Пролетарии всех трупп, объединяйтесь!

 

Весенние деньки провоцируют капель, легкомысленное настроение и желание с кем-нибудь слиться. Или кого-нибудь слить. Если это желание частное и глубоко личное, то оно и ладно. Сливайтесь на здоровье, но без ущерба для окружающих…

Совсем другое дело, когда речь идет о слияниях публичных, неожиданных и странно мотивированных. Тут впору как минимум озадачиться. Долгий опыт жизни в нашем нескучном отечестве приучил, что за любым публичным слиянием, как правило, стоят чьи-то непубличные интересы. А эти интересы могут не иметь ничего общего (или почти ничего) с декларируемыми причинами объединения. 

Совсем недавно, в прошлом номере «Театрала», мы писали о странной истории с известным подмосковным театром «ФЭСТ», на который вдруг навалились местные мытищинские чиновники. Успешный театр был лишен своей финансовой службы, ее объединили со службами других структур, бюджет театра сократили, директора уволили, а устав театра чиновники переписали, лишив коллектив возможности влиять на назначение руководителей.

Театр возмутился, выступил с открытым письмом, обратился в прокуратуру. Тогда в театр пригнали силовиков, они устроили в гримерках настоящий погром, изъяли компьютеры, документы и дали понять, что лучше смириться и не выступать. А местный депутат из бывших «ментов», владеющий не только мандатом, но и ЧОПом, публично посоветовал «ФЭСТу» поделиться площадями, объединиться с рестораном и культурно обслуживать не только публику, но и клиентов. 

«ФЭСТу» повезло, от исторического слияния с общепитом его спасло областное руководство и министр культуры области. Руководство не оставило без внимания реакцию возмущенной театральной общественности, выступившей в защиту «ФЭСТа», да и самим театром областной минкульт традиционно и обоснованно гордился. Поэтому странные объединители вовремя получили по рукам, и ситуация стала потихонечку успокаиваться.
А тут новая волна, еще более мощная и странная. Об объединении вдруг объявили два театра, не имеющих ничего общего, включая прописку. Прославленный Александринский театр и не менее прославленный Ярославский решили слиться в Первый национальный. Вернее, слить театры решили их руководители, а коллективы про объединение узнали из Новостей.

И тут тоже начались справедливые возмущения, причем не только в коллективах, но и в широкой общественности. Мотивы объединения двух исторических театров выглядели, мягко говоря, не очень убедительно. Еще менее убедительно выглядели методы объединения. Кулуарное решение нескольких человек, влияющее не только на судьбы двух уважаемых коллективов, но и на весь театральный ландшафт России, вызвало недоумение и вопросы не только в театральном сообществе. И уже федеральное руководство было вынуждено вмешаться и приостановить странный процесс со странными мотивами. Рекомендовали обсудить с широкой общественностью. Обсуждают.

Но мотивы слияния от этого не становятся убедительнее. Ничто не мешает этим театрам сотрудничать, ездить друг к другу в гости, гастролировать в Москве, называть себя первыми национальными и даже самыми великими... Но какой смысл объединяться физически, обрекая себя на огромное количество организационных и технических проблем, вряд ли способствующих творческому подъему? Вопрос по-прежнему открытый. И вызывающий смутные подозрения, что реальные причины для столь революционных объединений, они в чем-то другом. И не сулящем ничего хорошего.

У нас ведь на памяти богатый опыт революционных объединений, при которых всегда хотели как лучше... Много десятилетий, помнится, объединяли пролетариев всех стран. В результате – ни тех пролетариев, ни тех стран. Долго объединяли братские республики в семью народов – семья развалилась вдрызг. Потом пошли по отраслям – стали объединять клиники, школы...

В результате с медициной беда, а с образованием еще хуже. Стоит ли удивляться, что когда вдруг возникла идея странно мотивированного объединения театров, то публика напряглась, а театры встревожились. Оно, конечно, можно сослаться на весенние легкомысленные настроения, способствующие слиянию. Но весна пройдет. И лето. И осень. А что останется от театральных трупп, объединенных неведомо кем и неведомо зачем? Хорошо, если не последний национальный...

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сентябрьский номер журнала «Театрал» вышел в свет

    После долгого перерыва, вызванного общей ситуацией, связанной с пандемией, печатная версия журнала «Театрал» возвращается к читателям. О том, как все эти месяцы, оставшись без малейшей поддержки, выживал и трудился коллектив журнала, рассказывает в своей традиционной колонке главный редактор «Театрала» Валерий Яков. ...
  • «Я был заложником Басаева. Добровольно»

    20 июня поздним вечером ровно 25 лет назад 139 заложников Басаева были отпущены террористами на свободу. Мы были последними из почти двух тысяч человек, освобождённых ранее. Но у ста тридцати девяти были все шансы пополнить список убитых. ...
  • Весь мир – театр. Наш...

    Первый весенний месяц в театральном мире пользуется особой любовью. Принято считать, что все прогрессивное человечество именно в этом месяце широко отмечает международный праздник – День театра. Правда, основная часть человечества об этом и не догадывается, но это уже ее проблемы. ...
  • Сезон надежд

    Жить в эпоху перемен не пожелаешь и врагу – гласит китайская народная мудрость, которую приписывают Конфуцию. Трудно с этим спорить в канун китайского Нового года, который обычно наступал в феврале, а на этот раз – 25 января, но у нас ведь собственная гордость. ...
Читайте также