Юрий Бутусов: «Главный зритель – я сам»

 

В субботу, 7 сентября, Театр Вахтангова открывает предъюбилейный 99-й сезон премьерой «Пер Гюнт» Генрика Ибсена в постановке главного режиссера Юрия Бутусова. Накануне днем в театре состоялся сбор труппы, после которого Бутусов в формате блиц-интервью рассказал, чего ожидать от новой работы.
 
– Почему вы решили обратиться к произведению Ибсена?
– Я давно люблю эту пьесу, и мне невероятно близок ее автор. Он вскрывает людские гнойники, болевые точки. Но ответов не дает. Такое было предощущение. А самое важное, я думаю, то, что эта пьеса о милосердии и любви. 
 
– Почему на сцене мы видим двух Перов Гюнтов?
– Это не связано с тем, что в пьесе герой Ибсена предстает перед нами в разные годы своей жизни, это связано с многообразием свойств человеческой натуры. Наверно можно ответить так: человек – это существо не плоское, в нем есть разные грани. Возможно, введение двух персонажей потребовалось, чтобы подчеркнуть это. Перов Гюнтов могло быть и больше. Это настолько многоликий герой, что в каждой картине мог бы появляться новый артист.
 
– Почему образ Осе, матери Пера Гюнта, вы решили сделать таким жестким и угловатым?
– Наверно, потому, что очень легко любить мягкое, теплое и пушистое. Хотелось подчеркнуть, что любовь – это что-то большее, чем просто реакция на приятность.
 
– Пер Гюнт может являться героем нашего времени или это собирательный вневременной образ?
– Я думаю, конечно, может. Спектакль еще не родился, мы в самом начале пути. Но мне бы хотелось, чтобы этот персонаж действительно прозвучал как герой своего времени, потому что он говорит жесткие, сегодняшние вещи – о религии, политике, смысле человеческого существования. Это то, о чем мы сами говорим каждый день.
 
– Зонги – это ваш поклон Брехту?
– Возможно, но также это способ выражения смыслов, когда не хватает слов. Зонги – это продолжение жизни, продолжение текста, который произносит каждый персонаж.
 
– Когда вы ставите спектакли, вы думаете о зрителе? 
– Я думаю, что главный зритель – это я сам. Я делаю спектакли для себя. Потому что мне нравится их смотреть. По ходу дела я многое исправляю, но если меня в данный момент все устраивает, я не буду переделывать, ориентируясь на чужие оценки. 
 
– Изменилось ли в спектакле что-нибудь в сравнении с майскими показами? 
– Принципиально нет. Но за лето в театре появилось новое световое оборудование, которое мы должны были освоить. Это было непросто. 
 
– Почему вы выбрали для спектакля такое минималистичное сценическое решение? 
– Вообще-то там много всего! 
 
– Почему вы так любите играть в «кино на сцене»? Сначала «Макбет. Кино», теперь «Пер Гюнт»... Зачем нужен оператор и видео-трансляции? 
– Не могу сказать, что я это люблю, просто в спектакле «Макбет. Кино» это было необходимо: мы пытались донести мысль, что в последнее время вокруг нас существует такое количество СМИ, что мы перестали быть сами собой. Мы все время в маске, все время играем, и это превращается в привычку. В спектакле «Пер Гюнт», хотя и несколько иначе, звучит та же самая тема поиска себя. А вторая причина скорее техническая: густонаселенную историю мы рассказываем силами очень небольшого числа артистов, и это непросто. Экраны позволяют расширить пространство и сознание. 
 
– На главную роль вы пригласили артиста Театра Ленсовета Сергея Волкова, который недавно пополнил труппу Театра Вахтангова... 
– Да, когда мне пришлось уйти из Театра Ленсовета, Сережа ушел вслед за мной. А сюда мы его позвали потому, что он очень талантливый, мощный молодой человек. Мне кажется, артист должен быть не просто «исполнителем», он должен брать на себя ответственность за то, что он говорит. В Сереже это есть. 
 
– Ваш Пер Гюнт – герой, кажется, не отрицательный. Вы сами как его оцениваете? 
– Я его просто очень люблю.  Мне дороги его проявления,  хотя они могут быть ужасны. Мне кажется, каким бы ни был человек, главное – милосердие и любовь. 
 
– Тем не менее, окружающих женщин он делает несчастными. 
– Но ведь так и бывает в жизни. Ибсен велик потому, что он вскрывает вещи, которых мы боимся, о которых не хотим говорить. Конечно, мужчины очень часто делают женщин несчастными – как, впрочем, и наоборот. И рассказать об этом правдиво может только очень большой драматург. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также