Легкое дыхание Коко Шанель

 

Светлана Захарова, российская балерина номер один и по статусу, и по той лидерской позиции, которую она занимает в пространстве отечественной балетной сцены, представила в Большом театре новый проект MODANCE.

Прима Большого и этуаль миланского Ла Скала, Захарова азартно и отважно окунается в стихию неизведанного. Точнее, сама вводит новое в свою жизнь, «сочиняя» эксклюзивные программы. Так, шесть лет назад в рамках своего творческого вечера балерина вышла на сцену в нескольких современных номерах, в том числе в специально подготовленном по случаю гала «Плюс минус ноль» Владимира Варнавы и комической миниатюре Йохана Кобборга, неожиданно раскрывшей ее как… клоунессу.

В нынешний проект балерины (продюсерская компания Muzarts) вошли две одноактных постановки – «Как дыхание» и Gabrielle CHANEL. В первом из названных балетов Захарова уже танцевала в Ла Скала в паре с Роберто Болле. Нынешняя версия – собственная адаптация хореографа Мауро Бигонцетти, которого неплохо знают в Москве. Фестиваль современной хореографии DanceInversion привозил в Москву его радикальный, заряженный молодой энергией спектакль «Ромео и Джульетта». В Большом театре шла его постановка для пяти балерин Cinque, созданная в рамках проекта Сергея Даниляна «Отражение». Для другого проекта того же Даниляна «Короли танца» хореограф сочинил мини-балет для пяти танцовщиков-мужчин Five.

«Как дыхание» Бигонцетти на барочную музыку Генделя – череда изобретательных соло, дуэтов, трио – динамичных, ярких, выразительных, построенных на игре с классикой. В спектакле заняты артисты Большого театра, в том числе премьеры Вячеслав Лопатин, Михаил Лобухин и ведущие солисты Денис Савин, Якопо Тисси, демонстрирующие мастерство, артистизм, чувство стиля, собственно, как и другие танцовщики.  Хореография строится на контрасте и слиянии изысканной формы и ее причудливой деформации, точного движения и его слома, каллиграфии классической комбинации и шутливой реплики по ее поводу. Игра света и ритмов, паузы и ускорения темпа создают напряжение и затягивают зрителя в паутину сотканной хореографом ткани, напоминающей то тонкое шитье, то его изнанку с узелками. Бигонцетти «чувствует» артиста, и его избыточная фантазия позволяет блеснуть каждому участнику. Завораживает виртуозное соло Вячеслава Лопатина, обладающего ртутной подвижностью и гутаперчевой гибкостью. Великолепен финальный дуэт Захаровой и Дениса Савина, справляющихся со сложностями витиевато-изысканный хореографии без каких-либо видимых усилий, благодаря чему у их танца – удивительно легкое дыхание.

Балет «Габриэль Шанель» – мировая премьера хореографа Юрия Посохова и композитора Ильи Демуцкого, с которыми Захарова успешно работала над спектаклями «Герой нашего времени» и «Нуреев». На этот раз к ним присоединился автор либретто и режиссер Алексей Франдетти, на чью долю выпала непростая миссия уложить в часовой сценарий жизнь выдающейся женщины, чье имя с одной стороны у всех на устах, а, с другой, никто доподлинно не знает, какой она была – Коко Шанель, создательница дома мод и неповторимого стиля. Она дружила с великими людьми своего времени, многих из них любила, субсидировала Дягилева, страдала, изменяла, обретала, теряла… Франдетти выстроил сюжет линейно, словно прометав стежками главные события жизни Коко – от юности заурядной певички до вершин славы одной из самых знаменитых женщин мира.

Посохов же придумал Захаровой-Шанель выразительную походку, лёгкую и уверенную, скромную, но с легким вызовом, похожую на поступь манекенщиц, но без профессионального автоматизма. И этот пластический образ говорит о героине больше, чем иллюстративно изложенные события ее жизни, в ходе которых Шанель переходит от встречи к встрече с повлиявшими на её жизнь мужчинами. Один – французский офицер, богатый наследник Этьен Бальсан (Михаил Лобухин) помог ей сделать первые шаги в мире моды и перевез в Париж. Другой – английский промышленник Артур Кейпл по прозвищу Бой (Якопо Тисси), коего Коко, кажется, любила, в отличие от Этьена, во всяком случае, болезненно переживала его гибель в автокатастрофе. Плодом её дружбы с Лифарем и Дягилевым стали костюмы к балетам «Аполлон» Баланчина и «Голубой экспресс» Брониславы Нижинской, представленные Посоховым в виде шутливых парафразов. Есть в спектакле и живописные эпизоды переоблачения пышно одетых (по моде начала века) дам в лаконично-стильные туалеты от Шанель… и сцена создания легендарного запаха духов «Шанель № 5», где похожий на таинственного алхимика Парфюмер (Денис Савин) эффектно ворожит в окружении переливающихся флаконов и юношей-ассистентов. И когда в финале почти оккультной церемонии, ее участники поднимают Шанель-Захарову высоко над головами, создается впечатление, что она взлетает ввысь не на руках партнеров, а в облаке окутавшего ее аромата. Помимо этой метафорической сцены, спектакль украшают несколько экспрессивных соло Шанель и ее дуэты с Этьеном и Боем, передающие и страсть, и смятение, и нежность, и отчаяние героини.

Действию сопутствует богатый видеоряд: квартира Шанель, фотографии – ее собственные и именитых друзей, кадры кинохроники, в том числе и военной – штурм немецких бомбардировщиков, марширующие по Парижу фашисты, обозначающие начало Второй мировой войны, когда Коко закрыла свои магазины, сказав: «Война – не время моды». Вообще в спектакле много высказываний и афоризмов Шанель (вроде: «Мода проходит, стиль остается»), которые служат чем-то вроде эпиграфов к каждой «главе».

Начало спектакля застает Коко в изящной позе в кресле на авансцене. В финале она вновь остается одна, что, наверное, самый верный образ этой, как бы сказали сейчас, медийной женщины, при всей публичности, оставшейся в душе одинокой и никем до конца не познанной. И Светлана Захарова с ее изысканно-отточенной, немного отстраненной пластикой передает эту «отдельность» и неуловимость своей героини, так и оставшейся загадкой… 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также