Рецепты супружеской жизни

 

Итальянский режиссер Лука де Фуско поставил в Театре им. Вахтангова спектакль о трех днях из жизни неаполитанской семьи.

Спектакли по пьесам Эдуардо де Филиппо, одного из величайших драматургов Италии, в разные годы входили в репертуар Театра им. Вахтангова. Комедию «Суббота, воскресенье, понедельник» директор Театра Стабиле ди Наполи Лука де Фуско выбрал не только для того, чтобы еще раз прикоснуться к творчеству выдающегося драматурга, но и для того, чтобы разрушить этнические стереотипы: персонажи де Филиппо зазвучали по-чеховски лирично.
 
Все счастливые семьи, как известно, похожи друг на друга.  Наступает долгожданная суббота, а с ней и dolce far niente (сладкое ничегонеделание) для уставших после трудовых будней мужчин, в то время как их благоверные, напротив, заступают на дежурство и весь день хлопочут у плиты. И все ради еженедельного ритуала – рагу по-неаполитански, без которого не обходится ни один воскресный обед. Вызывающая расслабленность одних и кулинарные старания других порождают конфликты, постепенно перерастающие в семейную драму.
 
Не стала исключением и чета Приоре. Сценография Марты Кризолини Малатеста – оммаж Италии конца 1950-х годов – страны, которая уже оправилась от ужасов войны и заново научилась радоваться житейским мелочам. Кухня плавно перетекает в столовую комнату, где хозяева встречают своих многочисленных гостей. Персонажи одеты в платья и костюмы пастельных тонов по тогдашней моде. Окна распахнуты, и в полукруглую залу с балкончиками проникает синева южного неба. Стены словно впитали в себя эту лазуревую безмятежность, а фамильная мебель в белоснежных чехлах с оборочками выглядит особенно праздничной.
 
Уснувший до поры до времени Везувий, вписанный в импрессионистский пейзаж, не просто просыпается, но и готов к извержению по мере того, как в семье Пеппино Приоре (Евгений Князев) разгорается скандал. И вот уже каждый из домочадцев стремится спрятаться за «своей» створкой, чтобы не попасть под горячую руку родителя. Природа вторит человеческим драмам, играя со светом и тенью. Некогда ясное небо затягивается грозовыми тучами, сцена затемняется, и ничего не остается, как наглухо закрыть все окна, спасаясь от разрядов молний.
 
Три дня из жизни обычной неаполитанской семьи становятся театральным действом в трех частях, где у каждого из артистов будет свой яркий выход. В не предвещавший ничего плохого субботний день Пеппино будто попадает в королевство кривых зеркал, в котором мелкие недостатки других в его глазах вырастают до космических размеров. С самого утра он беспрестанно бурчит, избегает солнечного света, делает вид, что с интересом читает газету, а на самом деле пристально следит за всеми через увеличительное стекло нарастающего недовольства. Евгений Князев мастерски доводит комичность своего персонажа до внутреннего слома.
 
Любимая жена (Ирина Купченко) несколько месяцев назад вдруг перестала обращать на него внимание, больше не гладит рубашки и не машет рукой с балкона, когда он утром отправляется на работу. Старший сын Роберто (Олег Макаров) − ни рыба ни мясо, средний, Рокко (Леонид Бичевин), обрекает родного отца на скорое банкротство, открывая свой собственный магазин. Сестра Амелия (Анна Дубровская) сбивает с толку юную племянницу (Ася Князева) идеями об эмансипированных женщинах и карьере на телевидении, где сплошной разврат, при этом собственного сына (Евгений Пилюгин) превратила в инфантильного нытика. Брат Раффаэле (Сергей Пинегин) витает в облаках и смешит людей в маске Пульчинеллы. Тесть (Рубен Симонов) портит гостям шляпы, покровительствует негоднику Рокко и к тому же пытается установить свои правила в его, Пеппино, доме. Федерико (Эльдар Трамов), неудачливый жених Джульянеллы, боится всего на свете. Соседи (Михаил Васьков и Ольга Гаврилюк) раздражают своим навязчивым добродушием, не говоря уже о таком криминальном типе, как Микеле (Денис Самойлов), брате служанки (Полина Чернышова), который в любой момент может разнести полквартиры. Для полноты картины не хватает явившегося некстати портного (Анатолий Меньщиков), и воскресный обед будет гарантировано испорчен.
 
С приготовлением рагу тоже в этот раз не заладилось – героиня Ирины Купченко слишком зла на своего равнодушного и неблагодарного супруга. Похвалить невестку (Лада Чуровская) за посредственные кулинарные способности – дань вежливости, а сказать жене после стольких лет совместной жизни хотя бы несколько ласковых слов – уже ни к чему.  Если рагу варится в ненадлежащей для священнодействия атмосфере, то, по неаполитанской традиции, семейный обед не сблизит собравшихся, а станет катализатором разлада.  Идиллическая церемония передачи тарелок под божественную музыку Никколо Паганини закончится взрывом подлинно итальянских чувств. В слишком обходительном соседе Луиджи ревнивец муж заподозрит соперника, а в его внимании к хозяйке – вещественное доказательство супружеской измены. Оскорбленная жена на глазах у всех выбросит кольцо и произнесет страшные слова – ей жаль, что такой человек стал отцом ее детей.
 
Страсти закипают в этом доме, как рагу в кастрюле. Семья могла бы разрушиться, если бы на следующий день, в понедельник, не началась новая рабочая неделя.  За ночь захворавшая было Роза благодаря стараниям золовки и доктора (Александр Павлов) обретет вторую молодость, а за перевоспитание Пеппино возьмется не по годам мудрая дочка Джульянелла.
В сцене объяснения в любви Князев и Купченко настолько органичны и трогательны, что веришь в нерушимость семейных устоев. В них просыпаются пылкие юноша и девушка, для которых все только начинается, а впереди − долгая и счастливая жизнь. В благодарности за многолетнюю верность и заботу слышится признание в самых искренних чувствах друг другу, а заодно к Вахтанговскому театру и его зрителям. Этот блистательный актерский дуэт разрушает стереотипы о вечно шумных и легкомысленных итальянцах. Их персонажи находят истинную радость в том, что продолжают узнавать близкого человека, врачевать старые обиды и прощать за несовершенства. Драматургия вообще рождается в исследовании человеческой души. В любой  семье случаются конфликты, которые рассеиваются, когда люди говорят друг другу нежные слова. А артисты выходят на сцену, чтобы снова и снова подтвердить свою любовь к живому и многоликому, смешному и грустному театру.
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также