Рецепты супружеской жизни

 

Итальянский режиссер Лука де Фуско поставил в Театре им. Вахтангова спектакль о трех днях из жизни неаполитанской семьи.

Спектакли по пьесам Эдуардо де Филиппо, одного из величайших драматургов Италии, в разные годы входили в репертуар Театра им. Вахтангова. Комедию «Суббота, воскресенье, понедельник» директор Театра Стабиле ди Наполи Лука де Фуско выбрал не только для того, чтобы еще раз прикоснуться к творчеству выдающегося драматурга, но и для того, чтобы разрушить этнические стереотипы: персонажи де Филиппо зазвучали по-чеховски лирично.
 
Все счастливые семьи, как известно, похожи друг на друга.  Наступает долгожданная суббота, а с ней и dolce far niente (сладкое ничегонеделание) для уставших после трудовых будней мужчин, в то время как их благоверные, напротив, заступают на дежурство и весь день хлопочут у плиты. И все ради еженедельного ритуала – рагу по-неаполитански, без которого не обходится ни один воскресный обед. Вызывающая расслабленность одних и кулинарные старания других порождают конфликты, постепенно перерастающие в семейную драму.
 
Не стала исключением и чета Приоре. Сценография Марты Кризолини Малатеста – оммаж Италии конца 1950-х годов – страны, которая уже оправилась от ужасов войны и заново научилась радоваться житейским мелочам. Кухня плавно перетекает в столовую комнату, где хозяева встречают своих многочисленных гостей. Персонажи одеты в платья и костюмы пастельных тонов по тогдашней моде. Окна распахнуты, и в полукруглую залу с балкончиками проникает синева южного неба. Стены словно впитали в себя эту лазуревую безмятежность, а фамильная мебель в белоснежных чехлах с оборочками выглядит особенно праздничной.
 
Уснувший до поры до времени Везувий, вписанный в импрессионистский пейзаж, не просто просыпается, но и готов к извержению по мере того, как в семье Пеппино Приоре (Евгений Князев) разгорается скандал. И вот уже каждый из домочадцев стремится спрятаться за «своей» створкой, чтобы не попасть под горячую руку родителя. Природа вторит человеческим драмам, играя со светом и тенью. Некогда ясное небо затягивается грозовыми тучами, сцена затемняется, и ничего не остается, как наглухо закрыть все окна, спасаясь от разрядов молний.
 
Три дня из жизни обычной неаполитанской семьи становятся театральным действом в трех частях, где у каждого из артистов будет свой яркий выход. В не предвещавший ничего плохого субботний день Пеппино будто попадает в королевство кривых зеркал, в котором мелкие недостатки других в его глазах вырастают до космических размеров. С самого утра он беспрестанно бурчит, избегает солнечного света, делает вид, что с интересом читает газету, а на самом деле пристально следит за всеми через увеличительное стекло нарастающего недовольства. Евгений Князев мастерски доводит комичность своего персонажа до внутреннего слома.
 
Любимая жена (Ирина Купченко) несколько месяцев назад вдруг перестала обращать на него внимание, больше не гладит рубашки и не машет рукой с балкона, когда он утром отправляется на работу. Старший сын Роберто (Олег Макаров) − ни рыба ни мясо, средний, Рокко (Леонид Бичевин), обрекает родного отца на скорое банкротство, открывая свой собственный магазин. Сестра Амелия (Анна Дубровская) сбивает с толку юную племянницу (Ася Князева) идеями об эмансипированных женщинах и карьере на телевидении, где сплошной разврат, при этом собственного сына (Евгений Пилюгин) превратила в инфантильного нытика. Брат Раффаэле (Сергей Пинегин) витает в облаках и смешит людей в маске Пульчинеллы. Тесть (Рубен Симонов) портит гостям шляпы, покровительствует негоднику Рокко и к тому же пытается установить свои правила в его, Пеппино, доме. Федерико (Эльдар Трамов), неудачливый жених Джульянеллы, боится всего на свете. Соседи (Михаил Васьков и Ольга Гаврилюк) раздражают своим навязчивым добродушием, не говоря уже о таком криминальном типе, как Микеле (Денис Самойлов), брате служанки (Полина Чернышова), который в любой момент может разнести полквартиры. Для полноты картины не хватает явившегося некстати портного (Анатолий Меньщиков), и воскресный обед будет гарантировано испорчен.
 
