«Евгений Онегин» дороже икры

В Париже продолжается ажиотаж вокруг гастролей вахтанговцев

 

Каждый вечер на Елисейских полях у театра «Мариньи» можно наблюдать одну и ту же картину – почтенная публика образует очередь на вход, а в толпе бродят люди с самодельными плакатиками, на которых от руки написано – «Ищу свободный билет». Но с билетами – проблема. Даже на сайте театра на оставшиеся дни выставлена стандартная фраза: «Извините, все билеты проданы».
 
Больше всего эта фраза радует вахтанговского директора Кирилла Крока, хотя каждый вечер ему приходится ломать голову, куда посадить важных гостей, которые постоянно звонят с просьбой помочь попасть на «Евгения Онегина». Та же проблема и у Римаса Туминаса, которому тоже обрывают телефон. Но эта проблема не может не радовать и вахтанговских руководителей, и актеров.

Ежедневный аншлаг в центре избалованного фестивалями, зрелищами и гастролями Парижа говорит о многом. Французская театральная публика, обладающая вкусом, знанием и любовью к русскому театру, выражает свою признательность не только покупкой не самых дешевых билетов, но и долгими овациями после каждого спектакля.
 
«Я пригласила своих французских друзей на «Евгения Онегина» и сделала для них настоящий подарок, – рассказывает мне арт-дизайнер Юлия Ройтман. – Они ни разу не были на спектаклях Театра Вахтангова и не читали ранее «Евгения Онегина». Про «Дядю Ваню» они хорошо знают, потому что в Париже эта чеховская пьеса ставится довольно активно и пользуется популярностью. Но такой Пушкин и в такой изумительной постановке даже для меня стал потрясением, хотя «Онегина» я знаю с детства и могу до сих пор с легкостью прочесть любимое мною «Письмо Татьяны». Правда, я никогда не слышала, чтобы оно звучало так, как это было сегодня. Исполнительница  роли Татьяны довела меня до слез. И самое поразительное, что я именно такой и представляла Татьяну. А Ленского в исполнении Василия Симонова мои друзья назвали настоящим французским поэтом. Теперь они, кстати, собираются прочесть «Евгения Онегина», благо в переводах он у нас в Париже продаётся. Да и скачать можно. Говорят, что спектакль просто перевернул им душу. Мне тоже. Туминас - гений! Он снова вернул меня к Пушкину».
 
Такая эмоциональная реакция французской публики не удивительна. О ней говорил и посол России во Франции Алексей Мешков, который пригласил вахтанговцев на торжественный приём в Посольство в честь их гастролей.

«Мы очень рады, что вы приехали в Париж, я внимательно читал французскую прессу – прекрасные отклики о спектакле, – сказал посол. – Я убеждён, что так пройдут все гастроли, тем более что сегодня российская культура во Франции востребована. Я никогда не видел такого взаимопроникновения культур. Вчера вернулся из командировки – участвовал в открытии стелы нашим русским солдатам 1814 года, которые умерли от ранений в госпитале маленького городка на границе с Бельгией. Жители этого городка благодарили меня в память о тех солдатах. «Спасибо, – говорили, – вам! Если бы не русские, наш город был бы не во Франции, а в Бельгии». Потому что царь Александр первый тогда настоял, чтобы границу провели таким образом, чтобы город отошёл Франции. Существует стереотипное мнение, что французы никого не любят. Если это и так, то нас они не любят меньше, чем всех остальных. И в подтверждение, я уверен, вы ещё не раз услышите здесь аплодисменты от благодарной публики».
 
Аплодисменты действительно звучат каждый вечер, но это не снижает напряжения, с которым каждый же вечер готовятся к очередному спектаклю вахтанговцы. Успех их не расслабляет, а мобилизует. К этому все время призывает Римас Туминас, который, кажется, переживает и больше всех, и за каждого в отдельности.

Такое впечатление, что задолго до очередного спектакля он за кулисами успевает одновременно находится в самых разных местах. То я вижу, как он общается с костюмерами, то просит осветителей добавить на сцене теплоты, то обсуждает со сценографом Адомасом Яцовскисом на сколько ещё сантиметров сдвинуть на сцене лавки, потому что зрителям боковых кресел не видна вся сцена, то просит хореографа Анжелику Холину поработать с молодой актрисой, чьи движения ему кажутся не совсем пластичными, то подойдёт к другой актрисе, и начинает объяснять ей, в какой интонации должны звучать слова ее героини. Не просто объяснять, а тут же придумывать биографию этой героини, фрагменты ее детства, ее мечты и разочарования... И через минуту он уже с Кириллом Кроком, который постоянно возникает рядом с худруком, обсуждает даты приезда-отъезда актеров и возможные замены. А Крок, успевая постоянно решать сотни вопросов и вникая в проблемы каждого вахтанговца, занятого гастролями, ещё умудряется следить за тем, что происходит в театре в Москве. Его телефон, кажется, вообще не умолкает. Все время сыпятся сообщения, все время звучат звонки... И директор успевает на все реагировать, не утрачивая чувства юмора и самоиронии.
 
Перед спектаклем он подходит к продюсеру Антону Лошаку и просит его срочно перевести свежие публикации французской прессы. «Мы потом все переведём и пришлём – говорит Антон, которого рвут на части звонками о свободных билетах. – Публикаций слишком много, какой смысл сейчас этим заниматься?» «Римас хочет перед самым началом спектакля озвучить это актерам. Ему важно их порадовать, вдохновить...»
 
И за несколько минут до того, как поднимется занавес, Елена Герасева, организующая эти гастроли вместе с Лошаком, вполголоса переводит актерам, собравшимся на сцене, текст из ведущей французской газеты: «Они уже в заголовке пишут, что «Евгений Онегин» театра Вахтангова дороже чёрной икры. И это не из-за цены, а по уровню высочайшего вкуса и качества... Уж поверьте, французы знают, о чем говорят, когда пишут про любимую и ценимую ими русскую икру...»
 
Елена читает вполголоса потому, что за занавесом в зале уже сидит публика, которая ждёт начала спектакля. Ждёт даже не догадываясь, как сейчас волнуются актеры, как вся труппа собирается в круг и, после газетных цитат, взявшись за руки, слушает своего магического Римаса, настраивающего на успех.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также