В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем.
Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова:
– Владимир Абрамович Этуш – для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. Его миссия заключалась в том, чтобы передать нам эти традиции, чтобы и мы впоследствии берегли основы. Он и его поколение подарило нам знание о том, что в профессии нужно сохранять достоинство и помнить, что актерское призвание – это большая ответственность. То, во что мы верим, то, что мы умеем, то, что мы любим – это всё заслуга поколения Владимира Абрамовича. И его лично, потому что он много лет возглавлял эту Школу – Щукинское театральное училище. Мы безмерно благодарны ему за то, что он смог достучаться до нас и передать нам эти профессиональные основы…
Кирилл Рубцов, актер театра им. Вахтангова:
– От нас ушел Владимир Абрамович Этуш. Эти слова я услышал на репетиции перед концертом в арт-кафе, буквально за час до начала. Как петь, как играть? Но наша профессия такова… Мы не можем иначе. Всегда и всё вопреки – как когда-то Вахтангов поставил «Принцессу Турандот» во время войны, мы продолжаем эту традицию. Полный зал зрителей. И шоу должно продолжаться. Это было испытание лично для меня, я не мог искренне улыбаться, ком стоял в горле, потому что с этим человеком связан огромный кусок моей жизни и масса невероятных историй.
Все знают, что Владимир Абрамович всегда отличался суровым нравом, еще в институте мы все его боялись, а придя в театр - и подавно. Но мало кто знает, что на самом деле за его колючим взглядом и строгим отношением к нам – стояло отношение к работе, очень требовательное к себе и, соответственно, к партнерам. В этом есть такое честное отношение, что ли. И при этом, если получалось с ним найти общий язык на сцене, то ты становился близким человеком и другом навсегда.
Когда ты выходишь на сцену с такими глыбами, с такими мастерами, это всегда невероятная ответственность. А когда этим мэтрам уже за 90 – ответственность в разы больше, и ты относишься к ним с невероятной осторожностью, как к чему-то драгоценному, но при этом кажется, что они будут рядом всегда.
С Владимиром Абрамовичем мы пять лет играли наш любимый спектакль «Окаемовы дни», который нас очень и очень сблизил. И всякий раз, уходя после совместной сцены за кулисы, я говорил ему, что это счастье быть с ним рядом, и что я очень его люблю. Он всегда отвечал: я тебя тоже… Для меня это действительно было счастье и огромный аванс. Вспоминаю, что репетировать сначала было сложно. У меня был монолог в спектакле про дорогих мне женщин, которые поселились в моем сердце, а сердце оно, как дом. И на каждой репетиции в течение долгого времени, Владимир Абрамович останавливал меня и говорил, что я слишком бытово это произношу, и в его воображении остается лишь образ дома, а не образ любви. Я никак не мог двинуться дальше. Он требовал от меня более тонкого, возвышенного произношения. У меня был шок, и перед следующей репетицией, я подошел к нему и сказал, что, наверное, уйду из этой работы, что ему надо подумать о том, чтобы найти нового партнера, потому что я никак не могу правильно произнести монолог, найти в нем поэзию. На что Владимир Абрамович посмотрел на меня своим пронизывающим взглядом и сказал: «Нет, я хочу, чтобы моим партнером был именно ты. У тебя все получится. Ты пробуй!». С этого момента началась наша сценическая дружба. Больше на монологе мы не застревали никогда.
У меня был репетиционный костюм – свитер, брюки и стильные ботинки. Ботинки были искусственно состаренные, потертые. И вот однажды во время репетиции Владимир Абрамович нагнулся ко мне и шепнул на ухо: «Ботинки почисть». Я шепнул в ответ: «Они чистые, это сейчас так модно». Он ответил: «И тем не менее почисть их в следующий раз». На следующую репетицию я пришел уже в лакированных башмаках. И он это оценил! За пару дней до нашей премьеры, мы встретились на служебном входе, поприветствовали друг друга, и тут он говорит: «У меня послезавтра премьера, приходи!». Вот такой удивительный, внимательный, требовательный Владимир Абрамович, с потрясающим чувством юмора. Мне будет Вас не хватать. Вы навсегда останетесь в моем сердце, драгоценный партнер, мой учитель, мой сценический друг!

