«Моя бабушка курит трубку»

«Современник» вернулся домой в юбилей Галины Волчек

 

Праздник долго не начинался: такого количества знаменитостей стены старинного здания на Чистых прудах не видели, как минимум, три года (именно столько длился капитальный ремонт). Перед началом торжества друзья театра бесчисленной вереницей шли к Галине Борисовне – поприветствовать, вручить цветы и лично поздравить с двойным событием.
 
В итоге, за несколько минут до начала небольшое фойе перед сценой, где режиссер и в прежние годы принимала гостей, оказалось буквально осыпано самыми разнообразными, виртуозно составленными букетами, что даже и в этом штрихе читалась настоящая любовь: они – для живой легенды.
 
Но главное, конечно, не букеты, а то, что свой юбилей Галина Борисовна встречала в театре. Днем здесь побывали Владимир Путин и Сергей Собянин, а вечером среди гостей были Наина Ельцина, Валентина Матвиенко, Владимир Познер, Константин Эрнст, Максим Галкин, Сергей Кириенко, Михаил Куснирович и многие другие.
 
Торжественная часть началась под громовые овации: Галина Волчек, как и в прежние времена, заняла свое место в середине 10-го ряда (по правую руку от нее – Сергей Гармаш и Валентина Матвиенко, по левую – Наина Ельцина) и взяла микрофон. При этом изображение виновницы торжества появилось на большом экране, установленном на сцене (и это, разумеется, далеко не все технические возможности обновленного «Современника»). «Пользуясь случаем», Галина Борисовна в своей доброй манере решила поблагодарить всех, кто на протяжении многих лет оказывает театру любую посильную помощь: от материальной до медицинской. И не было в этих словах ни кокетства, ни хитроумного расчета. Худрук «Современника», всю свою жизнь люто ненавидящая вранья, говорила о том, что у нее на душе, ведь прожита «трудная, полная горестей, но всё равно счастливая жизнь».
 
Она сказала спасибо спонсорам, подчеркнув, что не любит этого слова, обросшего оттенками фальши, поблагодарила меценатов, банкиров, строителей, врачей, а по окончании вечера снова взяла микрофон и сказала спасибо всем артистам и, конечно, своему «Современнику», поскольку праздник, и правда, получился славным.
 
Торжественных речей было мало. Никакого официоза и «чтения телеграмм». Абсолютно неформальная, но при этом живая, дружеская атмосфера («Современник» в любую эпоху следует этому принципу). Звучали песни и стихи, но фоном (на том самом суперновом экране), словно приветом из прошлого, возникала хроника, от которой щемило сердце. Вот они молодые, неунывающие, заряженные энтузиазмом Олег Ефремов, Игорь Кваша, Виктор Сергачев, Олег Табаков, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Петр Щербаков, Людмила Иванова, Нина Дорошина, Тамара Дегтярева и многие другие. Галина Волчек осталась единственной, кто прошел весь путь «Современника» от истоков до наших дней, не утратив при этом ориентиров живого искусства, не потеряв любознательности и гражданского темперамента – тех самых качеств, которыми еще в махровые советские времена отличался театр, созданный Олегом Ефремовым. И кто бы ни выходил на сцену, будь то Тамара Гвердцители или Кристина Орбакайте, Ольга Кормухина или Юрий Рост, Максим Галкин или Федор Бондарчук, непременно говорили об этом.
 
– Хочется произнести что-то нежное, честное, остроумное, – сказал Александр Ширвиндт, – но это вещи несовместимые, поэтому приходится быть искренним. Я был за кулисами: там тоже хорошо. Всё чисто и красиво. Мне завидно. Короче говоря, мудрость – это кладезь склероза. Возникает что-то спонтанное, а потом исчезает. Блесну эрудицией. В 20-х годах прошлого века все таксисты в Париже были, в основном, эмигранты. И очень много было царских, графских, дворянских кровей. У нас сейчас тоже эмигранты таксисты. С кровями там вяло. Тем не менее, такси это атрибут существования. Я еще помню: в середине прошлого века у нас в такси «Победа» вмонтирован был счетчик с огромной рукояткой, и когда ты садился, водитель внимательно на тебя смотрел и спрашивал: «Как едем?» Это означало, сколько у тебя денег. И если денег не хватало, но ты мог быть чем-то полезным, он вынимал огромный магнит и подкладывал под счетчик, чтобы копейки крутились в три раза медленнее. Я это как сейчас помню. Так вот, к сожалению, в нашем случае: некуда вставить такой магнит. Время идет дико быстро. 12-ти худрукам московских театров за восемьдесят. Такой конклав. Понтифики на этом фоне – пацаны. Суммарно мы старше Москвы.
 
И, кстати, это наглядный пример правильности пенсионной реформы: есть куда расти. Так вот, сейчас пошла волна разговоров: мол, хватит устраивать полемику, дайте тишины, общество уже запуталось в бесконечных дрязгах. И на фоне всего этого Галина Борисовна тихо, царственно в прямом и переносном смысле въезжает в свой дворец. А так как я от нее ни финансово, ни карьерно не завишу, я могу честно сказать: она царица. Много-много лет назад мы с Галиной Борисовной весной стояли, взявшись за ручки на Красной площади после того, как нам вручили Ордена Дружбы народов. Это были два последних Ордена Дружбы народов: после нас «народы» отменили, оставив просто Орден Дружбы. Очевидно, они решили, что мы последние, кто может дружить среди наших с ней народов. Осталась дружба, которая продолжается массу лет. И я хочу верить, что этот великий театр будет вечен, как вечны его спектакли и как прекрасна героиня сегодняшнего бала.
 
Были, конечно, поздравления и от детей артистов «Современника» (хорошо известно, что «дети закулисья» – особая гордость Галины Волчек), и признания в любви. А под занавес Гарик Сукачев и молодая часть труппы, что называется, в прямом смысле слова зажгли, исполнив песню «Моя бабушка курит трубку». Фоном для нее послужили, конечно, архивные фотокадры, запечатлевшие Галину Борисовну с сигаретой.


  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Нью-Йорк спас Москву от Этуша

    Муниципальные депутаты Пресненского округа столицы приняли революционное решение – они выступили против возведения памятника народному артисту и герою войны Владимиру Этушу, защищая москвичей от монументов. Жители города ещё не успели узнать об этом заботливом депутатском решении, а из далекого Нью-Йорка уже донеслось: «Мы победили! ...
  • «Мы надеемся отстоять автономность театра»

    В Иркутске под угрозой исчезновения оказался авторский композиторский рок-театр «Театр Пилигримов», созданный 30 лет назад музыкантом Владимиром Соколовым. Министерство культуры и архивов Иркутской области приняло решение реорганизовать театр-студию и присоединить к Иркутскому областному музыкальному театру. ...
  • «Эти 25% по-настоящему любят театр»

    В Москве с 13 ноября действуют новые ограничения в связи с распространением коронавируса – до 15 января 2021 года максимальное число зрителей в театрах не должно превышать 25% вместимости зала. «Театрал» поговорил с руководителями столичных театров о новых правилах в связи с пандемией. ...
  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
Читайте также