Посторонний

Айдар Заббаров поставил «Белые ночи» Достоевского на сцене МХТ

 

Айдар Заббаров закончил ГИТИС в 2018 году, а к концу 2019 года его постановки идут на сценах Ленсовета, Театра им.Камала, «Современника», МХТ им. Чехова. Притом, что ставит не спектакли-инсталляции (которые точно можно выдавать «на гора» по пять-восемь в сезон, а спектакли-спектакли по Водолазкину, Гайязу Исхаки, Толстому. И вот теперь на Малой сцене МХТ появились «Белые ночи» по Достоевскому. 
 
 
Еще когда Айдар Заббаров учился в ГИТИСе в Москве зашелестели о новом ученике Сергея Женовача, а Юрий Бутусов предложил студенту постановить повесть «Казаки» Толстого в театре Ленсовета.
 
Повышенные ожидания трудно оправдывать, но пока Заббаров, – как тот колобок из сказки, – уходит и от добрых дедушек и от свирепых бабушек. Он задает текстам классиков вопросы, которые волнуют многих. И неожиданно открывается, что между героями классической литературы и его сегодняшними сверстниками поколения «снежинок» много общего. Что такое позиция «защищенного наблюдателя»? «Постороннего» всегда и везде: в далекой казачьей станице или на улицах Санкт-Петербурга?

Посторонним проходит в жизни казачьей станицы прибывший на армейскую службу Оленин в «Беглеце». Посторонним гуляет по Петербургу Мечтатель в «Белых ночах». Самое сильное из человеческих чувств – любовь – не помогает им преодолеть барьер между «я» и миром вокруг.
 
«Беглец» в Ленсовета был первой постановкой Айдара Заббарова на профессиональной сцене. И в спектакле очень ощутима ярость «первого высказывания». Любимые мысли были выделены курсивом. И обрушивались на зал водопадом. Здесь все делали истово. Если уж начался танец, – так чтоб стены дрожали. Если садились пить, – так самогон лился рекой и выплескивался из бутылей.  Зачином спектакля была песня: «Куда летишь ты да кукушечка?». Ее подхватывали эхом голоса, растягивая это «ку-ку».
На черном помосте с двух сторон которого сидят зрители, громоздились деревянные ящики – они же холмы, и столы, и стулья, и походные баулы...
Дмитрий Оленин (Александр Крымов) – интеллигент в грибоедовских очочках с наслаждением окунался в это чужое и самодостаточное пространство. Любуясь равно и статью девиц, и удалью казаков. Он влюблялся сразу и в черноволосую паву Марьяну (Лидия Шевченко), и в удалого Лукашку (Иван Батарев), и в приехавшего отомстить за брата чеченского джигита (Максим Ханжов)... И в этой влюбленности все острей ощущал свою отдельность, чудаковатость, инородность. Ни так пить, ни так стрелять, ни так охотиться, ни так танцевать, ни так оплакивать умерших, – он не способен. Чем больше он пытался стать тут своим, тем отчетливее пропасть... «Ничего-то ты не понимаешь, – вздохнет взъерошенный мудрец-леший Ерошка (Александр Сулимов).
 
Сбегать отсюда приходится почти воровски. Унося в памяти гроб Лукашки, причитание Матери (Анастасия Дюкова), потерявшей сына, да лицо Немой (Маргарита Иванова), застывшей над могилой брата. Оставляя чужой и ослепительный мир.
 
Спектакль приедет в Москву на фестиваль «Уроки режиссуры», и столичные любители театра смогут лично прочертить путь режиссера от дебюта к
к последней по времени постановке – к «Белым ночам». 
 
Мечтатель (Евгений Перевалов) даже внешне похож на Оленина, возмужавшего и ставшего еще более чудаковатым. Судорожные от внутренней нервности движения, порывистая речь человека, редко произносящего что-то вслух, но ведущего длинные внутренние монологи. Зажатость старого холостяка. И – редкая пленительная способность отнестись с юмором и к собственным нелепостям, и к собственной персоне.
 
Свисающий лязгающий мост да белый туман за железными цепями создадут воздух холодного летнего Питера, где продувает на любом углу (художник – Булат Ибрагимов), и каждый шаг отдается металлическим эхом.
 
