«Он для всех нас учитель с большой буквы»

Актеры вспоминают Владимира Этуша

 
В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем.

Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова:

– Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. Его миссия заключалась в том, чтобы передать нам эти традиции, чтобы и мы впоследствии берегли  основы. Он и его поколение подарило нам знание о том, что в профессии нужно сохранять достоинство и помнить, что актерское призвание – это большая ответственность. То, во что мы верим, то, что мы умеем, то, что мы любим – это всё заслуга поколения Владимира Абрамовича. И его лично, потому что он много лет возглавлял эту Школу – Щукинское театральное училище. Мы безмерно благодарны ему за то, что он смог достучаться до нас и передать нам эти профессиональные основы…

Кирилл Рубцов, актер театра им. Вахтангова:
– От нас ушел Владимир Абрамович Этуш. Эти слова я услышал на репетиции перед концертом в арт-кафе, буквально за час до начала. Как петь, как играть? Но наша профессия такова… Мы не можем иначе. Всегда и всё вопреки – как когда-то Вахтангов поставил «Принцессу Турандот» во время войны, мы продолжаем эту традицию. Полный зал зрителей. И шоу должно продолжаться. Это было испытание лично для меня, я не мог искренне улыбаться, ком стоял в горле, потому что с этим человеком связан огромный кусок моей жизни и масса невероятных историй.

Все знают, что Владимир Абрамович всегда отличался суровым нравом, еще в институте мы все его боялись, а придя в театр - и подавно. Но мало кто знает, что на самом деле за его колючим взглядом и строгим отношением к нам – стояло отношение к работе, очень требовательное к себе и, соответственно, к партнерам.  В этом есть такое честное отношение, что ли. И при этом, если получалось с ним найти общий язык на сцене, то ты становился близким человеком и другом навсегда.

Когда ты выходишь на сцену с такими глыбами, с такими мастерами, это всегда невероятная ответственность. А когда этим мэтрам уже за 90 – ответственность в разы больше, и ты относишься к ним с невероятной осторожностью, как к чему-то драгоценному, но при этом кажется, что они будут рядом всегда.

С Владимиром Абрамовичем мы пять лет играли наш любимый спектакль «Окаемовы дни», который нас очень и очень сблизил. И всякий раз, уходя после совместной сцены за кулисы, я говорил ему, что это счастье быть с ним рядом, и что я очень его люблю. Он всегда отвечал: я тебя тоже… Для меня это действительно было счастье и огромный аванс. Вспоминаю,  что репетировать сначала было сложно. У меня был монолог в спектакле про дорогих мне женщин, которые поселились в моем сердце, а сердце оно, как дом. И на каждой репетиции в течение долгого времени, Владимир Абрамович останавливал меня и говорил, что я слишком бытово это произношу, и в его воображении остается лишь образ дома, а не образ любви. Я никак не мог двинуться дальше. Он требовал от меня более тонкого, возвышенного произношения. У меня был шок, и перед следующей репетицией, я подошел к нему и сказал, что, наверное, уйду из этой работы, что ему надо подумать о том, чтобы найти нового партнера, потому что я никак не могу правильно произнести монолог, найти в нем поэзию. На что Владимир Абрамович посмотрел на меня своим пронизывающим взглядом и сказал: «Нет, я хочу, чтобы моим партнером был именно ты. У тебя все получится. Ты пробуй!». С этого момента началась наша сценическая дружба. Больше на монологе мы не застревали никогда.

У меня был репетиционный костюм – свитер, брюки и стильные ботинки. Ботинки были искусственно состаренные, потертые. И вот однажды во время репетиции Владимир Абрамович нагнулся ко мне и шепнул на ухо: «Ботинки почисть». Я шепнул в ответ: «Они чистые, это сейчас так модно». Он ответил: «И тем не менее почисть их в следующий раз». На следующую репетицию я пришел уже в лакированных башмаках. И он это оценил! За пару дней до нашей премьеры, мы встретились на служебном входе, поприветствовали друг друга, и тут он говорит: «У меня послезавтра премьера, приходи!». Вот такой удивительный, внимательный, требовательный Владимир Абрамович, с потрясающим чувством юмора. Мне будет Вас не хватать. Вы навсегда останетесь в моем сердце, драгоценный партнер, мой учитель, мой сценический друг!


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также