По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии КАМИНСКОЙ (мнения других экспертов – ищите по хэштэгу «Итоги сезона» внизу этой публикации).
1. Очень сильный в этом году был фестиваль «Золотая маска». Программа вобрала старое и молодое, академическое и родившееся вдали от стационаров, драматическое и постдраматическое, иммерсивный театр, социальный проект, спектакли-променады, двухчастную сценическую феерию Андрея Могучего и Александра Шишкина в БДТ («Три толстяка»), опыты документального театра и театра в музейном пространстве…
Такое впечатление, что в год своего 25-летия «Маска» абсорбировала все, что бурно и часто болезненно нарождается и отживает свой век, накапливает, трансформирует и выплескивает сегодняшний российский театр. Этот процесс сумбурен, конфликтен, но это самое интересное сегодня для всех нас, каких бы эстетических взглядов каждый ни придерживался.
"Слава" БДТ им. Товстоногова. Фото: Стас Левшин
Из конкретных художественных впечатлений назову филигранный спектакль Константина Богомолова «Слава» (БДТ им. Товстоногова), в котором откровенный соцарт соседствует с честной психологической правдой актерского существования, что дает невероятный, глубоко иронический эффект; спектакль Дмитрия Крымова «Серёжа» (МХТ им. Чехова), где привычные свободные рефлексии режиссера в адрес классического оригинала (на этот раз «Анна Каренина») работают с новой недюжинной силой; и, конечно, неподражаемый Боб Уилсон, чью виртуозную «Лекцию о ничто» показал в Москве фестиваль «Территория».
Последнее по времени сильное впечатление – спектакль Дмитрия Волкострелова в Пермском Театре-Театре «Пермские боги» (на фото), где режиссер, актеры и художник Ксения Перетрухина воплощают свои ощущения от знаменитых деревянных фигур Христа и святых, хранящихся в Пермской художественной галерее. Пересказать спектакль так же сложно, как, скажем, картину Тарковского. Перед нами умное, тонкое, философское и очень нежное сочинение. Театральность его очевидна, но в ней нет ни капли агрессии и принуждения.
Конечно, счастливым событием стало освобождение из-под домашнего ареста фигурантов дела «Седьмой студии». Приходится радоваться малому. Кирилл Серебренников и Софья Апфельбаум вернулись к любимой работе, получили относительную свободу передвижения – уже радость!
2. Дело «Седьмой студии» далеко от завершения, и что впереди, неизвестно. Между тем стартовал Год театра. Мощно. С марафонами через всю страну, с ковровыми дорожками, дорогостоящими отелями, сытными обедами, праздничными представлениями и прочей «атрибутикой».
Внимание государства, обращенное в сторону театра с целым возом его реальных, не решаемых годами проблем, регулярно оборачивается созданием проблем новых. То странные проекты объединения крупных театров в некую общую структуру. То арест хорошо зарекомендовавшего себя директора Большого театра кукол (Санкт-Петербург) Александра Калинина. То смена хорошего директора, крупнейшего специалиста в области театрального менеджмента Ирины Корчевниковой (Театр кукол им. Образцова) на директора, который не отличается столь же богатым опытом. (Список отставленных опытных директоров здесь можно продолжить, но, вероятно, это тема для отдельной статьи.) То призыв к детским театрам активно ставить классику, как будто они с роду этого раньше не делали. Год театра только еще подходит к своей середине, а список государственных резолюций и пожеланий уже настолько велик, что, право, настораживает.
3. Наверное, вышесказанное и есть тенденция нынешнего отрезка времени, и лучше бы ее не было.

Такое впечатление, что в год своего 25-летия «Маска» абсорбировала все, что бурно и часто болезненно нарождается и отживает свой век, накапливает, трансформирует и выплескивает сегодняшний российский театр. Этот процесс сумбурен, конфликтен, но это самое интересное сегодня для всех нас, каких бы эстетических взглядов каждый ни придерживался.

Из конкретных художественных впечатлений назову филигранный спектакль Константина Богомолова «Слава» (БДТ им. Товстоногова), в котором откровенный соцарт соседствует с честной психологической правдой актерского существования, что дает невероятный, глубоко иронический эффект; спектакль Дмитрия Крымова «Серёжа» (МХТ им. Чехова), где привычные свободные рефлексии режиссера в адрес классического оригинала (на этот раз «Анна Каренина») работают с новой недюжинной силой; и, конечно, неподражаемый Боб Уилсон, чью виртуозную «Лекцию о ничто» показал в Москве фестиваль «Территория».

Конечно, счастливым событием стало освобождение из-под домашнего ареста фигурантов дела «Седьмой студии». Приходится радоваться малому. Кирилл Серебренников и Софья Апфельбаум вернулись к любимой работе, получили относительную свободу передвижения – уже радость!
2. Дело «Седьмой студии» далеко от завершения, и что впереди, неизвестно. Между тем стартовал Год театра. Мощно. С марафонами через всю страну, с ковровыми дорожками, дорогостоящими отелями, сытными обедами, праздничными представлениями и прочей «атрибутикой».

3. Наверное, вышесказанное и есть тенденция нынешнего отрезка времени, и лучше бы ее не было.