В фильме Лукино Висконти герои бродили по каменным мостикам старого итальянского города. Белокурая красавица Мария Шелл разрывалась между Марчелло Мастрояни и Жаном Маре (а кто бы на ее месте не терзался бы поставленный перед таким выбором). И весь фильм был о разлитой в воздухе любви, о вере в счастье, которое подстерегает каждого.
 
В спектакле МХТ ни этой веры, ни самой возможности выбора у героини нет. Настенька (Надежда Жарычева) может только подразнить саму себя перспективой жизни между Мечтателем и Бабушкой (Нина Гуляева). Но каждую секунду прекрасно осознает, что с этим человеком она никогда не сможет быть вместе. Да и он не хочет быть с нею «по-настоящему», ему только хочется грезить о ней, стоя на мосту.
 
Мечтательные герои Заббарова могут только грезить о «полной жизни с любимой женщиной». Но реальность их пугает так сильно, что любая женщина уйдет. Если не с кем-то, то куда-то. В ночь, в туман, к молчаливому Постояльцу (Дмитрий Сумин).
 
Мечтатель «Белых ночей» в мхатовском спектакле обречен на свою Матрену (роскошная Мария Сокова), которая в его жизни занимает явно большее место, чем просто служанка. Именно она настойчиво и напрасно пытается «заземлить» замечтавшегося барина.
 
Вера, легкость, счастье, которое всегда с тобой, – это не про героев мхатовского спектакля. И говорит он вовсе не о любви, – об одиночестве.
Об одиночестве постороннего, который может только гулять по жизни, так и не найдя своего места.
 
Режиссер изящно и умно спародировал брюзжания по поводу ужасной новой действительноти, где все не так в благословенные «старый времена» (хотя бы во времена Висконти). Сцена с Бабушкой превращена режиссером в отдельный эстрадный номер. Бабушка-блистательная Нина Гуляева играет с настоящим куражом: она поет арию Розины, вздыхая о «старых временах», когда в театре игрались шедевры, а что играется сейчас?
 
Спектакль заканчивается лязгом опустившегося моста и одинокой фигурой, которая стоит спиной к залу и всматривается в какую-то только ей видимую даль.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Бывших Дон Жуанов не бывает»

    Дмитрий Крымов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» свой «театральный роман», свой спектакль-манифест, где стыкует музыку и меланхолию Моцарта с вызывающим юмором, божественное пение – с серией немыслимых провокаций. ...
  • На-Крови или на-Любви?

    В переломные времена художники часто обращаются к классике, ища в ней вопросы и комментарии к дню сегодняшнему. Молодые постановщики – Хуго Эрикссен, Семен Серзин, Андрей Калинин, – обратились к произведениям русских писателей XIX и ХХ веков, проверяя коллизиями и персонажами давнего прошлого вызовы современности. ...
  • Так рождаются театры: современники – «Современнику»

    Спустя месяц после официальной даты, считающейся днём рождения «Современника», состоялся премьерный и единственный показ документального спектакля «Вечно живые. История в лицах» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной специально к 65-летнему юбилею театра. ...
  • Вышел в свет июньский «Театрал»

    24 МАЯ 2021 ГОДА ВЫШЕЛ В СВЕТ ИЮНЬСКИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ». На страницах первого летнего номера вы прочтете: какие сюрпризы Алексей Франдетти готовит для любителей мюзиклов; что заставило Александра Калягина заступиться за зрителей 65+; о чем мечтает Евгений Марчелли; почему Виталий Манский не смог отстоять «Артдокфест»; как поддержать кумира: «Звезда Театрала» отвечает на вопросы зрителей; зачем Владимир Панков обратился к Моэму; почему памятник Владимиру Этушу открыли не в Москве: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; кому Дмитрий Крымов посвятил свой новый спектакль; чем заинтересовал Марка Розовского Григорий Распутин; какие недостатки Сергей Безруков разглядел в чеховских персонажах; как Александр Ширвиндт шутил над Михаилом Державиным; что Алексей Бородин считает в творчестве самым главным; какие проекты, посвященные истории Театра им. ...
Читайте также