В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. Вахтангова, а также «обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий».
Как удалось заручиться поддержкой президента? На этот вопрос «Театрал» попросил ответить директора Театра им. Вахтангова Кирилла КРОКА.
– Естественно, прежде чем получить такую поддержку, мы занимались подготовкой целый год. И ставили перед собой задачу, что юбилей Театра им. Вахтангова должен подкрепляться Указом высшей государственной власти – президента. Хотя некоторые чиновники в ходе обсуждения и подготовки всех необходимых документов пытались нас отговорить от этой затеи, ссылаясь на то, что театру будет достаточно и Постановления Правительства.
Один из пунктов их аргументации меня потрясал своей безапелляционностью: мол, в 2019-2023 годах празднуется столетие многих крупных федеральных учреждений культуры (связано это с тем, что в 1919-1923 годах бывшие императорские музеи, театры, библиотеки и т.д. были национализированы), не подкреплять же это Указом Президента? А я считаю наоборот. Указ… что в этом страшного и что в этом плохого? Эти учреждения по-прежнему определяют культурную карту страны. Их знают во всем мире – ими гордится наша страна. И Указы президента к их столетию стали бы мощнейшим «инструментом» развития…
Тогда мне приводили другой пример, что, дескать, БДТ уже отметил свое столетие и не просил подобного Указа. Но я ссылался на то, что у Театра им. Вахтангова – совершенно особый путь, ведь вся его история – это открытие новых страниц в искусстве. Термин «фантастический реализм» сложился именно на наших подмостках благодаря ученику Станиславского, что дало сильнейший толчок не только вахтанговскому коллективу, но и всему отечественному театральному искусству. И дальше коллектив, несмотря на потерю своего художественного лидера, несмотря на гражданскую войну, голод и разруху, сохранял и развивал свой уникальный опыт. Долгие годы театром руководил великий ученик Вахтангова – Рубен Симонов, затем его сын Евгений Симонов и после них – Михаил Александрович Ульянов. Это всё яркие вехи в истории, когда случались великие спектакли, рождались великие имена, рождалось целое театральное направление.
Поэтому Театр им. Вахтангова, я считаю, достоин, чтобы его вековой юбилей отмечался на государственном уровне Указом президента. Безусловно, мы написали огромную программу, которая уже частично реализуется. Она состоит из 20-ти листов, там несколько разделов: от разделов, скажем так, материальных (техническое переоснащение исторической сцены) до мирового турне Театра им. Вахтангова. И, кстати, наши ближайшие гастроли в Париже, которые стартуют 21 сентября, открываются под эгидой 100-летия.
В ближайшие два года нас ждут на гастролях в США, в Англии, в Германии, в Израиле, в Прибалтике и так далее. У нас огромная программа, причем не только зарубежная, но и внутри страны. Помимо показа спектаклей в российских регионах будут даваться мастер-классы, проходить лаборатории, адресованные местным актерам и режиссерам, студентам и любителям театрального искусства.
В каждом городе России, где будет гастролировать театр, мы проведем прослушивание молодых людей (от студентов третьих-четвертых курсов до профессиональных артистов в возрасте до 35 лет). А по итогам прослушиваний несколько человек будут приглашены в труппу Театра им. Вахтангова. С ними будут заключены контракты на три года, а дальше – жизнь покажет. Но, безусловно, всё зависит от их таланта.
Также мы задумали и уже начали частично реализовывать интерактивный проект «Прогулка с Вахтанговым. Путь к «Принцессе Турандот», экскурсия по Москве… Обновим и запустим новый сайт, который будет своего рода ноу-хау (во всяком случае, я думаю, что в театральном мире такого сайта пока еще нет) и он, по нашим планам, должен стать одним из мощнейших информационных ресурсов.
Конечно, продолжим издание книг, связанных с историей Театра им. Вахтангова (сейчас, например Владислав Иванов и Анна Бруссер готовят двухтомное издание раритетных, уникальных, никогда ранее не публиковавшихся материалов из личных архивов прямых учеников Вахтангова).
В юбилейном сезоне Римас Туминас представит огромную программу премьер. Пока секреты раскрывать не буду – он объявит ее отдельно на сборе труппы, но одна из интереснейших вещей, которую мы задумали, – документальный спектакль, посвященный Леопольду Сулержицкому. Этот сподвижник Станиславского сыграл ключевую роль в жизни Вахтангова и, конечно, в судьбе нашего театра, но долгие годы оставался в тени. Мы хотим восполнить этот исторический пробел, эту историческую несправедливость и публично, через века признаться в любви к этому человеку.
Не оставляем мы и надежды создать во Владикавказе, в историческом доме, где прошли детство и юность Евгения Вахтангова, культурный центр, который будет существовать под эгидой нашего театра. Однако решение этого вопроса зависит во многом от местных властей.
