Русский Авиньон за границей

 

23 апреля на Украине завершился семидневный фестиваль «Чеховские сезоны в Ялте-2005», проведенный Союзом театральных деятелей РФ и Центром поддержки русского театра за рубежом РФ.
Уже вторую весну подряд Южный берег Крыма становится центром театральной жизни. Среди приглашенных коллективов театры из России, дальнего и ближнего зарубежья. На нынешних «Чеховских сезонах» были представлены Москва, Орел, Калуга, Таллин, Белград, Киев, Златоуст.

Программу фестиваля устроители насытили до предела. На день приходилось по два-три события. Один за другим, практически в режиме нон-стоп, в пять и в восемь часов вечера в Доме-музее имени А.П. Чехова шли спектакли. Первый показ неизменно проходил в небольшом, специально оборудованном стоместном зале, где на черном бархате задника был укреплен изящный знак-символ: скрученный из медной проволоки галстук-бабочка и пенсне на цепочке. Почти эмблемой фестиваля стала часть декорации из спектакля «Лица» московского театра Et Cetera, с которого и стартовал весенний ялтинский саммит. Режиссер и артист этого спектакля, а также председатель СТД РФ Александр Калягин торжественно открыл фестиваль солнечным утром 18 апреля. По дорожкам сада фланировали не менее двадцати дам с собачками, несколько трио сестер пили чай с крыжовенным вареньем, господа офицеры отчаянно сражались в карты и пили наливку – чеховские герои смешались с публикой, которую тоже поили чаем с баранками, а неподалеку в импровизированном тире расстреливали из ружья дробью чайку, явно срисованную с занавеса Художественного театра.

А вечером в зарослях сада, в котором многие деревья посадил сам А.П., были установлены экраны, на которых транслировали разные спектакли по Чехову. В этом сказочным пространстве, украшенном фонариками, «реяли» белые тканевые чайки, обозначая те места, где в укромным уголках перед скамейками можно было посмотреть видеозаписи спектаклей перед тем, как отправляться на основную площадку на открытом воздухе.

Принцип «Чеховских сезонов в Ялте» прост: спектакли по пьесам и рассказам Чехова привозят на смотр спектакли со всего мира.

Российский фестиваль на украинской земле – главное театральное событие года для Ялты. Изголодавшийся по театру город неделю жил этим фестивалем. О нем знали все – от таксистов, не видевших спектакли, но слышавших разговоры пассажиров и потому имеющих свое собственное мнение о каждой показанной работе, до ялтинской интеллигенции, забивавшей и зал, и дворик до отказа. Дело в том, что в середине девяностых годов прошлого века Ялтинский драматический театр имени Чехова приказал долго жить. Постоянной труппы в театре не было: на площадке по очереди играли театры Симферополя и других украинских городов. Во времена раздела Советского Союза накатанные театральные связи оборвались, и Ялта осталась без театра. Даже паркет из красивейшего здания, стоящего на улице, сбегающей к морю, вывезли. Директор «Чеховских сезонов в Ялте» Михаил Пушкин говорит, что с этим полуразрушенным, но еще живым зданием была связана одна из идей фестиваля-2005.

– По идее фестиваль должен был называться «Чеховские сезоны в Ялте. Чехов на руинах». В нескольких пространствах – в зале без рядов, в фойе с кирпичными стенами, на лестнице, украшенной барельефом Чехова, – должны были идти моноспектакли, камерные представления и большие широкоформатные полотна.

Однако череда препятствий не дала организаторам провести задуманное. В связи с этим пространство фестиваля ограничилось двумя площадками дома-музея, причем для театральных коллективов работа на пленэре стала настоящим испытанием, на которое они шли с явным удовольствием, называя подобные условия авантюрой. Совершенно иная, нежели на обычной сцене, подача звука, еще холодный в апреле ялтинский морской воздух, шуршащий гравий дворика, ограниченного тремя стенами домов, нависающие над артистами лапы ели, зрители, сидящие в одеялах, – все это делало спектакль чуть ли не экстремальным.

Характерно, что лучше всего в этих условиях показались студенты. Московская мастерская Сергея Голомазова из РАТИ привезла спектакль по «Пьесе без названия» – «Безотцовщина», а курс Бориса Голубицкого из Петербургской академии представил «Каштанку». Первый спектакль – длинный, на два с половиной часа – показал слаженность взаимодействия студентов-третьекурсников, недавних выпускников и их мастера, ведь роль Платонова вместо покинувшего спектакль Страхова исполнял сам Голомазов. В соседних дворах перекликались люди, а во внутреннем дворике разворачивалась одна из самых сложных чеховских драм.

Уличные звуки порой очень удачно вплетались в канву спектакля, особенно когда перепуганная потерявшаяся Каштанка из орловского спектакля залаяла, а на ее призыв отозвался безвестный уличный пес. «Каштанка», считающаяся исконно детским произведением Чехова, вдруг зазвучала притчево, сыгранная как цирковое представление – с первоклассно сделанными мимическими миниатюрами, цирковыми сальто и яркими костюмами.

Проверку на прочность выдержал и Калужский драматический театр, показавший на пленэре спектакль режиссера Александра Плетнева «Три сестры. Сцены». На фестивале была живая театральная легенда: из Сербии приехал режиссер Стево Жигон, создатель собственной театральной системы, и привез свою «Чайку». Режиссер Михаил Яремчук из Киевского театра марионеток сыграл нежный и красивый «Вишневый сад» – именно эти, почти одушевленные марионетки и драматический театр OMNIBUS закрывали фестиваль. Потом начался показ видеозаписей «Чаек» – и Павла Сафонова, и Бориса Мильграма, и будапештского театра «Кретакор».

У «Чеховских сезонов в Ялте» колоссальный потенциал. Ведь весь город, стоящий уступами на горе, и сам по себе являющийся готовым театральным пространством, можно превратить в фестивальный нон-стоп. Михаил Пушкин утверждает, что даже на первый взгляд в Ялте можно найти как минимум двадцать площадок: это и набережная, и смотровая площадка, и конная база в горах, над городом. Теперь главное, чтобы молодому фестивалю не мешали расти и развиваться, чтобы в одну из следующих вёсен «Чеховские сезоны в Ялте» можно было смело назвать «Русским Авиньоном».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также