«Золотая маска» для Чубайса

Новоселье «Школы современной пьесы» сопровождалось шутками и розыгрышами

 

«Заходите, заходите, сейчас начнется экскурсия!» - молодой актер «Школы современной пьесы» возле гардероба собирает небольшую группку гостей и ведет знакомить с закулисьем театра. Здесь еще пахнет краской, видны следы завершающегося ремонта, но уже в субботу, 26 января, «ШСП» сыграет спектакль «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное».
 
А накануне, 25 января, коллектив помпезно, изобретательно отметил свое возвращение в историческое здание. Дату подобрали «со смыслом»: именно здесь до революции, в ресторане «Эрмитаж» у московского студенчества была традиция отмечать Татьянин день. И, как свидетельствует Гиляровский, на шубах студентов гардеробщики мелом записывали адрес – на тот случай, если студент напьется и не сможет объяснить извозчику дорогу.

«Этот район назывался Грачёвка или, в народе, от слова «драка» – Драчёвка, – поясняет наш экскурсовод, пока мы продираемся сквозь толпы гостей. – Обстановка была криминальной. Кабаки, ломбарды, дома терпимости, торговые склады… Но особый колорит придавала река Неглинка. Сейчас ее не видно, она спрятана под землю, а тогда с ней многое было связано – вплоть до того, что преступники сбрасывали туда оружие и прочие ненужные улики. Отсюда, кстати, и пошло выражение концы в воду».

За вечер истории об уникальном здании рассказывали не только экскурсоводы, но и ведущие (Татьяна Веденеева, Владимир Колганов) и, конечно же, сам Иосиф Райхельгауз, для которого дом на Трубной – больше чем Дом.

Вспоминали, шутили, пели. И всякий раз непременно подчеркивали, что история театра началась со спектакля «Пришел мужчина к женщине», в котором блистали Альберт Филозов и Любовь Полищук; что последнюю в своей жизни роль великая Мария Владимировна Миронова сыграла на этой сцене в спектакле «Уходил старик от старухи» (ее партнером был Михаил Глузский); что блистали здесь Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Лев Дуров и многие другие актеры, не говоря уже о том, что каждый год 9 Мая здесь проходит фестиваль песен, начавшийся еще при участии Булата Окуджавы.

 27 марта театр отметит свое 30-летие (в этот день состоится исторический променад «На Трубе»). Возраст, конечно, совсем еще молодой, но для театра – целая история. И отголоски той истории шутливо обыграл Леонид Якубович в аукционе, на котором с молотка ушли туфли Любови Полищук из упомянутого уже спектакля (зрители купили их за 5 тыс. рублей), обгоревшие бутафорские деньги, спасенные при пожаре (приобретены за 10 тыс. рублей), шляпа Дон Кихота, в которой играл Альберт Филозов (20 тыс. рублей). Были, конечно, и другие лоты, но в числе прочего театр выставил на аукцион «Золотую маску» – одну из своих многочисленных наград (без именной гравировки).
«Иосиф, я затрудняюсь назвать стартовую цену этого лота, помоги», – сказал Леонид Якубович, обратившись к художественному руководителю театра. – «Три копейки».

Публика насторожилась: шутка? Иосиф Леонидович уточнил: «Без сдачи!»

«Итак, у кого есть три копейки без сдачи, – тот может прямо сейчас стать обладателем «Золотой маски» – подытожил Якубович.


Несколько человек заглянули в свои кошельки, но, разумеется, тщетно. Трех копеек ни у кого не нашлось. «А за 5 рублей?» – поинтересовалась элегантная дама в вечернем платье. – «Три копейки».

Повисла пауза. И тогда ведущий «Поля чудес» принял волевое решение: «Иосиф, кто после пожара первым оказал театру посильную помощь?» Вариантов было несколько – от друзей театра до мэра Москвы, но все же вспомнилось, что этим человеком являлся Анатолий Чубайс, председатель попечительского совета театра. В ту же секунду Леонид Аркадьевич вызвал на сцену Чубайса и наградил его «Золотой маской».

То, что театр подняли из руин, – факт, не требующий доказательств. Ровно пять лет назад (28 января 2014 года) пожар, случившийся из-за короткого замыкания, уничтожил интерьеры уникального здания. И несколько фотографий того пепелища выставили в фойе. Обгорелые стены, обрушившаяся лепнина, размытая пожарными брандспойтами краска и позолота, разрушенные потолки и сцена являли собой жуткое зрелище. И на каждом снимке было заметно, насколько старинный театр обветшал.

Как говорил в «Горе от ума» полковник Скалозуб о Москве: «По моему сужденью, // Пожар способствовал ей много к украшенью». Фраза, возможно, громкая, но, в самом деле, то, что десятилетиями ожидало ремонта и перепланировки (в театре были «глухие» помещения, многочисленные «пристройки» и теснота), вдруг оказалось расчищено и перестроено. Задышало свежестью. Здесь не осталось и следов масляной краски, густым зеленым слоем покрывавшей перила и ступени, роскошная лепнина вновь засверкала золотом, много мрамора, всюду светильники и хрустальные люстры, а главное стало просторно.

Помимо зала «Эрмитаж» (прежде в нем как раз и шли спектакли «ШСП»), открыли «Зимний сад»: теперь здесь еще одна площадка. Собственно, в день новоселья гости и сидели за столиками в этих двух залах, а артисты перемещались от эстрады к эстраде. (Главное блюдо этого вечера, разумеется, салат оливье, рецепт которого именно в этом ресторане в 1860-х годах разработал повар Люсьен Оливье.)

Были и другие площадки. В кафе читала свои «стихи-хи» Людмила Петрушевская, в атриуме показывал фокусы иллюзионист Сергей Солоницын, в Белом зале (том самом, где в 1880 году Достоевский повторил свою речь, подготовленную к открытию памятника Пушкину) пели Сергей Никитин, Тимур Шаов, Юрий Чернов и Владимир Качан. На рояле в фойе играли Максим Дунаевский и Юрий Розум и чувствовалось во всем, что это не просто звенья праздничного вечера, это – «театр вернулся в свой дом». Скоро здесь снова будет «как прежде». Во всяком случае, Иосиф Райхельгауз, который за вечер и ночь обошел, наверное, несколько десятков раз все залы и помещения, торжественно пообещал это гостям.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
 
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также