяснять – чтобы нам не разрушить театр, как институцию, чтобы театры не закрывались, не терпели бедственное положение.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также