Посторонний

Айдар Заббаров поставил «Белые ночи» Достоевского на сцене МХТ

 


Айдар Заббаров закончил ГИТИС в 2018 году, а к концу 2019 года его постановки идут на сценах Ленсовета, Театра им.Камала, «Современника», МХТ им. Чехова. Притом, что ставит не спектакли-инсталляции (которые точно можно выдавать «на гора» по пять-восемь в сезон, а спектакли-спектакли по Водолазкину, Гайязу Исхаки, Толстому. И вот теперь на Малой сцене МХТ появились «Белые ночи» по Достоевскому. 
 
 
Еще когда Айдар Заббаров учился в ГИТИСе в Москве зашелестели о новом ученике Сергея Женовача, а Юрий Бутусов предложил студенту постановить повесть «Казаки» Толстого в театре Ленсовета.
 
Повышенные ожидания трудно оправдывать, но пока Заббаров, – как тот колобок из сказки, – уходит и от добрых дедушек и от свирепых бабушек. Он задает текстам классиков вопросы, которые волнуют многих. И неожиданно открывается, что между героями классической литературы и его сегодняшними сверстниками поколения «снежинок» много общего. Что такое позиция «защищенного наблюдателя»? «Постороннего» всегда и везде: в далекой казачьей станице или на улицах Санкт-Петербурга?

Посторонним проходит в жизни казачьей станицы прибывший на армейскую службу Оленин в «Беглеце». Посторонним гуляет по Петербургу Мечтатель в «Белых ночах». Самое сильное из человеческих чувств – любовь – не помогает им преодолеть барьер между «я» и миром вокруг.
 
«Беглец» в Ленсовета был первой постановкой Айдара Заббарова на профессиональной сцене. И в спектакле очень ощутима ярость «первого высказывания». Любимые мысли были выделены курсивом. И обрушивались на зал водопадом. Здесь все делали истово. Если уж начался танец, – так чтоб стены дрожали. Если садились пить, – так самогон лился рекой и выплескивался из бутылей.  Зачином спектакля была песня: «Куда летишь ты да кукушечка?». Ее подхватывали эхом голоса, растягивая это «ку-ку».
На черном помосте с двух сторон которого сидят зрители, громоздились деревянные ящики – они же холмы, и столы, и стулья, и походные баулы...
Дмитрий Оленин (Александр Крымов) – интеллигент в грибоедовских очочках с наслаждением окунался в это чужое и самодостаточное пространство. Любуясь равно и статью девиц, и удалью казаков. Он влюблялся сразу и в черноволосую паву Марьяну (Лидия Шевченко), и в удалого Лукашку (Иван Батарев), и в приехавшего отомстить за брата чеченского джигита (Максим Ханжов)... И в этой влюбленности все острей ощущал свою отдельность, чудаковатость, инородность. Ни так пить, ни так стрелять, ни так охотиться, ни так танцевать, ни так оплакивать умерших, – он не способен. Чем больше он пытался стать тут своим, тем отчетливее пропасть... «Ничего-то ты не понимаешь, – вздохнет взъерошенный мудрец-леший Ерошка (Александр Сулимов).
 
Сбегать отсюда приходится почти воровски. Унося в памяти гроб Лукашки, причитание Матери (Анастасия Дюкова), потерявшей сына, да лицо Немой (Маргарита Иванова), застывшей над могилой брата. Оставляя чужой и ослепительный мир.
 
Спектакль приедет в Москву на фестиваль «Уроки режиссуры», и столичные любители театра смогут лично прочертить путь режиссера от дебюта к
к последней по времени постановке – к «Белым ночам». 
 
Мечтатель (Евгений Перевалов) даже внешне похож на Оленина, возмужавшего и ставшего еще более чудаковатым. Судорожные от внутренней нервности движения, порывистая речь человека, редко произносящего что-то вслух, но ведущего длинные внутренние монологи. Зажатость старого холостяка. И – редкая пленительная способность отнестись с юмором и к собственным нелепостям, и к собственной персоне.
 
