Не только о войне

 

В начале мая петербургские театры обрушили на головы зрителей целый поток спектаклей и театрализованных программ, посвященных 60-летию Победы. Публика зачастую выходила из зала, что называется, зареванная. В зале были ветераны, которые не могли без слез вспоминать «дороги эти». Реалии тех лет, документы, стихи и песни царапали душу вне связи с качеством постановок. Однако спектакли все-таки делаются не для одноразового использования. И сомнения, доживут ли постановки хотя бы до осени, посещали не только театральных менеджеров, но и самих участников премьер. Понятно, что доживут не все.
Спектакль «Снегири» делался в Театре Ленсовета не к дате. Молодая команда во главе с режиссером Василием Сениным вообще не помнит тех времен «датской» обязаловки. Пьеса Нины Садур по произведениям Виктора Астафьева взволновала их вечностью конфликтов, не исчерпанных темой «человек на войне». История полувековой давности для этого поколения – уже глубокая древность. И если артисты соотносят ее с проблемами своей нынешней жизни, докапываются до общечеловеческих ценностей, то ты уже забываешь о временных факторах.

Историю про астафьевских «веселых солдат» театр прочел именно так – словно это шекспировская хроника, где противостояние алых и белых роз (кто помнит подробности?!) отступает перед правдой и глубиной страданий.

Каждый из девяти героев в «Снегирях» – отдельная личность. На вопрос «Кто главный герой?» ответить невозможно. И братья Снегиревы, сыгранные Всеволодом Цурило и Михаилом Карпенко, вовсе не близнецами, а людьми с отдельными характерами, хоть и с общей судьбой, – главные. И неуемный балагур Леха Булдаков (Дмитрий Лысенков) в центре внимания не оттого, что босой и в кальсонах вместо форменных галифе. Евгений Филатов играет старшину Шпатора равным этим новобранцам – не начальник он им, а такой же «снегирь», яркая мишень, в любую минуту готовая окрасить кровью снега России. Любимец женщин лейтенант Щусь (Алексей Торковер) хоть и говорит «мы из казаков», но на самом деле остро чувствует свое «Я», заливая чувство бессилия, невозможность защитить себя и неоперившихся солдат от молоха государства, воюющего против собственного народа. Даже особист Скорик здесь не просто отрицательный герой. Олег Федоров рельефно прорисовывает трагическую вину (вот где параллели с Макбетом явны) человека, ступившего на путь предательства. Обратной дороги из этой трясины нет…

Все они мальчики, дети, еще не чувствующие хрупкости своей жизни и не утратившие личной свободы. Труднее всего им раствориться, стать массой. Оттого столь трагична эта история, сыгранная, пропетая, протанцованная всеми вместе и каждым в отдельности. Балетмейстер Ирина Ляховская подхватывает темы, заданные сюжетом, и развивает их в пластических «связках», которые вовсе не выглядят вставными дивертисментными номерами. Действие льется единым потоком, и ты даже не замечаешь, что уже прошло полтора часа. Финал закольцовывает события, на сцене вновь возникают шекспировские ведьмы (родные сестры хантыйских колдуний). Впрочем, об их предсказаниях мы не забывали на протяжении всего спектакля. Как и было обещано, история не могла кончиться благополучно. Притча обрывается в трагедию. Каждый на собственном опыте узнает, что жизнь – это «смертельная болезнь, передающаяся половым путем».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также