С приготовлением рагу тоже в этот раз не заладилось – героиня Ирины Купченко слишком зла на своего равнодушного и неблагодарного супруга. Похвалить невестку (Лада Чуровская) за посредственные кулинарные способности – дань вежливости, а сказать жене после стольких лет совместной жизни хотя бы несколько ласковых слов – уже ни к чему.  Если рагу варится в ненадлежащей для священнодействия атмосфере, то, по неаполитанской традиции, семейный обед не сблизит собравшихся, а станет катализатором разлада.  Идиллическая церемония передачи тарелок под божественную музыку Никколо Паганини закончится взрывом подлинно итальянских чувств. В слишком обходительном соседе Луиджи ревнивец муж заподозрит соперника, а в его внимании к хозяйке – вещественное доказательство супружеской измены. Оскорбленная жена на глазах у всех выбросит кольцо и произнесет страшные слова – ей жаль, что такой человек стал отцом ее детей.
 
Страсти закипают в этом доме, как рагу в кастрюле. Семья могла бы разрушиться, если бы на следующий день, в понедельник, не началась новая рабочая неделя.  За ночь захворавшая было Роза благодаря стараниям золовки и доктора (Александр Павлов) обретет вторую молодость, а за перевоспитание Пеппино возьмется не по годам мудрая дочка Джульянелла.
В сцене объяснения в любви Князев и Купченко настолько органичны и трогательны, что веришь в нерушимость семейных устоев. В них просыпаются пылкие юноша и девушка, для которых все только начинается, а впереди − долгая и счастливая жизнь. В благодарности за многолетнюю верность и заботу слышится признание в самых искренних чувствах друг другу, а заодно к Вахтанговскому театру и его зрителям. Этот блистательный актерский дуэт разрушает стереотипы о вечно шумных и легкомысленных итальянцах. Их персонажи находят истинную радость в том, что продолжают узнавать близкого человека, врачевать старые обиды и прощать за несовершенства. Драматургия вообще рождается в исследовании человеческой души. В любой  семье случаются конфликты, которые рассеиваются, когда люди говорят друг другу нежные слова. А артисты выходят на сцену, чтобы снова и снова подтвердить свою любовь к живому и многоликому, смешному и грустному театру.
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Бывших Дон Жуанов не бывает»

    Дмитрий Крымов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» свой «театральный роман», свой спектакль-манифест, где стыкует музыку и меланхолию Моцарта с вызывающим юмором, божественное пение – с серией немыслимых провокаций. ...
  • На-Крови или на-Любви?

    В переломные времена художники часто обращаются к классике, ища в ней вопросы и комментарии к дню сегодняшнему. Молодые постановщики – Хуго Эрикссен, Семен Серзин, Андрей Калинин, – обратились к произведениям русских писателей XIX и ХХ веков, проверяя коллизиями и персонажами давнего прошлого вызовы современности. ...
  • Так рождаются театры: современники – «Современнику»

    Спустя месяц после официальной даты, считающейся днём рождения «Современника», состоялся премьерный и единственный показ документального спектакля «Вечно живые. История в лицах» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной специально к 65-летнему юбилею театра. ...
  • Вышел в свет июньский «Театрал»

    24 МАЯ 2021 ГОДА ВЫШЕЛ В СВЕТ ИЮНЬСКИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ». На страницах первого летнего номера вы прочтете: какие сюрпризы Алексей Франдетти готовит для любителей мюзиклов; что заставило Александра Калягина заступиться за зрителей 65+; о чем мечтает Евгений Марчелли; почему Виталий Манский не смог отстоять «Артдокфест»; как поддержать кумира: «Звезда Театрала» отвечает на вопросы зрителей; зачем Владимир Панков обратился к Моэму; почему памятник Владимиру Этушу открыли не в Москве: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; кому Дмитрий Крымов посвятил свой новый спектакль; чем заинтересовал Марка Розовского Григорий Распутин; какие недостатки Сергей Безруков разглядел в чеховских персонажах; как Александр Ширвиндт шутил над Михаилом Державиным; что Алексей Бородин считает в творчестве самым главным; какие проекты, посвященные истории Театра им. ...
Читайте также