Олег Леушин: «Без премьер мы начинаем задыхаться»

 

Театральный сезон начинается, как правило, с премьер. Этой традиции придерживается и «Театр на Юго-Западе». Свой 43 сезон они открывают комедией Кена Людвига «Примадонны», которую на шутливый манер и с подтекстом переименовали в «ПрямоДонны». Ставит пьесу художественный руководитель театра ОЛЕГ ЛЕУШИН. 
 
– Олег Николаевич, после полной страстей булгаковской пьесы «Кабала святош» вы вдруг ставите комедию, передать всю гамму чувств в которой довольно сложно. Какой посыл будет у вашей новой постановки?
– Посыл во всех спектаклях у меня всегда один – это любовь. Любовь – она же всегда в разных качествах и разных вариантах проявляется в жизни. И здесь мы берем момент внезапного зарождения любви, и на что ради любви люди могут пойти. Отчасти это комедия положений, отчасти комедия с переодеваниями и она не отягощена глубокой философией. Но мы нашли месседж в зал. Он заключается в том, что, несмотря на наши какие-то изначальные низменные страсти, любовь возможна. Она заставляет нас меняться, совершать какие-то сумасшедшие, невероятные поступки, и, в конце концов, она побеждает. Опять же моя любимая тема – актерская. Интересно наблюдать, как  два главных героя выкручиваются из создавшихся ситуаций.
 
– Двух главных героев играют Денис Нагретдинов и Антон Белов. По ходу действия они переодеваются в женское платье, изображая сестер. Насколько актерам удалось перевоплотиться в женщин?
– У нас будет два состава и в паре с Антоном Беловым играет Фарид Тагиев. И тот и другой вполне комфортно чувствуют себя в женской роли. У Фарида стройная фигура, он может добавить какой-то манерности. Другое дело как будет смотреться в женском платье Денис Нагретдинов. Но в этом и есть комедия – в таком несоответствии. Мы сейчас нарабатываем, выстраиваем спектакль, мизансцены, свет, музыку, декорации, танцы. Выходим на этап, когда актеры должны ловить суть роли. Не уйти в пошлость, не уйти в глупую манерность. Это не должно быть ниже пояса, а на уровне « Юго-Запада». У нас в этом большой опыт. Взять хотя бы «Бабу Шанель», когда мужики потрясающе играют старушек.
 
– Они настолько хороши, что даже не замечаешь их небритую щетину. Создается полное впечатление присутствия старушек.
– Вот в этом и дело. И нам здесь надо тоже добиться такого эффекта – я верю, что это женщина. Причем, я же не идиот – в сознании это для меня все равно артист Белов, Тагиев, или Нагретдинов.
 
Как режиссер, я не могу ничего предложить актерам, а только посоветовать какие-то «пристройки». А задача актера – моментально переключиться, раздвоиться на сцене. То он мужчина, то мужчина, играющий женщину, и я этой женщине должен верить. Это непростая задача и для ее выполнения нужен личный опыт каждого артиста. Поэтому именно эти артисты и играют. Они сейчас в самом соку, им всем плюс/минус около сорока. Опыта набрались уже достаточно. Перевоплощений было много. И во «Встрече с песней» и в других спектаклях.
 
Мы сейчас на этапе зарождения точных образов. Начинаем «филигранить», огранять эти бриллианты. Надеюсь, к премьере успеем.
 
– Конечно, успеете. Достаточно вспомнить замечательного Валерия Беляковича, который мог поставить спектакль буквально за две недели.
– Да, но до этого проделывалась колоссальная подготовительная работа. А этот наш спектакль возник буквально из ниоткуда, и прямо в конце сезона. Артисты уже сидели на чемоданах, в отпуск собрались, а я говорю: «Стоп, ты, ты и ты задержитесь». 
 
До этого я пробовал один спектакль, но, честно говоря, он не пошел. Хотя очень хотелось жанр детектива в театр внести. У нас нет пока такого спектакля. А там история – Шерлок Холмс, доктор Ватсон. Я думал, сочинял, пришел к артистам посоветоваться, но понимаю, что меня это как-то не греет. А премьера нужна. Мы же без премьер задыхаться начинаем. И вдруг я наткнулся на эту пьесу, у меня в сознании родилась декорация, родился ритм. То есть, ритм пьесы совпал с ритмом вращающихся  шестеренок. Как нас любовь, жизнь закручивает, как выбрасывает, как мы начинаем притворяться и все такое подобное…
 
И мы буквально после Витебска (театр – участник фестиваля «Славянский базар» – «Т») неделю порепетировали, сделали конструкцию спектакля. А сейчас пришли из отпуска и тоже неделю репетируем. Практически это уже чистый спектакль. Восемнадцатого сентября мы его должны представить публике, которая, надеюсь, не будет швырять в нас помидорами.
 
– В своих постановках вы стараетесь сохранить фирменный стиль «Юго-Запада», или внедряете что-то новое?
– Новаторство началось еще при жизни Валерия Романовича, и он оценил мои режиссерские потуги в этом смысле. В спектакле «Портрет Дориана Грея» я впервые воспользовался опытом профессиональных постановщиков танцев. И это дало сразу определенный уровень спектаклям и актерской подготовке, восприятию пьесы. Инсценировка «Дориана Грея» – это всего 20 страниц, то есть, час игрового времени, по сути говоря. Всё остальное, весь роман, все его основные посылы и направления переданы через пластику. Валерий Романович посмотрел тогда и сказал: «А что же я теперь должен поставить?»
 
– Он бы мог поставить вообще без слов, только на пластике.
– Так у него есть такой спектакль – «Аккордеоны», но там не было профессионального постановщика танцев. Спектакль без слов, а драматургия присутствует. Это его первая проба, но, к сожалению, не хватило ему времени осуществить всё задуманное.
 
