Дмитрий Крымов: «Пьеса летящая, как пушкинский стих»

 

В начале октября в Музее Москвы состоится премьера спектакля «Борис» по пушкинскому «Борису Годунову». Режиссер Дмитрий Крымов и продюсер Леонид Роберман пригласили в свой проект известных актеров. «Театрал» побеседовал с режиссером об этой работе.

Дмитрий Анатольевич, вы уже не раз обращались к Пушкину. У вас был «Евгений Онегин» в проекте «Своими словами», и в спектакле про Гоголя «Истории подарка» Пушкин был одним из основных персонажей. А теперь – «Борис Годунов», то есть опять Пушкин, почему?
– Пушкин, который был в детских спектаклях, совершенно отличен от Пушкина «Бориса Годунова». Тем более здесь Пушкина не будет лично, как персонажа. Это совершенно разные вещи. Там была шутливая история для детей, а сейчас – нет, совсем не для детей, хотя...

А для кого этот спектакль?
– Для людей, которые любят театр и готовы удивляться в театре. Для тех, кому интересно, как наша компания сделает эту, в общем-то, труднейшую пьесу русской и мировой литературы.

Почему труднейшую?
– Она написана вне даже сейчас существующих привычных театральных рамок. Это вольное сочинение. Ты такого в театре не видел. Может быть, только в кино… И то в кино – это больше «жизнь», а здесь, с одной стороны, всё очень конкретно, а с другой – очень условно. Если сделать боярские палаты, Кремль, кирпичную кладку стен – это будет противоречить пьесе, потому что она очень легкая. Ее нельзя обременять «материальной культурой». Пьеса такая летящая, в ней очень интересные характеры, очень интересные психологические ходы, но на каком фоне? А ведь театр – «вещь» материальная. Вот спектакль «Царь Федор Иоаннович», который ставили во МХАТе, и даже «Иван Грозный», которого ставил Хейфец с Андреем Поповым в Театре Советской армии, - это пьесы такие «тяжелые», а эта пьеса – легкая, даже летящая, как пушкинский стих. Вот эту «летящесть» и интересно передать… Она летящая не только потому что она стихами написана, но в ней летящая композиция, действие как бы ни на чем не задерживается. Ты смотришь как бы из окна вагона. Даже кто главный герой непонятно. Я читал книжку, где написано, что главный герой уж точно не Годунов, он появляется через пять сцен после начала и исчезает за четыре сцены до финала. А Димитрий появляется через три сцены после начала и тоже пропадает за три до конца.

Так не принято было до Пушкина, чтоб главный герой появился ближе к середине и исчезал, не дождавшись конца. Так о ком это? Где главный герой? Странная композиция – такая «пробежка» по смутному времени. Именно «пробежка», но при этом Пушкин столько заметил – подлости, гнусности, ума, трагедии, лукавства, обреченности, любви… Как это всё вместить, как совместить с этой легкостью?...


Ксения Раппопорт и Тимофей Трибунцев на репетиции спектакля



А вы как определяете – кто главный герой?
– Главный герой – я, который всё это придумал.

То есть, это опять «своими словами»?
– Конечно. Это – «своими словами», даже, если бы там не было «своих» слов. Двести лет прошло после написания, двести лет! Мы уже знаем и Кафку, и Хармса, и Чехова, и Горького…  Веничку Ерофеева, в конце концов! Кого мы только ни знаем – волей-неволей заговоришь своими словами!

А если говорить серьезно, то главный герой в нашем спектакле – конечно же Борис Годунов, даже больше чем в пьесе... У нас Борис практически не уходит со сцены. Спектакль и будет называться «Борис». Его играет Тимофей Трибунцев именно так, как мне бы хотелось. Его Борис - это абсолютно живой человек, а не некто в «кафтане» и «шапке»! У Тимофея есть дар так произносить текст! Он может текстом «вилять» из стороны в сторону, произносить черное, как белое, а белое как черное. Может смеяться над собой и одновременно быть серьезным. Может общаться с публикой, и может забывать про публику и полностью погружаться в пьесу. Это актер, с которым не надо много слов, чтобы понять друг друга.

Полную версию интервью читайте в сентябрьском номере «Театрала».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Роксана Сац: «Внучка Синей птицы»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ирина Пегова: «Люблю только пряники. Не люблю кнуты»

    Актриса МХТ им. Чехова Ирина Пегова говорит, что лучшие роли в ее жизни всегда рождались в атмосфере доверия и свободы. Такой стала и Люська в «Беге» Сергея Женовача, за которую Ирина получила символ зрительского признания – премию «Звезда Театрала». ...
  • Евгений Князев: «Практически невозможно найти педагогов, подобных первым ученикам Вахтангова»

    В рамках партнерской программы с «Радио 1» журнал «Театрал» публикует интервью с ректором Института им. Бориса Щукина, народным артистом России Евгением Князевым, которое он дал в программе «Синемания. Высшая лига». ...
  • Аня Чиповская: «Она словоохотливый зритель»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также