Как удалось заручиться поддержкой президента? На этот вопрос «Театрал» попросил ответить директора Театра им. Вахтангова Кирилла КРОКА.
– Естественно, прежде чем получить такую поддержку, мы занимались подготовкой целый год. И ставили перед собой задачу, что юбилей Театра им. Вахтангова должен подкрепляться Указом высшей государственной власти – президента. Хотя некоторые чиновники в ходе обсуждения и подготовки всех необходимых документов пытались нас отговорить от этой затеи, ссылаясь на то, что театру будет достаточно и Постановления Правительства.
Один из пунктов их аргументации меня потрясал своей безапелляционностью: мол, в 2019-2023 годах празднуется столетие многих крупных федеральных учреждений культуры (связано это с тем, что в 1919-1923 годах бывшие императорские музеи, театры, библиотеки и т.д. были национализированы), не подкреплять же это Указом Президента? А я считаю наоборот. Указ… что в этом страшного и что в этом плохого? Эти учреждения по-прежнему определяют культурную карту страны. Их знают во всем мире – ими гордится наша страна. И Указы президента к их столетию стали бы мощнейшим «инструментом» развития…
Тогда мне приводили другой пример, что, дескать, БДТ уже отметил свое столетие и не просил подобного Указа. Но я ссылался на то, что у Театра им. Вахтангова – совершенно особый путь, ведь вся его история – это открытие новых страниц в искусстве. Термин «фантастический реализм» сложился именно на наших подмостках благодаря ученику Станиславского, что дало сильнейший толчок не только вахтанговскому коллективу, но и всему отечественному театральному искусству. И дальше коллектив, несмотря на потерю своего художественного лидера, несмотря на гражданскую войну, голод и разруху, сохранял и развивал свой уникальный опыт. Долгие годы театром руководил великий ученик Вахтангова – Рубен Симонов, затем его сын Евгений Симонов и после них – Михаил Александрович Ульянов. Это всё яркие вехи в истории, когда случались великие спектакли, рождались великие имена, рождалось целое театральное направление.
Поэтому Театр им. Вахтангова, я считаю, достоин, чтобы его вековой юбилей отмечался на государственном уровне Указом президента. Безусловно, мы написали огромную программу, которая уже частично реализуется. Она состоит из 20-ти листов, там несколько разделов: от разделов, скажем так, материальных (техническое переоснащение исторической сцены) до мирового турне Театра им. Вахтангова. И, кстати, наши ближайшие гастроли в Париже, которые стартуют 21 сентября, открываются под эгидой 100-летия.
В ближайшие два года нас ждут на гастролях в США, в Англии, в Германии, в Израиле, в Прибалтике и так далее. У нас огромная программа, причем не только зарубежная, но и внутри страны. Помимо показа спектаклей в российских регионах будут даваться мастер-классы, проходить лаборатории, адресованные местным актерам и режиссерам, студентам и любителям театрального искусства.
В каждом городе России, где будет гастролировать театр, мы проведем прослушивание молодых людей (от студентов третьих-четвертых курсов до профессиональных артистов в возрасте до 35 лет). А по итогам прослушиваний несколько человек будут приглашены в труппу Театра им. Вахтангова. С ними будут заключены контракты на три года, а дальше – жизнь покажет. Но, безусловно, всё зависит от их таланта.
Также мы задумали и уже начали частично реализовывать интерактивный проект «Прогулка с Вахтанговым. Путь к «Принцессе Турандот», экскурсия по Москве… Обновим и запустим новый сайт, который будет своего рода ноу-хау (во всяком случае, я думаю, что в театральном мире такого сайта пока еще нет) и он, по нашим планам, должен стать одним из мощнейших информационных ресурсов.
Конечно, продолжим издание книг, связанных с историей Театра им. Вахтангова (сейчас, например Владислав Иванов и Анна Бруссер готовят двухтомное издание раритетных, уникальных, никогда ранее не публиковавшихся материалов из личных архивов прямых учеников Вахтангова).
В юбилейном сезоне Римас Туминас представит огромную программу премьер. Пока секреты раскрывать не буду – он объявит ее отдельно на сборе труппы, но одна из интереснейших вещей, которую мы задумали, – документальный спектакль, посвященный Леопольду Сулержицкому. Этот сподвижник Станиславского сыграл ключевую роль в жизни Вахтангова и, конечно, в судьбе нашего театра, но долгие годы оставался в тени. Мы хотим восполнить этот исторический пробел, эту историческую несправедливость и публично, через века признаться в любви к этому человеку.
Не оставляем мы и надежды создать во Владикавказе, в историческом доме, где прошли детство и юность Евгения Вахтангова, культурный центр, который будет существовать под эгидой нашего театра. Однако решение этого вопроса зависит во многом от местных властей.