В среду, 16 января, народный артист СССР Василий Лановой отмечает юбилей на сцене Театра им. Вахтангова. Вечером он сыграет свою любимую роль в детективной мелодраме Эрика-Эмманюэля Шмитта «Посвящение Еве» - спектакле, который с успехом идет вот уже 20 лет. Со страниц «Театрала» артиста поздравляют коллеги.
Римас Туминас, художественный руководитель Театра им. Вахтангова:

В тот же день я зашел в буфет. Звучал его голос, он что-то рассказывал. Всё дрожало. Он казался мне рыцарем в доспехах с открытым забралом, с обнажённым мечом, готовым защищать свой театр. Я знал, что он звезда. И мы стали общаться. Каждая наша встреча начиналась и заканчивалась дискуссией о распаде Советского Союза. Он искренне переживал и теперь переживает. Я тоже был искренним. Рассказывал историю Литвы. Мы не приходили к согласию, кто прав, кто виноват. Это длилось довольно долго, но театр нас сблизил.
Я, конечно же, многое знал об истории Театра Вахтангова, но его рассказы многое мне дали, многое раскрыли. Он был таким негласным советчиком, но никогда не оценивал своих коллег, ни о ком не отзывался плохо. И не раз намекал: надо сохранить все – и людей в первую очередь. А у меня даже в мыслях не было кого-то увольнять. С этого согласия мы начали сближаться и, наконец, встретились в работе над спектаклем «Последние луны».
Он заинтересовался, ему понравился материал. Начались репетиции. И в процессе работы я убедился, что Василий Семенович как исландский лес: если видишь гриб и хочешь пробраться к нему между ветвями, они тебя не пускают. Холодный климат, извержения вулканов сделали их железными. Это я вспомнил во время репетиций. Лановой несгибаем, не может не властвовать. Смирение, христианская вера в нем есть, но во всем остальном его не сломить.
Такого защитника театра редко встретишь и хотя в политических вопросах мы не пришли к согласию, - прониклись уважением друг к другу. Его позиция мне дороже позиции десяти либералов, которые говорят и так, и эдак. Мы продолжаем советоваться относительно жизни театра и планируем дальнейшие встречи.


Помню, как мы репетировали. У нас возникло полное взаимопонимание. По ходу спектакля ему надо было бегать по винтовой лестнице вверх-вниз и постоянно стрелять из ружья. При этом никаких скидок на свой почтенный опыт он не делал. Репетировал с позиций человека, которого три дня назад пришел из театрального училища. В нем живо мальчишество, и это замечательно. Не знаю, может быть, ему и трудно было, но разве от него дождешься, чтобы он пожаловался? Разве он допустит, чтобы кто-то заметил, что ему тяжело?
Меня восхищает в нем еще и то, что он человек большого мужества, у которого есть своя общественно-политическая позиция, свои профессиональные, идеологические принципы. Кто-то может их разделять, кто-то нет, но он никогда не скрывал и не скрывает своих взглядов. Это в наше время чрезвычайное редкое качество.
Анна Дубровская, актриса Театра им. Вахтангова:

После спектакля мы собирались, отдыхали, веселились. Инициатором этой атмосферы, ее центром был Василий Семенович. При этом он никогда не довлел над нами, хоть мы и были намного младше, имели несравнимо меньше опыта.
Когда я пришла в театр, актеры возраста Ланового норовили сделать мне замечание: то не так сказала, это не так сделала. Лановой никогда себе такого не позволял. Не помню ни одного замечания. А вот если ты хорошо сыграла, он обязательно об этом скажет. На поклонах выведет тебя на первый план, повернет так, чтобы на тебя падал свет. Если тебе не подарили цветов, непременно отдаст свои, как бы говоря публике: «Я благодарен своей партнерше».
В спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» были эффектно поставлены полеты над сценой. Все трюки Василий Семенович выполнял сам. Он был в прекрасной физической форме – впрочем, как и сейчас, в свои 85 лет (в голове не укладывается эта цифра!). Он достойно взрослеет, язык не поворачивается произнести «стареет». Им любуешься, а когда он надевает фрак, как в спектакле «Пристань», где он читает Пушкина в луче прожектора, – просто принц: красив, графичен. Голос, жест, осанка, неповторимое звучание – Лановой несравним ни с кем. Он галантен, необыкновенно аристократичен, хоть и не является потомком аристократов. С его слов я знаю, что он из простой украинской семьи. Но выглядит он как лорд.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.