Посторонний

Айдар Заббаров поставил «Белые ночи» Достоевского на сцене МХТ

 
Айдар Заббаров закончил ГИТИС в 2018 году, а к концу 2019 года его постановки идут на сценах Ленсовета, Театра им.Камала, «Современника», МХТ им. Чехова. Притом, что ставит не спектакли-инсталляции (которые точно можно выдавать «на гора» по пять-восемь в сезон, а спектакли-спектакли по Водолазкину, Гайязу Исхаки, Толстому. И вот теперь на Малой сцене МХТ появились «Белые ночи» по Достоевскому. 
 
 
Еще когда Айдар Заббаров учился в ГИТИСе в Москве зашелестели о новом ученике Сергея Женовача, а Юрий Бутусов предложил студенту постановить повесть «Казаки» Толстого в театре Ленсовета.
 
Повышенные ожидания трудно оправдывать, но пока Заббаров, – как тот колобок из сказки, – уходит и от добрых дедушек и от свирепых бабушек. Он задает текстам классиков вопросы, которые волнуют многих. И неожиданно открывается, что между героями классической литературы и его сегодняшними сверстниками поколения «снежинок» много общего. Что такое позиция «защищенного наблюдателя»? «Постороннего» всегда и везде: в далекой казачьей станице или на улицах Санкт-Петербурга?

Посторонним проходит в жизни казачьей станицы прибывший на армейскую службу Оленин в «Беглеце». Посторонним гуляет по Петербургу Мечтатель в «Белых ночах». Самое сильное из человеческих чувств – любовь – не помогает им преодолеть барьер между «я» и миром вокруг.
 
«Беглец» в Ленсовета был первой постановкой Айдара Заббарова на профессиональной сцене. И в спектакле очень ощутима ярость «первого высказывания». Любимые мысли были выделены курсивом. И обрушивались на зал водопадом. Здесь все делали истово. Если уж начался танец, – так чтоб стены дрожали. Если садились пить, – так самогон лился рекой и выплескивался из бутылей.  Зачином спектакля была песня: «Куда летишь ты да кукушечка?». Ее подхватывали эхом голоса, растягивая это «ку-ку».
На черном помосте с двух сторон которого сидят зрители, громоздились деревянные ящики – они же холмы, и столы, и стулья, и походные баулы...
Дмитрий Оленин (Александр Крымов) – интеллигент в грибоедовских очочках с наслаждением окунался в это чужое и самодостаточное пространство. Любуясь равно и статью девиц, и удалью казаков. Он влюблялся сразу и в черноволосую паву Марьяну (Лидия Шевченко), и в удалого Лукашку (Иван Батарев), и в приехавшего отомстить за брата чеченского джигита (Максим Ханжов)... И в этой влюбленности все острей ощущал свою отдельность, чудаковатость, инородность. Ни так пить, ни так стрелять, ни так охотиться, ни так танцевать, ни так оплакивать умерших, – он не способен. Чем больше он пытался стать тут своим, тем отчетливее пропасть... «Ничего-то ты не понимаешь, – вздохнет взъерошенный мудрец-леший Ерошка (Александр Сулимов).
 
Сбегать отсюда приходится почти воровски. Унося в памяти гроб Лукашки, причитание Матери (Анастасия Дюкова), потерявшей сына, да лицо Немой (Маргарита Иванова), застывшей над могилой брата. Оставляя чужой и ослепительный мир.
 
Спектакль приедет в Москву на фестиваль «Уроки режиссуры», и столичные любители театра смогут лично прочертить путь режиссера от дебюта к
к последней по времени постановке – к «Белым ночам». 
 
Мечтатель (Евгений Перевалов) даже внешне похож на Оленина, возмужавшего и ставшего еще более чудаковатым. Судорожные от внутренней нервности движения, порывистая речь человека, редко произносящего что-то вслух, но ведущего длинные внутренние монологи. Зажатость старого холостяка. И – редкая пленительная способность отнестись с юмором и к собственным нелепостям, и к собственной персоне.
 
Свисающий лязгающий мост да белый туман за железными цепями создадут воздух холодного летнего Питера, где продувает на любом углу (художник – Булат Ибрагимов), и каждый шаг отдается металлическим эхом.
 
В фильме Лукино Висконти герои бродили по каменным мостикам старого итальянского города. Белокурая красавица Мария Шелл разрывалась между Марчелло Мастрояни и Жаном Маре (а кто бы на ее месте не терзался бы поставленный перед таким выбором). И весь фильм был о разлитой в воздухе любви, о вере в счастье, которое подстерегает каждого.
 
В спектакле МХТ ни этой веры, ни самой возможности выбора у героини нет. Настенька (Надежда Жарычева) может только подразнить саму себя перспективой жизни между Мечтателем и Бабушкой (Нина Гуляева). Но каждую секунду прекрасно осознает, что с этим человеком она никогда не сможет быть вместе. Да и он не хочет быть с нею «по-настоящему», ему только хочется грезить о ней, стоя на мосту.
 
Мечтательные герои Заббарова могут только грезить о «полной жизни с любимой женщиной». Но реальность их пугает так сильно, что любая женщина уйдет. Если не с кем-то, то куда-то. В ночь, в туман, к молчаливому Постояльцу (Дмитрий Сумин).
 
Мечтатель «Белых ночей» в мхатовском спектакле обречен на свою Матрену (роскошная Мария Сокова), которая в его жизни занимает явно большее место, чем просто служанка. Именно она настойчиво и напрасно пытается «заземлить» замечтавшегося барина.
 
Вера, легкость, счастье, которое всегда с тобой, – это не про героев мхатовского спектакля. И говорит он вовсе не о любви, – об одиночестве.
Об одиночестве постороннего, который может только гулять по жизни, так и не найдя своего места.
 
Режиссер изящно и умно спародировал брюзжания по поводу ужасной новой действительноти, где все не так в благословенные «старый времена» (хотя бы во времена Висконти). Сцена с Бабушкой превращена режиссером в отдельный эстрадный номер. Бабушка-блистательная Нина Гуляева играет с настоящим куражом: она поет арию Розины, вздыхая о «старых временах», когда в театре игрались шедевры, а что играется сейчас?
 
Спектакль заканчивается лязгом опустившегося моста и одинокой фигурой, которая стоит спиной к залу и всматривается в какую-то только ей видимую даль.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
Читайте также