Так что это новаторство началось еще в 2015 году, а дальше уже нельзя останавливаться в этом смысле. В том же «Мольере» я полностью отказался от декораций в привычном понимании и придумал световые декорации. Для нас это тоже ноу-хау. Так делают другие театры, у которых больше технических возможностей. И дело даже не в том, что у них больше фонарей. Аппаратура у нас очень хорошая, но кубатура не позволяет создавать те спецэффекты, которые возможны именно на большой сцене. Просто в силу нашей камерности. Но мы все равно стараемся что-то привнести. Даже в этом нашем новом спектакле. При статичности всей декорации, которая никуда не двигается, не меняется, она сама по себе динамическая. И этот момент я тоже перенял от мастера. Взял за основу его декорации в «Куклах» и сделал их динамичными.
 
– Валерий Романович говорил, что нужно жить в музыке. И все спектакли театра действительно насыщены музыкой.
– Музыка для нас очень важна. Потому что спектакль всегда начинается со звучания. При Валерии Романовиче мы прежде, чем что-то начинать делать, собирались все вместе, слушали предложенную им музыку и под нее существовали. И смотрели – подходит ли она, ложится ли на текст, двигает ли спектакль, передает ли нужную атмосферу. В общем, любой наш спектакль начинается со звука.
 
– Какая музыка будет звучать в «Примадоннах»?
– Практически все спектакли, которые я сделал в этом театре, оформляет  Михаил Борисович Коротков. Я ставлю перед ним задачу, и он перелопачивать огромное количество музыки, подбирая нужный музыкальный фон. И, если декорации и костюмы я придумываю сам, то музыкально полностью доверяю Михаилу Борисовичу. Поэтому считаю, что 50-70 процентов успеха спектакля – это все Михаил Борисович. Для «Примадонн» мы сначала придумали легкую музыку – ну комедия же. А потом решили не идти на поводу у своих первых ощущений. Поэтому музыка в спектакле не сильно напоминает комедийную, но она дает определенный драйв. И когда артисты начнут в диссонанс этой музыке работать, то возникнет присущее комедии несоответствие. Существовать под нее надо в каком-то другом жанре. Этого мы и пытаемся добиться сейчас.
 
– Прошлый сезон ознаменовался у вас постановкой пьес Булгакова. Какому автору отдадите предпочтение на сей раз?
– Валерий Романович любил выпускать спектакли дуплетом. И мы в прошлом сезоне завязались на Булгакове. Сейчас тоже выстреливаем дуплетом, но уже в плане режиссеров. На сезон запланированы четыре премьеры. Я даю старт спектаклем «Примадонны». Затем дипломный спектакль будет ставить Максим Лакомкин. После нового года выйдет со своим спектаклем Наташа Бухальцева, тоже молодой режиссер, но она уже много здесь сделала. И Олег Анищенко придумывает новый для нас жанр с элементами иммерсивности. Если все сложится, то и он к концу сезона сделает что-то новое. То есть, начнут и завершат год постановки мастодонтов, а в середине сезона себя проявят молодые режиссеры.
 
– Уже много лет я верный поклонник вашего театра и казалось, здесь все знакомы между собою. Но в последнее время появилось довольно много новых зрителей.
– Да, сейчас идет активная ротация. Раньше раз в пятилетку может быть сменялся контингент, и то процентов на пятьдесят максимум. Сейчас другая жизнь и люди открывают для себя наш театр. Налетели, отсмотрели все спектакли и перелетели в другой театр. Конечно, остаются постоянные верные друзья, но и смена происходит достаточно быстро. И это очень хорошо, потому что в какой-то степени популяризирует наш подвальчик.
Надо сказать, что зрители у нас прекрасные. Когда я закрывал сезон, то не смог присутствовать на «Встрече с песней», потому что меня вызвали в Витебск и вручили  специальный диплом Постоянного Комитета Союзного государства за творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России. Это очень приятно, но из-за поездки я не попрощался со зрителями. Поэтому, вернувшись из Витебска, организовал встречу, и мы чудно общались два с половиной часа, разговаривали о театре, пили шампанское. Прекрасный получился вечер, душевный, домашний. Так что связь со зрителями я не бросаю, ее надо культивировать. Мы и зрители – это единое целое.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Сегодня – время Мюнхгаузена»

    16 и 17 октября в МХТ им. Чехова премьера – «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли. О процессе создания пьесы и спектакля «Театралу» рассказал режиссёр Виктор Крамер. ...
  • Мемуары Мамуре

    9 октября исполняется 95 лет со дня рождения  известного российского театрального режиссёра, театроведа, народного артиста РСФСР Бориса Александровича ЛЬВОВА-АНОХИНА. «Театрал» публикует воспоминания о нем доктора филологических наук, профессора Владислава ПРОНИНА. ...
  • Евгений Журавкин: «Так и должен жить артист»

    С 6 по 9 октября в Севастополе на сцене Театра юного зрителя пройдёт фестиваль актёрских монологов «Словотворение». В преддверии форума «Театрал» побеседовал с председателем жюри конкурса, главой Севастопольского СТД Евгением Журавкиным. ...
  • «Мы организовали театр в тоннеле с железными тюбингами»

    Когда-то по адресу 2-й Новокузнецкий переулок, 14с1 располагался тайный и хорошо спрятанный архив МИДа. А теперь - театр «Бункер», где гостям предлагают спуститься на 14 этажей под землю, чтобы увидеть спектакли в железном тоннеле со всеми удобствами под аккомпанемент капающей воды и гулкого эха. ...
Читайте также