Французские ангелы впали в Rage

 

Театры кукол – не такие уж частые гости на Чеховском фестивале. Обычно за эту область отвечает Филипп Жанти – кукольник, маг и волшебник визуального и предметного театра. Но в этом году гостям смотра удалось познакомиться с новым коллективом – известной труппой театра марионеток «Ангелы на потолке», тоже из Франции. Они привезли в Москву спектакль Камий Труве R.A.G.E., посвященный жизни и творчеству Ромена Гари.
 
В названии-аббревиатуре зашифрованы перепутанные буквы его имени. Но жанр этой постановки определить так же трудно, как ускользающую идентичность главного героя – талантливого писателя и дипломата, военного летчика и кинорежиссера, мистификатора, постоянно меняющего имена и амплуа.
 
Люди, голуби и собаки, маски и куклы, фокусы и видеопроекции – все смешалось в этом избыточном, перенасыщенном трюками и образами спектакле. Только успевай поворачивать голову и следить за действием, которое разворачивается во всех уголках зрительного зала, от сцены до балконов. При этом часть зрителей сидит прямо на подмостках, и для них открывается совершенно другой угол зрения. Впрочем, и от остальных создатели не скрывают сценической изнанки спектакля, а наоборот – всячески её демонстрируют. По бокам площадки расположились две станции «озвучки»: на одной поют (на русском, на идише, на английском) и играют на музыкальных инструментах, на другой – создают шумовые эффекты с помощью самых неожиданных предметов от плюющегося паром утюга до велосипедных покрышек.   
 
Мы словно допущены в мастерскую, где на наших глазах рождается чудо спектакля, но не только. Французкие артисты пытаются создать тотальный театр, где нет разделения на сцену и зал, где все мы оказываемся свидетелями истории, которую режиссирует сама жизнь, так как основана она на материале биографическом, можно сказать, документальном. Мы видим маленького мальчика из Вильно, который вместе с матерью, еврейской актрисой, бежит во Францию за лучшей жизнью. Их изображают две ростовые куклы, которыми виртуозно управляет один артист – Брис Берту.  
 
Все происходящее иронично комментируют собаки и голуби – актеры в масках. Они, как досужие бабки на скамейке, бурно обсуждают, станет ли чахлый отрок великим писателем и дипломатом, как мечтает его заполошная мать. Забавны теневые сценки, где она выбирает поприще для будущего гения, а потом – подходящее ему имя: так вместо провинциального Романа Кацева возникает аристократический Ромен Гари. Трогательны эпизоды, где повзрослевший Ромен отправляется на войну и получает письма от матери, полные любви, гордости и поддержки, даже после её смерти. Конверты с теплыми огоньками внутри скользят по проволоке через весь зал, отправленные чьей-то заботливой рукой, и словно оберегают героя от беды.
 
Спектакль сюжетно состоит из двух частей. Первая посвящена взаимоотношениям писателя с матерью, описанным в романе «Обещание на рассвете». А вторая – литературной жизни Гари, вынужденного взять еще один псевдоним Эмиля Ажара и благодаря этой мистификации получить вторую Гонкуровскую премию, которая дается только раз в жизни. Вот тут начинается настоящее раздолье: темы двойников, отношений персонажей и автора, переплетения вымысла и реальности представляют богатую почву для экспериментов с куклами и масками. Герои книг тут появляются на сцене, проходя сквозь страницы текста в буквальном смысле, и препираются со своим создателем. Марионетки вдруг начинают двигаться без кукловода, а живые артисты расхаживают без головы.
 
Особенно выразителен поединок героя со своей второй личностью – портретной маской, стремящейся заменить его настоящую голову. А как остроумно придуманы господа журналисты: куклы с телевизором, печатной машинкой и радиоприемником вместо туловищ! Приемы и находки этой постановки можно перечислять бесконечно. Но это так же бессмысленно, как пересказывать содержание фокусов. Кстати, за магию в спектакле отвечает специально приглашенный специалист – Рафаэль Наварро. Его трюки вроде двойного зеркала, где человек и его отражение живут самостоятельной жизнью, и правда, завораживают. Брис Берту, один из создателей «Ангелов», начинал как цирковой артист, канатоходец и жонглер, поэтому в их спектаклях есть что-то от французского нового цирка – та же любовь к парадоксам, поэтическим образам и красивым метафорам.
 
Правда, среди обилия выразительных средств иногда теряется нить повествования, драматургия запутывается и плутает, а структура выглядит слишком рыхлой и разбросанной. Но в этой неправильности, непричёсанности спектакля есть свое обаяние. В нем нет лоска завершенности, ювелирности отделки, но есть энергия естествоиспытателей, азарт первооткрывателей, пробующих этот мир на зуб. Кстати, в переводе с французского Rage и означает «страсть, ярость» или по-русски – «раж».  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также