«Говорят, о человеке нужно судить по его мечтам…»

Александр Коршунов поставил «Дядюшкин сон»

 

Для главного режиссера театра «Сфера» Александра Коршунова повесть «Дядюшкин сон» – особая: когда-то он играл в одноименном спектакле Малого театра, а теперь вновь обратился к Достоевскому, но уже в качестве постановщика (премьера состоялась на Основной сцене «Сферы» в минувшее воскресенье, 23 декабря). «Театрал» встретился с режиссером и узнал, как проходили репетиции.

– Александр Викторович, помогал ли вам в работе над спектаклем ваш прежний, актерский, опыт?
– Хорошо помню спектакль Малого театра, я его очень любил (играл в нем роль Мозглякова). Это была постановка Александра Четверкина, которая шла в филиале на Ордынке. Спектакль пользовался большим успехом, часто выезжал на гастроли и везде встречал теплый прием. В каком-то смысле этот опыт, конечно, помогал, потому что я был, что называется, в материале: многие вещи давно пройдены и как будто поняты. Но, с другой стороны, именно это и усложняло задачу, потому что возникал риск повториться. Мне, напротив, хотелось посмотреть на произведение свежим взглядом и прочесть его заново. Возвращаться к Достоевскому всегда интересно: я очень люблю этого автора за его своеобразную стилистику, тонкий юмор, за особую природу чувств.

– В «Дядюшкином сне» очевидно звучит и гоголевская традиция. Вы вкладывали в спектакль что-то от Гоголя?
– Сознательно нет, но ассоциации возникали постоянно: в самой ткани повести и даже в тексте действительно много аллюзий и гоголевской фантасмагории. Так, Князь (Вадим Борисов. – «Т»), например, говорит, что был «на дружеской ноге» с Байроном и Бетховеном – это хлестаковское начало, прямая отсылка к «Ревизору».

Но все же Достоевский абсолютно самобытен. Я думаю, «Дядюшкин сон» – повесть очень глубокая. В ней есть и второй, и третий план. Она была написана Достоевским сразу после каторги и ссылки и стала первым напечатанным произведением, с которым он вернулся в литературу после вынужденного перерыва в творчестве. Хотя он и стремился написать вещь «голубиного незлобия», чтобы оградить себя от нападок цензуры, все-таки остался верен себе. По жанру вышла, на мой взгляд, трагикомедия.

– Спектакль еще только начинает свою жизнь, но вы уже можете отметить какие-то актерские находки?
– Безусловно, самая трудная, глобальная задача ложится на Татьяну Филатову, поскольку ее персонаж – Марья Александровна Москалёва – это мотор спектакля, его пульс и движущая сила. Роль безумно трудная: помимо актерского мастерства и разнообразия красок, она требует больших физических сил. И, конечно же, точного попадания индивидуальности. На мой взгляд, Таня – просто молодец! Ее Марья Александровна – натура мощная, страстная, умная, разнообразная в проявлениях, со своей внутренней правдой.

Не могу не сказать добрых слов о Вадиме Борисове, о его Князе К. Эта роль тоже, безусловно, сложнейшая. Необходима совершенно особенная психофизика, ведь это, как говорит Мозгляков, «полукомпозиция, а не человек». И, кроме того, Князь – существо наивное, чистое и трогательное, а это те качества, которые не сыграть – их надо иметь. Мне кажется, актер находит здесь нужные для роли, но абсолютно свои, индивидуальные ноты, краски и проявления.

Я считаю, Достоевский дает каждому артисту возможность профессионально вырасти и раскрыться. Все роли изумительные, и в каждой заложен неисчерпаемый потенциал. Взять, например, персонажа Людмилы Корюшкиной. Роль Карпухиной вроде бы небольшая, но очень важная – и для актрисы, и для всего хода спектакля. Она пулевая, каскадная.

Карпухина – существо гротесковое. Но она должна быть живым человеком.  Значит, ее поведение нужно оправдать, найти все мотивы ее действий. Это задача крайне трудная и интересная. Тут, помимо смешного, есть отголоски личной судьбы, одиночества, невостребованности.

Все события повести происходят в течение одного дня, но это сумасшедший день, решающий день в жизни каждого персонажа.

– Сюжет Достоевского известен каждому, что называется, со школьной скамьи: в провинциальный город приезжает богатый князь и, невзирая на почтенный возраст, становится жертвой уездной дамы, мечтающей выгодно выдать замуж свою дочь. Что в этой истории интересного для сегодняшнего зрителя?
– Мне это произведение кажется и очень современным, и вечным, потому что в нем есть конфликт разных масштабов личности, разных уровней духовных притязаний и тема страстной потребности осуществления, погони за счастьем, как каждый его себе понимает. Эти вещи не устаревают.

– О ком, на ваш взгляд, эта повесть? Кто здесь главный герой?
– Во время репетиций мы решили, что все-таки Князь. Это человек, который прожил искреннюю жизнь и никому не сделал зла – он тот самый «обломок аристократии», уходящая натура. В старости он оказался в тяжелом положении: родственники только и ждут его смерти, чтобы получить наследство, удерживают его в заточении – ситуация для наших дней более чем типичная. И вдруг он вырывается в общество, в свет – для него это огромное событие. По старческой наивности он верит в искренность Марьи Александровны, окружившей его вниманием, не видит с ее стороны расчета и принимает все за чистую монету. На самом деле при всех чудачествах, это человек глубокий и порядочный. И кстати, единственный, кто смог по-настоящему разглядеть Зинаиду (Екатерина Давыдова-Тонгур. – «Т»), которую все в городе считают белой вороной (общество относится к ней враждебно, потому что она очевидно выше других, живет по собственным внутренним законам). Эти два человека – Князь и Зинаида – как раз и есть личности другого масштаба.

– На какие вопросы вы хотели ответить в этом спектакле?
– У Окуджавы в одном из романов есть такие слова: «Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет» (цитата из Марка Аврелия. – «Т»). Вот об этом нам и хотелось поговорить. Человек может позиционировать себя как угодно, говорить о себе что угодно, но на самом деле его подлинная ценность равна цене того, за что он в действительности борется. А еще говорят, что о человеке нужно судить по его мечтам…

Многие хотят вырваться из «Мордасова», из скучных будней, из этого стоячего болота. Весь вопрос – какой ценой? На что человек имеет право пойти ради достижения своих целей? И принесет ли ожидаемый результат эта погоня за счастьем? И в чем оно – настоящее счастье? Вот такой круг вопросов мы попытались очертить.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
Читайте также