Время спекулянтов и авантюристов

«Энергичные люди» в Московском Губернском театре

 

Спектакль «Энергичные люди» поставлен в Московском губернском театре по повести Василия Шукшина. Действие переносит зрителя в СССР 70-х годов, время спекулянтов и авантюристов, но, по словам автора произведения, людей неплохих  на «плохие» поступки их заставило пойти время, когда не существовало честных способов достичь благосостояние.

Эпоха показана в судьбе нескольких ее представителей, а именно супругов Кузькиных и пятерых друзей главы семейства, «деловых и энергичных людей», как называют себя Брюхатый, Чернявый, Лысый, Курносый и Простой человек. Товарищи любят летать в жаркие страны и совершать поездки во Владивосток, оставаясь в доме Аристарха Кузькина – для путешествий им достаточно употребить спиртное в разных количествах, которое зависит от расстояния маршрута. Жене Аристарха, Вере Сергеевне, надоедает терпеть выходки мужа, а последней каплей становится любовное письмо от некоей Сони. Госпожа Кузькина идет на решительные меры и пишет о спекулянтстве мужа и компании в милицию. Еще не доставленное письмо случайно обнаруживает Аристарх – основное действие спектакля начинается.

Возвращаемся в май 2019 года – продолжаются первые показы «Энергичных людей» в МГТ. Режиссер и художественный руководитель театра, Сергей Безруков, поставил повесть в оригинальном жанре караоке-спектакля. Зритель поет вместе с актерами известные как старшему, так и молодому поколению советские песни из культовых фильмов. В начале спектакля показалось, что идея совместного исполнения песен не оправдывает себя, однако с течением действия зритель постепенно погружается в происходящее на сцене. Запомнилось, как одна из зрительниц на четвертом ряду уже с первыми песнями закрыла глаза и пела вместе с артистами. Порой действие переходит в зал. Аристарх Кузькин роняет что-то из холодильника, находясь в поисках спасительной банки с солеными огурцами, – зритель подает некий предмет его обладателю и получает благодарность. Девушка из зрительного зала помогает Брюхатому поведать историю его жизни. Она на время становится его супругой, посадившей спекулянта в тюрьму, – так друг Аристарха пытается показать Вере Сергеевне ошибочность ее намерений и внушает не повторять поступка, ставшего для его жены роковым.

Атмосфера семидесятых годов дополняется танцами и несколько экстравагантными костюмами героев «Энергичных людей»: перед нами настоящие стиляги своего времени. Постановка в целом носит ностальгический характер: предметы быта времен наших родителей, бабушек и дедушек встречают уже перед спектаклем, а гости театра, в свою очередь, могут прикоснуться к советским кроватям и игрушкам, старой посуде, телефону с крутящимся циферблатом. Многие вещи принадлежат актерам и сотрудникам театра – МГТ собрал настоящий музей в фойе. Ностальгию усиливают фотографии и видео, сопровождающие спектакль: Брюхатый поет «Телегу», а после зритель видит молодого человека с гитарой в черно-белой записи, который поет ту же песню. «Это я в 18 лет», - объясняет герой пьесы.

Идея спектакля в целом вовсе не кажется веселой – завершается действие арестом «энергичных людей» в момент, когда этого никто не ожидал, а Вера Сергеевна уже не желала. Несмотря на это, зрителя, да и самих актеров, переполняют настоящие, живые эмоции. Пока спектакль еще не сформировался окончательно: актеры пробуют новое на сцене и признаются, что каждый показ отличается от предыдущего. Галина Бокашевская, которую зритель видит в образе Веры Сергеевны, рассказывает о последних часах перед спектаклем: «Уже вчера пришла в театр, уже вчера ходила с текстом. Кончилось тем, что я уснула в шесть утра, потому что сна не было – всю ночь прорабатывала свои сцены. Я поняла – это неправильный подход. Мы все пришли на следующий день и не понимали, куда и что. Сергей Витальевич собрал нас – он всегда так за пять или десять минут до начала спектакля – и говорит: «Ребята, о чем?» Мы все складываем руки – называется «обряд ручки», а он спрашивает: «О чем? Ради чего мы сегодня будем отдавать свою кровь, рвать свои жилы?» Так он нас объединяет – это очень важно. Мы чувствуем и понимаем, что мы вместе, мы бригада и идем в бой завоевывать зрителя и новые земли!»

И артисты завоевывают. В какой-то момент перестаешь видеть яркие костюмы и декорации – лица исполнителей ролей выходят на первый план, их эмоции становятся эмоциями зрителя, а песни к завершению второго акта поют даже самые поначалу стеснительные гости МГТ. Из зала выходишь с желанием пересмотреть советские фильмы и «Бременских музыкантов», а также обязательно привести на «Энергичных людей» дедушек и бабушек.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Библионочь 2020» пройдет в виде онлайн-марафона

    Ежегодно почти во всех регионах России проходит «Библионочь». В прошлом году в рамках акции состоялось более 2,5 тыс. различных мероприятий. Еще в апреле прошлого года появился информация, что «Библионочь 2020» будет посвящена 125-летию со дня рождения Сергея Есенина. ...
  • Пацифистский Чапек

    4 марта в Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сердце матери», поставленного по мотивам пьесы Карела Чапека «Мать». Студентам факультета журналистики МГУ удалось побывать на премьере и обсудить постановку с актёрами, а также написать свои впечатления об увиденном в рамках проекта «Журфак Театрала». ...
  • «Мечтателей» Бертолуччи перенесли на сцену

    Спектакль "Dreamers.Мечтатели" по мотивам известной эротической драмы Бернардо Бертолуччи, начинавший свой путь в "маленьком подвальчике", вышел на большую сцену: теперь его можно увидеть в Культурном центре ЗИЛ. ...
  • Доступный театр

    «Искусство должно быть доступно всем». Эта идея постепенно находит свое воплощение. Так, в последнее время появляется все больше льгот для школьников, студентов, пожилых людей. Особое внимание уделяется тому, чтобы театры могли посещать и люди с ограниченными возможностями. ...
Читайте также