«Мы намеренно «смешали» времена»

 

Весной в театре «Сфера» состоялась премьера по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». «Театрал» побеседовал с режиссером-постановщиком спектакля Глебом ЧЕРЕПАНОВЫМ.
 
– Глеб, почему выбрали для постановки именно это произведение?
– Тут два основных фактора. Во-первых, у Толстого крепкий детективный и фантастический сюжет, который держит зрителя в напряжении. Во-вторых, мне была важна тема. Грубо говоря, это о том, куда человека приводят мечты или, точнее, идеи. Человек загорается какой-то идеей, может быть, изначально даже прекрасной, но вопрос в том, куда она может в итоге его привести?  Все мы знаем, что в начале XX века ученые просто исследовали атом, изучали, как он делится, а в итоге через 20 лет возникла атомная бомба. Очень часто в истории человечества – да и не только в истории, но и в нашей жизни – так происходит, что мечты приводят к разрушениям. Инженер Гарин создал аппарат для разрушения – гиперболоид, который рушит города, губит миллионы людей, но, прежде всего, этот аппарат внутренне разрушил его самого.
 
  Вы видите в романе, написанном почти сто лет назад, параллели с сегодняшним днем?
– Ну, конечно, это про сегодня. Мы-то – и артисты, и я – живем сегодня! Поэтому это наша фантазия о том времени, о том, как мы его себе представляем. И всё это, мне кажется, напрямую сопряжено с сегодняшним днем. Ничего не изменилось, а только еще усугубилось. Мы видим, что  происходит сегодня во всем мире и у нас тоже.  Так что, безусловно, это разговор про сегодняшний день. Мы намеренно смешали какие-то приметы времени так, что иногда невозможно понять, всё это происходит тогда или сейчас? И это не случайная эклектика из серии «так получилось», мы намеренно «смешали» времена, потому что это и про «тогда», и абсолютно про «сейчас».
 
Почему вы решили включить в постановку фрагменты произведений других авторов Достоевского, Андреева?
– Когда я начал думать про Гарина как про персонажа, то у меня возникла мысль, что он явное продолжение персонажей Достоевского. Мне показалось, что вопрос из школьной программы: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» – в устах инженера Гарина мог бы прозвучать абсолютно, органично. А что касается фрагмента из романа Леонида Андреева «Иго войны», то я взял оттуда только один монолог мальчика. Когда у нас в спектакле совсем мельком прозвучала фраза одного из персонажей (Зои Монроз) о том, что целые деревни в горах разрушены, я вспомнил про это произведение Андреева. И мне показалось важным как-то явственней проявить то, что, собственно, происходит.  Потому что у Толстого это оставалось где-то за кадром: какой-то гиперболоид, взорвал какие-то деревни, где-то там какие-то люди погибли… В романе у Толстого мы этого не видим и никак с этим не соприкасаемся, а я решил, что надо это обозначить, дать вставным эпизодом, даже немножко в другом жанре, в другой стилистике – артист без всякой эксцентрики и гротеска полушепотом читает монолог, который рассказывает о том, что такое война и как человек впервые с ней сталкивается. Я как-то интуитивно почувствовал, что здесь обязательно нужен такой эпизод. Чтобы мы эту войну увидели не только на уровне слов, а показали, что она калечит чьи-то жизни, а такие прекрасные и талантливые люди, как Гарин, в прямом смысле слова рушат чужие судьбы.
Вообще мне кажется, что интересно иногда дополнить одного автора другим, чтобы они вступили в своего рода диалог друг с другом.
 
Поэтому возникли и зонги Брехта?  
– Да, Брехт просто возник, как знак той эпохи. Мы просто как-то об этом не задумываемся, а ведь Алексей Толстой даже жил в Берлине в одно время с Брехтом. В то самое время Брехт организовал там свое кабаре и писал свои тексты, а композитор Курт Вайль – музыку. И Толстой, и Брехт могли видеться, встречаться в Берлине, ведь это кабаре было местом притяжения творческой элиты.
 
Вы впервые работаете с театром «Сфера». Легко было найти общий язык с коллективом? Как вы отбирали актеров – проводили кастинг?
– Я вообще никогда не провожу никаких кастингов, я всегда выбираю артистов как-то интуитивно. Театр «Сфера», конечно, театр особый, начиная с пространства зала, которое тебе сразу многое диктует. Ты должен вступить в диалог с этим круговым пространством. И вообще это авторский театр со своей особой атмосферой, которая создана еще основательницей театра Екатериной Еланской. Артисты здесь прекрасные, они заточены на внутреннее проращивание роли, образа, на то, чтобы понять в традициях нашей русской школы про что, зачем, почему и потом уже наполнять это какой-то внешней выразительностью. Я, честно могу сказать, немножко по-другому работаю, и это не хорошо и не плохо, это просто факт. Я сначала понимаю, как это должно быть, как должно выглядеть, а потом уже от формы иду к содержанию. Это просто данность, таков мой характер и темперамент. Поэтому мы шли с разных концов этого «тоннеля» к одной цели – к встрече друг с другом. Артистам было интересно поработать чуть-чуть по-другому, в какой-то другой стилистике, изначально им даже не очень близкой. В итоге мы начали друг друга слышать и чувствовать.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Рогожкина: «Всё, что с нами происходит – всё про любовь»

    В МХТ им. Чехова недавно состоялась премьера спектакля по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» (режиссер Егор Перегудов). В интервью «Театралу» Наталья Рогожкина рассказала о том, чем привлекает ее этот проект и какой она видит свою героиню – Наталью Петровну. ...
  • «Человек независимый и смелый»

    15 января исполняется 75 лет известному актеру театра и кино Валерию Баринову. С юбилеем его поздравил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр КАЛЯГИН. - Я счастлив поздравить Вас с юбилеем! Могу себе представить, с каким размахом отметили бы Ваш юбилей в театре, который за последние годы стал для Вас по-настоящему родным. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Марк Розовский: «Поэтом себя не считаю»

    В поэтическом спецпроекте «Театрала» мы представляем стихи создателя и художественного руководителя Театра «У Никитских ворот» Марка РОЗОВСКОГО. –  Я очень признателен «Театралу» за то, что вы обратили внимание на мои стишата. ...
Читайте также