«Гамлетизм» этой пьесы сегодня еще более актуален»

Павел Сафонов поставил в Театре сатиры спектакль «Платонов»

 

В пятницу, 19 апреля, в Театре сатиры выходит спектакль «Платонов» по ранней пьесе Чехова «Безотцовщина». В преддверии премьеры «Театрал» побеседовал с режиссером Павлом САФОНОВЫМ.
 
– Павел, почему вы выбрали именно эту пьесу Чехова?
– Я давно хотел ее ставить, еще после первого своего спектакля «Прекрасные люди» по Тургеневу. Меня всегда интересовала ее запутанность, трагикомичность, юмор внутри жесткой драмы, какая-то нелепость, которая складывается вокруг героя, связанная с женщинами и другими событиями, внутренняя попытка Платонова всё это пройти и куда-то всё-таки вынырнуть…  Меня эта вещь на интуитивном уровне привлекала давно, но никак не складывалось, всё всегда – случай! А сейчас всё совпало: приход в этот театр Максима Аверина, приглашение Ольги Ломоносовой. Мы стали искать материал для постановки, тут и возник чеховский «Платонов». Мы вместе загорелись этой идеей.

– В последнее время вы часто работаете в соавторстве с художником Мариусом Яцовскисом и композитором Фаустасом Латенасом…
– Мариус всегда мне помогает облечь мои театральные фантазии в лаконичную форму, которая позволяет строить всё словно «из пустоты». Мне кажется, он очень хорошо чувствует Чехова, какую-то его условность, и красоту мира, которую хочется открыть. Мир более гармоничен, наверное, чем люди, поэтому нужен какой-то контрапункт. Хотя есть в его сценографии и необходимая жесткость. Замечательные костюмы к этому спектаклю создала художник Тамара Эшбе.
А когда Фаустас Латенас привносит что-то свое, то сразу становится легче думать о постановке в целом.
 
– Вы можете «в двух словах» рассказать о главном герое – какой он?
– В начале пьесы есть фраза, точнее, вопрос: «Он герой или не герой?» В этом смысле весь спектакль, по сути, ответ на этот вопрос. Мне кажется, что Платонов – тот человек, который, в принципе, мог бы и должен был быть героем, противостоять разрушению, пошлости и деградации. Условно говоря, противостоять такому персонажу, как Венгерович-старший, который олицетворяет капитал, сросшийся с властью. И в юности Платонов думал, что он – Гамлет, который способен сразиться с целым морем бед...
                                                  
– Поэтому вы вплетаете в чеховскую пьесу шекспировский текст?
– Вообще «гамлетизм» этой пьесы сегодня еще более актуален. В то же время, в ней очень российский «расклад», в том, что герой раздваивается. Он не выдержал, не смог сохранить себя. Когда он был просто учителем, ему еще как-то удавалось был цельным, но попытка угнаться за ушедшим временем, за мечтой, разрушила его пространство. Он это осознает. Одним словом, он и есть такой русский Гамлет. Он слишком широк, непоследователен, может быть, даже комичен. 
 
 – Вы впервые работаете с Максимом Авериным. Легко было найти общий язык?
– Максим очень порадовал меня своей азартностью, нацеленностью на максимум и своей открытостью. Он в хорошей форме и может реализовать разные задачи. Мне было интересно ему ставить какие-то задачи, которые он довольно умно и легко осваивал. Партитура роли – огромная, и мне кажется, у него есть внутренние пересечения с Платоновым.  Эту роль трудно сыграть без какого-то внутреннего раздрая и потерь.  Ему есть, о чем говорить.
 
– Не опасаетесь ли вы в Театре сатиры выходить с к публике с таким драматичным материалом?
– У меня это третий спектакль в Театре сатиры. И все они, в принципе, были «нетрадиционными» для этой сцены. Понятно, что «Собака на сене» –материал вроде более легкий, но мы его делали тоже достаточно драматично, и выиграли. «Двенадцатая ночь», тоже не является таким уж «самоигральным» произведением. А что касается Чехова… Понимаете, я верю в нашу публику, верю в то, что она способна воспринимать серьезные и «умные» вещи. Тем более, что это очень живая история про людей, про их попытку изменить жизнь и про несоответствие того, как они хотели жить и как живут.  Для меня центральная по духу реплика спектакля: « – Что у вас болит? – Платонов болит».
Мне кажется, что у любого человека где-то внутри есть свой Платонов, Иванов, Петров, который периодически болит. Я верю в то, что это будет воспринято публикой, как разговор о сегодняшнем дне, а не как архаика и чья-то чужая далекая жизнь.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • «Когда ждешь мессию, а приходит урядник…»

    В одном из очерков, посвященных памяти Евгения Леонова, Марк Захаров написал: «Вечером 29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов, собираясь на работу в спектакле «Поминальная молитва», дома, уже одеваясь, упал и мгновенно умер. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Дмитрий Трубочкин: «Энциклопедия структурирует наши знания о современном театре»

    9 февраля в Союзе театральных деятелей РФ представили Первый том театральной энциклопедии «Театр России XXI век», который стал одним из важнейших результатов Года театра. О формате нового издания «Театралу» рассказал председатель научно-редакционного совета Дмитрий Трубочкин. ...
  • Марина Брусникина отмечает юбилей

    Заместитель худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам, художественный руководитель театра «Практика», режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Марина Брусникина отмечает сегодня, 9 февраля, свой юбилей. С днем рождения её поздравляют коллеги по родному театру, где она сыграла более 40 ролей в спектаклях Олега Ефремова, Анатолия Эфроса, Романа Виктюка, Дмитрия Брусникина и других выдающихся режиссёров, а также выпустила двенадцать собственных постановок. ...
  • Галина Галкина: «Моя жизнь похожа на стихотворение Булата Окуджавы»

    В понедельник, 8 февраля, актрисе Галине Галкиной исполняется 60 лет, из них 45 она посвятила Театру на Юго-Западе. Здесь она состоялась как актриса и здесь встретила свою любовь. Один театр и одна любовь на всю жизнь. Вот такой удивительный человек – заслуженная артистка России Галина Галкина. ...
Читайте также