«Он был соавтором Марка Захарова»

В Москве открыли выставку памяти Шейнциса

 

В честь 70-й годовщины со дня рождения сценографа Олега Шейнциса в Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Избранное», на которой представлены эскизы декораций и костюмов к легендарным спектаклям «Ленкома».

Четверть века он был главным художником «Ленкома». Вместе с Марком Захаровым выпускал «Жестокие игры», «Юнону и Авось», «Поминальную молитву», «Мудреца», «Чайку», «Мистификацию», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Плач палача», «Город миллионеров», «Шута Балакирева», «Ва-банк» и другие спектакли. Именно Шейнцис создал нынешний облик театра, стиль его спектаклей, сам логотип «Ленком».  
 
Художник не отрицал, что часто ошибался в параметрах сцены. Он любил масштабные конструкции. Но при этом знал цену каждой мелочи. Шейнцис придумал логотип Чеховского фестиваля и по-венециански изящную «Золотую маску». И первую партию он даже сделал собственноручно. Кстати, художник сам дважды получал «Маску» – за ленкомовскую «Чайку» и спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам». Олег Шейнцис работал в Лондоне и Флоренции, Софии и Братиславе. Преподавал в Школе-студии МХАТ.

Станислав Бенедиктов, главный художник РАМТа:
– Я впервые увидел Олега еще в старом ВТО. В непринужденной обстановке – с чаепитием или с рюмочкой – у нас проходили серьезные обсуждения выставки театральных художников «Итоги сезона». И вот на импровизированную сцену буквально выбежал очень эмоциональный, энергичный молодой человек и начал темпераментно рассказывать о своей работе и о работе коллег. С кудрями, высокий, носатый – таким я его впервые увидел и таким он мне запомнился.

При всем своём необузданном темпераменте Олег был очень нежный человек, который трепетно и одновременно требовательно относился к своим ученикам, вкладывал в них душу.

Но я всё же хочу сказать о нём, как о значительном сценографе, обновившем и обогатившем нашу профессию. Достаточно вспомнить, что Шейнцис отказался от принципа оформления спектакля как такового. Для него главным был момент сочинительства. Он создавал свое пространство, которое во многом определяло спектакль, наряду с режиссёром он превращался в полноценного соавтора. Неслучайно же возник термин «режиссёр-сценограф». И случавшиеся порой конфликты, когда его, скажем так, «активному авторству» сопротивлялись артисты или режиссёр, вполне закономерны. Но одно бесспорно – Шейнцис одна из знаковых фигур для «Ленкома». Его причастность к созданию спектакля влияла на общую стилистику постановки, во многом определяла её форму, темперамент. Он, конечно, входил в обойму звезд, тех, с кем были связаны достижения этого театра.

Жаль, что так быстро оборвалась его жизнь, он был полон творческих сил. Но я рад, что был в моей жизни такой товарищ. И, по сути, он им остается – через его книгу, работы, через его учеников – остается продолжение, существование в какой-то иной форме.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • О жизни Венской оперы расскажет австрийский фотопроект

    4 февраля в Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина откроется выставочный проект «Мир Венской оперы». Главный оперный театр – в объективе австрийского фотографа Лоиса Ламмерхубера, лауреата множества премий в области фотоискусства. ...
  • Людмиле Гурченко посвятили онлайн-выставку

    Театральный музей им. Бахрушина и музей-мастерская Людмилы Гурченко подготовили онлайн-проект «Звезда эпохи», посвященный 85-летию со дня рождения народной артистки СССР. Онлайн-выставка познакомит с еще одной гранью таланта артистки, с ее умением создавать неповторимые образы и уникальный стиль в одежде. ...
  • Выставка Брейгелей открылась в музее «Новый Иерусалим»

    Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз» открылась в подмосковном музее «Новый Иерусалим».   «Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. ...
  • «Верной дорогой идете, товарищи»

    Исторические документы, фотографии спектаклей, мемуары, критические статьи из фондов Российской государственной библиотеки искусств дают возможность проследить, как на протяжении столетия (с 1919 по 2019) менялся подход драматургов, режиссеров, исполнителей к образу Ленина на театральной сцене. ...
Читайте также