Дмитрий Трубочкин: «Бывает ли театроведение “практическим”»?

 
«Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. Итак, слово ученому.
 
В мировых университетах в последние десятилетия все заметнее становится новая специальность: «angewandte Theaterwissenschaft», «applied theatre studies», или «прикладное театроведение».

Первым ее ввели в Университете Юстуса Либиха в Гиссене (Германия): в 1982 году там был открыт первый и пока единственный в мире Институт прикладного театроведения. Этот институт был создан по инициативе знаменитого в Польше и Германии театроведа Анджея Вирта, введшего в научный обиход термин «постдраматический театр», и его младшего коллеги Ханса-Тиса Лемана, написавшего о постдраматическому театре книгу, которая принесла ему мировую славу. Сегодня там преподает один из лидеров современного театра Хайнер Геббельс.

«Прикладное театроведение» есть в Австралии (Университет Новой Англии), Ирландии (Университет Лимерика) и других странах. Это направление часто соседствует с другим, имеющим название еще более непривычное: «прикладной театр». Он распространился в мировой университетской практике раньше, чем «прикладное театроведение». Теперь «applied theatre» преподают в театральных школах мира – в Англии, Америке и Новой Зеландии (в «Объединении театральных исследований и критики» Окландского Университета).

«Прикладной театр» подразумевает использование методов театральной школы вне театра: в образовании, социальной реабилитации, бизнес-тренингах, политике и пр. В чем же смысл слова «прикладной» применительно к театроведению?
Приведу недавний пример. Десять базовых архетипов, составляющих основу большой системы масок итальянской комедии дель арте, были открыты Клавдией Контин Арлекино – актрисой, художницей, исследовательницей, педагогом. Она сделала свое открытие, занимаясь практическими упражнениями с масками и впервые опубликовала его в спектакле «Жители Арлекинии» (1991). Затем оно попало в лекции, в книгу, стало теорией, которую сегодня признают самые авторитетные итальянские историки и теоретики театра. Такой результат был бы невозможен, если бы Клавдия Арлекино не перевела свои иконографические штудии в движенческий план – то есть не сделала бы свое театроведение «прикладным».

Еще один пример. Ученики спросили однажды у Павла Маркова, кого он считает лучшим знатоком истории театра; тот ответил: «Мейерхольда», – и было видно, с каким удовольствием он созерцал эффект, произведенный столь неожиданным ответом. Мейерхольд, конечно, осознавал себя режиссером, а не театроведом, но его лекции, прочитанные в ГИТИСе в 1918-1919 годах, а сейчас опубликованные, ясно показывают, чтó имел в виду Марков. Мейерхольд умел понять историческую театральную систему «изнутри», безошибочно видел существенное в ней и умел применить только что добытое знание для нового театрального строительства в самом широком смысле этого слова. Для него театроведение имело конкретный, практический, «прикладной» смысл.

Итак, «прикладное» или «практическое» театроведение возникает тогда, когда знание о театре переходит в созидательный план современного театрального процесса (и этот переход является не просто «советом практику», но собственной созидательной деятельностью театроведа); или когда теоретическое исследование восполняется конкретной практикой и без нее не может достичь своего результата.

В таком понимании «прикладное театроведение» существует уже, как минимум, с первых опытов европейских классицистов XV века по возрождению античного театра: они Аристотеля переводили и трактаты писали, и музыку сочиняли, и на сцене играли – то есть создавали театр на основе вновь добываемых знаний и идей.

В России первая «Школа практического театроведения» открыта недавно на базе Высшей школы сценических искусств – Театральной школы Константина Райкина. В сентябре 2018 года был набран первый театроведческий курс, сразу приступивший к занятиям по дисциплинам традиционного набора – истории театра и кино, источниковедению, истории и т. д., и в то же время по сценической пластике и биомеханике. Этот небольшой очерк открывает наши первые шаги в поиске близких мировых тенденций, которые покажут, что интерес к «практическому театроведению» древнéе и шире, чем видится на первый взгляд.
Коренная особенность современного театрального процесса заключена в быстрой смене конфигурации составляющих его элементов. Непрерывно меняется театральная карта мира, изменяется облик устоявшихся художественных центров, происходит переоценка творческого вклада заметных персон, вступают на арену новые лидеры, все настойчивее заявляет о себе негосударственная сфера культурных инициатив. В такой ситуации особую ценность будет иметь тот профессионал, кто сумеет объединить вокруг себя других, чтобы создавать театр в любых условиях – в государственной или негосударственной сфере; для этого, кроме знания театра «изнутри и снаружи», необходимо продюсерское мышление. Думаю, именно театроведение, понятое в «практическом» смысле, заключает в себе основу для формирования этого нового профессионала – «человека театра».
 
Справка
Дмитрий Трубочкин
Историк театра, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Высшей школы сценических искусств, заведующий сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации. 
Образование: философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.
Научные интересы: история и теория театра; классическое искусство; современный художественный процесс; традиция и авангард; социальная и экономическая история искусства; философия искусства.
Автор более сотни научных работ.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также