Константин Гаврилович и другие

В Москве показали «Донку» Даниэле Финци-Паски

 


В 2010 году к 150-летию Чехова Международный театральный фестиваль его имени представил спектакль-оммаж писателю, заказанный Театральной компании Финци Паска. В конце мая нынешнего года спектакль вновь побывал в российской столице.
 
Чехов – имя-миф мирового масштаба. Что лучше всего усваивается мифом? Деталь, определяющая сюжет. Черный парус, клубок Ариадны, крылья из воска, деревянный конь – и за каждым названным предметом встанет легенда, узнаваемые герои, вечно повторяющийся сюжет.
 
Что для мира входит в чеховский миф? Пенсне и чахотка. Писатель и доктор. Он видел смерть и лечил людей. Он любил удить рыбу. Он написал про трех сестер и чайку, про вишневый сад и дядю Ваню. Он умел смешить, но выглядел серьезным. То, что он считал комедией, весь мир читает как трагедию.
 
 «Донка» – название легкой удочки с колокольчиком, который звенит при поклеве и будит задремавшего рыбака. Легкость и глубина, рябь отражений и бликов, уединенность, размышление и забава – эти понятия оказались очень близки создателю компании Даниэлю Финци Паска, из них он и сочинил спектакль, объездивший за 9 лет мир, понемногу менявшийся и на нынешнем фестивале вновь показанный в России.
 
Меньше всего автор спектакля собирался рассказать биографию писателя или сюжеты его произведений. Это поток ассоциаций на чеховские темы, игра с образами, которые уже известны зрителю и либо радостно угадываются, либо нет – тогда аллюзии ускользают, но остается красота сценического действия. Интернациональная труппа родом из цирка, и древние жанры акробатики и жонгляжа здесь сочетаются с новейшими техническими возможностями современной сцены, театр теней – с приемами стендапа, визуальный театр – с танцем и т.д. Истории разносятся по свету, как семена ветром, и прорастают в неожиданных местах в новом виде.
 
Вот три девочки в белом на трапеции. Они толкаются, раскачиваются, щебечут, пересаживаются, почти срываются, никак не угомонятся – и это образ детства, девчоночьей прелестной неловкости, для которого нужна как раз отточенная ловкость. Вот актеры встают враспорку в огромные обручи, кружатся в них – и превращаются в витрувианского человека Леонардо, живые – в символ.
 
Вот на фоне леденцово-розового экрана актеры выстраиваются в линии – лицом к залу или боком – с длинными гибкими шестами в руках с привязанными бесконечными лентами. Раскачивают шесты и заставляют ленты летать, рисуя воздушные арки – со сцены в зал или во всю ширину сцены: тригоринская рыбалка? Евангельское ловление душ человеческих? Театральная красота? Все сразу. Жизнь, как говорил Треплев, надо изображать не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах. Тогда и дуэль – это лишь перекрестные струи воды из спринцовок, радугой вспыхивающие брызги, и нет никакой смерти ни для кого, только игра.
 
В этом спектакле очень много про детство и смерть, про больницу и врачей, про потерянных, без родителей и родины детей – или людей, для которых родиной становятся воспоминания. Старинные кровати с шариками на металлических спинках, которые тенями возят за занавесом, и они то становятся крошечно-кукольными, то вырастают до небес – кровати, на которых балуются, танцуют, рожают, болеют, сновидят, умирают, любят. Когда взрослые не видят, дети в палате дерутся подушками, на подвешенных полотнищах карабкаются в небо, теряют земное притяжение, срываются, снова летят. И какая-то малышка все собирается домой, в Россию.
 
Когда-то зрители платили за билеты в огромные университетские аудитории, чтобы увидеть вскрытие. Сцена и по сей день сохраняет родство с анатомическим театром – доктор Чехов вскрывал человека. Толпа в белых халатах радостно хватает и укладывает на железный стол полуголого пациента, выворачивает его наизнанку и завязывает узлом, а он все жив, несмотря на медицинские ухищрения, и рвется прочь из шарлатанских рук. Как ни крутили и ни складывали человека – ничего про него не поняли, и догоняют, и хватают, и тащат снова на стол эту манящую загадку.
 
Театр – скальпель и врачеватель, он не может победить смерть, но он занят тем, что смерти не знает – душой. Поиски анатомов убедили клоунов, что душа прячется в ботинках, и эти огромные серебристые стоптанные ботинки живы на сцене, их примеряют актеры и верят, что это ботинки Чехова, потому что сегодня именно клоуны – те, кто рассказывает истории, кто смешит и утешает людей.
 
Спектакль решен, в основном, в белых, черных и красных тонах. Эти трагические краски вместе с нежной и шутливой его интонацией, красотой музыки и света создают щемящее и пронзительное настроение. Сцена бала – кульминационная, как в Вишневом саде – сверкающая люстра из ледяных подвесок, летающие на тросах женские фигуры в белых платьях, разбиваемые в танце ледяные шары и тарелки, осколки и звон, в которые превращаются жизнь, любовь, дом – а они все отчаянней танцуют босиком по этим осколкам…
 
Главное свойство спектаклей Финци Паска – легкость. Они не стремятся ошеломить, наоборот, здесь виртуозность спрятана за радостной простотой, припудрена обманчивой небрежностью. С ловкостью фокусника режиссер как бы открывает зрителю все приемы, но из раскрытой ладони почему-то выпархивает птичка. Собранная из палочек, ленточек, льдинок, света, теней и музыки «Донка» оставляет невыразимое впечатление самой жизни, вдруг оказавшейся искусством. И в этом она конгениальна рассказам и пьесам Чехова, изумляющим недостижимой простотой и безыскусностью подлинности. Тарарабумбия оказывается тем, чем она и должна быть – музыкой.

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В Театре Моссовета пройдет дискуссия с Павлом Рудневым

    22 мая в Театре им. Моссовета состоится дискуссия с театроведом, одним из самых крупных специалистов по современной драме Павлом Рудневым. Тема – премьерный спектакль «Человек в закрытой комнате». rn rnОбсуждение начнется по окончании спектакля, который играют на сцене «Под крышей», и будет доступно для зрителей, пришедших посмотреть постановку. ...
  • В «Сатирикон» вернется бутусовская «Чайка»

    Театр «Сатирикон» объявил, что спектакль Юрия Бутусова «Чайка» возвращается на столичные подмостки после долгого перерыва. 1 июля его сыграют на основной сцене Театра Вахтангова.   «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской «Чайки» – Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. ...
  • В «Сфере» готовят премьеру для детей

    28 и 29 мая в театре «Сфера» состоятся премьерные показы детского спектакля «Незнайка и его друзья» в постановке главного режиссера театра Александра Коршунова. Главную роль в премьере исполнит Дмитрий Триумфов. ...
  • «Ночь в музее» соединит поэзию Москвы и песни о Москве

    В рамках акции «Ночь в музее» 21 мая, с 20:00 до 22:00, в Музее Москвы пройдет поэтический вечер в постановке Марины Брусникиной «Поэзия Москвы и песни о Москве». Новое поколение Мастерской Брусникина исполнит стихи московских поэтов-современников, в том числе Дмитрия Воденникова, Федора Сваровского, Глеба Шульпякова, Андрея Родионова, Сергея Гандлевского, Веры Павловой, – и песни о Москве, написанные с довоенных до наших дней. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также