– Владимир Абрамович Этуш – для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. Его миссия заключалась в том, чтобы передать нам эти традиции, чтобы и мы впоследствии берегли основы. Он и его поколение подарило нам знание о том, что в профессии нужно сохранять достоинство и помнить, что актерское призвание – это большая ответственность. То, во что мы верим, то, что мы умеем, то, что мы любим – это всё заслуга поколения Владимира Абрамовича. И его лично, потому что он много лет возглавлял эту Школу – Щукинское театральное училище. Мы безмерно благодарны ему за то, что он смог достучаться до нас и передать нам эти профессиональные основы…

– От нас ушел Владимир Абрамович Этуш. Эти слова я услышал на репетиции перед концертом в арт-кафе, буквально за час до начала. Как петь, как играть? Но наша профессия такова… Мы не можем иначе. Всегда и всё вопреки – как когда-то Вахтангов поставил «Принцессу Турандот» во время войны, мы продолжаем эту традицию. Полный зал зрителей. И шоу должно продолжаться. Это было испытание лично для меня, я не мог искренне улыбаться, ком стоял в горле, потому что с этим человеком связан огромный кусок моей жизни и масса невероятных историй.
Все знают, что Владимир Абрамович всегда отличался суровым нравом, еще в институте мы все его боялись, а придя в театр - и подавно. Но мало кто знает, что на самом деле за его колючим взглядом и строгим отношением к нам – стояло отношение к работе, очень требовательное к себе и, соответственно, к партнерам. В этом есть такое честное отношение, что ли. И при этом, если получалось с ним найти общий язык на сцене, то ты становился близким человеком и другом навсегда.
Когда ты выходишь на сцену с такими глыбами, с такими мастерами, это всегда невероятная ответственность. А когда этим мэтрам уже за 90 – ответственность в разы больше, и ты относишься к ним с невероятной осторожностью, как к чему-то драгоценному, но при этом кажется, что они будут рядом всегда.
С Владимиром Абрамовичем мы пять лет играли наш любимый спектакль «Окаемовы дни», который нас очень и очень сблизил. И всякий раз, уходя после совместной сцены за кулисы, я говорил ему, что это счастье быть с ним рядом, и что я очень его люблю. Он всегда отвечал: я тебя тоже… Для меня это действительно было счастье и огромный аванс. Вспоминаю, что репетировать сначала было сложно. У меня был монолог в спектакле про дорогих мне женщин, которые поселились в моем сердце, а сердце оно, как дом. И на каждой репетиции в течение долгого времени, Владимир Абрамович останавливал меня и говорил, что я слишком бытово это произношу, и в его воображении остается лишь образ дома, а не образ любви. Я никак не мог двинуться дальше. Он требовал от меня более тонкого, возвышенного произношения. У меня был шок, и перед следующей репетицией, я подошел к нему и сказал, что, наверное, уйду из этой работы, что ему надо подумать о том, чтобы найти нового партнера, потому что я никак не могу правильно произнести монолог, найти в нем поэзию. На что Владимир Абрамович посмотрел на меня своим пронизывающим взглядом и сказал: «Нет, я хочу, чтобы моим партнером был именно ты. У тебя все получится. Ты пробуй!». С этого момента началась наша сценическая дружба. Больше на монологе мы не застревали никогда.
У меня был репетиционный костюм – свитер, брюки и стильные ботинки. Ботинки были искусственно состаренные, потертые. И вот однажды во время репетиции Владимир Абрамович нагнулся ко мне и шепнул на ухо: «Ботинки почисть». Я шепнул в ответ: «Они чистые, это сейчас так модно». Он ответил: «И тем не менее почисть их в следующий раз». На следующую репетицию я пришел уже в лакированных башмаках. И он это оценил! За пару дней до нашей премьеры, мы встретились на служебном входе, поприветствовали друг друга, и тут он говорит: «У меня послезавтра премьера, приходи!». Вот такой удивительный, внимательный, требовательный Владимир Абрамович, с потрясающим чувством юмора. Мне будет Вас не хватать. Вы навсегда останетесь в моем сердце, драгоценный партнер, мой учитель, мой сценический друг!