Дмитрий Крымов: «Пьеса летящая, как пушкинский стих»

 
В начале октября в Музее Москвы состоится премьера спектакля «Борис» по пушкинскому «Борису Годунову». Режиссер Дмитрий Крымов и продюсер Леонид Роберман пригласили в свой проект известных актеров. «Театрал» побеседовал с режиссером об этой работе.

Дмитрий Анатольевич, вы уже не раз обращались к Пушкину. У вас был «Евгений Онегин» в проекте «Своими словами», и в спектакле про Гоголя «Истории подарка» Пушкин был одним из основных персонажей. А теперь – «Борис Годунов», то есть опять Пушкин, почему?
– Пушкин, который был в детских спектаклях, совершенно отличен от Пушкина «Бориса Годунова». Тем более здесь Пушкина не будет лично, как персонажа. Это совершенно разные вещи. Там была шутливая история для детей, а сейчас – нет, совсем не для детей, хотя...

А для кого этот спектакль?
– Для людей, которые любят театр и готовы удивляться в театре. Для тех, кому интересно, как наша компания сделает эту, в общем-то, труднейшую пьесу русской и мировой литературы.

Почему труднейшую?
– Она написана вне даже сейчас существующих привычных театральных рамок. Это вольное сочинение. Ты такого в театре не видел. Может быть, только в кино… И то в кино – это больше «жизнь», а здесь, с одной стороны, всё очень конкретно, а с другой – очень условно. Если сделать боярские палаты, Кремль, кирпичную кладку стен – это будет противоречить пьесе, потому что она очень легкая. Ее нельзя обременять «материальной культурой». Пьеса такая летящая, в ней очень интересные характеры, очень интересные психологические ходы, но на каком фоне? А ведь театр – «вещь» материальная. Вот спектакль «Царь Федор Иоаннович», который ставили во МХАТе, и даже «Иван Грозный», которого ставил Хейфец с Андреем Поповым в Театре Советской армии, - это пьесы такие «тяжелые», а эта пьеса – легкая, даже летящая, как пушкинский стих. Вот эту «летящесть» и интересно передать… Она летящая не только потому что она стихами написана, но в ней летящая композиция, действие как бы ни на чем не задерживается. Ты смотришь как бы из окна вагона. Даже кто главный герой непонятно. Я читал книжку, где написано, что главный герой уж точно не Годунов, он появляется через пять сцен после начала и исчезает за четыре сцены до финала. А Димитрий появляется через три сцены после начала и тоже пропадает за три до конца.

Так не принято было до Пушкина, чтоб главный герой появился ближе к середине и исчезал, не дождавшись конца. Так о ком это? Где главный герой? Странная композиция – такая «пробежка» по смутному времени. Именно «пробежка», но при этом Пушкин столько заметил – подлости, гнусности, ума, трагедии, лукавства, обреченности, любви… Как это всё вместить, как совместить с этой легкостью?...


Ксения Раппопорт и Тимофей Трибунцев на репетиции спектакля



А вы как определяете – кто главный герой?
– Главный герой – я, который всё это придумал.

То есть, это опять «своими словами»?
– Конечно. Это – «своими словами», даже, если бы там не было «своих» слов. Двести лет прошло после написания, двести лет! Мы уже знаем и Кафку, и Хармса, и Чехова, и Горького…  Веничку Ерофеева, в конце концов! Кого мы только ни знаем – волей-неволей заговоришь своими словами!

А если говорить серьезно, то главный герой в нашем спектакле – конечно же Борис Годунов, даже больше чем в пьесе... У нас Борис практически не уходит со сцены. Спектакль и будет называться «Борис». Его играет Тимофей Трибунцев именно так, как мне бы хотелось. Его Борис - это абсолютно живой человек, а не некто в «кафтане» и «шапке»! У Тимофея есть дар так произносить текст! Он может текстом «вилять» из стороны в сторону, произносить черное, как белое, а белое как черное. Может смеяться над собой и одновременно быть серьезным. Может общаться с публикой, и может забывать про публику и полностью погружаться в пьесу. Это актер, с которым не надо много слов, чтобы понять друг друга.

Полную версию интервью читайте в сентябрьском номере «Театрала».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
  • Театр простодушных обратился за поддержкой

    Театр простодушных, первый в России и Европе драматический театр для людей с синдромом Дауна, обратился за поддержкой в связи с угрозой закрытия. Пост в социальных сетях опубликовал директор и режиссер театра Дмитрий Чернэ. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также