Свисающий лязгающий мост да белый туман за железными цепями создадут воздух холодного летнего Питера, где продувает на любом углу (художник – Булат Ибрагимов), и каждый шаг отдается металлическим эхом.
 
В фильме Лукино Висконти герои бродили по каменным мостикам старого итальянского города. Белокурая красавица Мария Шелл разрывалась между Марчелло Мастрояни и Жаном Маре (а кто бы на ее месте не терзался бы поставленный перед таким выбором). И весь фильм был о разлитой в воздухе любви, о вере в счастье, которое подстерегает каждого.
 
В спектакле МХТ ни этой веры, ни самой возможности выбора у героини нет. Настенька (Надежда Жарычева) может только подразнить саму себя перспективой жизни между Мечтателем и Бабушкой (Нина Гуляева). Но каждую секунду прекрасно осознает, что с этим человеком она никогда не сможет быть вместе. Да и он не хочет быть с нею «по-настоящему», ему только хочется грезить о ней, стоя на мосту.
 
Мечтательные герои Заббарова могут только грезить о «полной жизни с любимой женщиной». Но реальность их пугает так сильно, что любая женщина уйдет. Если не с кем-то, то куда-то. В ночь, в туман, к молчаливому Постояльцу (Дмитрий Сумин).
 
Мечтатель «Белых ночей» в мхатовском спектакле обречен на свою Матрену (роскошная Мария Сокова), которая в его жизни занимает явно большее место, чем просто служанка. Именно она настойчиво и напрасно пытается «заземлить» замечтавшегося барина.
 
Вера, легкость, счастье, которое всегда с тобой, – это не про героев мхатовского спектакля. И говорит он вовсе не о любви, – об одиночестве.
Об одиночестве постороннего, который может только гулять по жизни, так и не найдя своего места.
 
Режиссер изящно и умно спародировал брюзжания по поводу ужасной новой действительноти, где все не так в благословенные «старый времена» (хотя бы во времена Висконти). Сцена с Бабушкой превращена режиссером в отдельный эстрадный номер. Бабушка-блистательная Нина Гуляева играет с настоящим куражом: она поет арию Розины, вздыхая о «старых временах», когда в театре игрались шедевры, а что играется сейчас?
 
Спектакль заканчивается лязгом опустившегося моста и одинокой фигурой, которая стоит спиной к залу и всматривается в какую-то только ей видимую даль.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сверхчеловеческие потери и обретения

    Любой конфликт, где разрушаются города и гибнут люди, заставляет забыть о материальных и прочих богатствах. Искусство, увы, причисляют к этой категории. Все помнят поговорку: когда пушки говорят, музы замолкают. Музеи, галереи и другие «храмы прекрасного» сразу закрываются до лучших времен. ...
  • Voznesensky Festival пройдет в Переделкино

    21 мая, с 12:00 до 20:00, в Доме творчества Переделкино пройдет Voznesensky Festival – ежегодный фестиваль, приуроченный ко дню рождения поэта Андрея Вознесенского. В фестивальной программе – спектакль-вербатим «Переделкино», созданный драматургом Александром Родионовым с молодежной поэтической студией Центра Вознесенского, и музыкально-поэтический перформанс «Вергилий в Переделкино» виолончелиста Ильи Рубинштейна, композитора Алексея Наджарова и поэта Андрея Родионова. ...
  • Культовый спектакль Товстоногова покажут в Центре документального кино

    23 мая в Центре документального кино покажут на большом экране запись постановки Георгия Товстоногова «Балалайкин и К°». Предварять показ будет встреча с Авангардом Леонтьевым, который играл в этом культовом спектакле вместе с Игорем Квашой, Валентином Гафтом, Олегом Табаковым и Андреем Мягковым на сцене молодого «Современника». ...
  • Дягилевский фестиваль объявил программу

    Дягилевский фестиваль в Перми пройдет под художественным руководством Теодора Курентзиса с 11 по 20 июня.  На открытии фестиваля оркестр musicAeterna исполнит «Метаморфозы» Рихарда Штрауса и Шестую «Патетическую» симфонию Петра Чайковского – два сочинения, которые могут считаться вершиной жанра симфонической трагедии. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также