Сражения на подиуме

 
Открытие фестиваля

«Подиум-2005» – международный смотр театральных школ – затмил все столичные фестивали (не исключая и вечно самодовольную «Маску»). Почти 50 спектаклей и мастер-классов, студенты чуть не всех театральных вузов России, много зарубежных. За неделю перед нами прошел парад лиц, которым в недалеком будущем предстоит определять сцену XXI столетия. Единственный упрек, который, правда, можно бы не делать в адрес организаторов, – перенасыщенность. Хотелось бы посмотреть как можно больше, но не получается из-за параллельных представлений.
Прежде всего ясен высокий профессионализм будущих, а в большинстве, поскольку речь идет о выпускных спектаклях, уже настоящих актеров, которых самая взыскательная аудитория приветствовала с энтузиазмом. Пальму первенства – с удовольствием – отдаю берлинцам из Школы Эрнста Буша с их «Хоэфорами». Сложнейшая задача, о которую ломали зубы классные профессионалы: перевести на сегодняшний театральный язык древнегреческую трагедию. При этом самое трудное – хор, когда-то посредник между героями и публикой, толкователь-комментатор разыгрываемых событий; как решать его сегодня? Не говоря уже о том, что с воспитательной точки зрения разделение студентов на протагонистов и массовку в принципе не очень справедливо.

Постановщик П. Кляйнерт обе задачи разрешил одним умным – и остроумным – способом. На сцену вышли ребята в современных костюмах, насыпали холмик, могилу Ореста, единственный сценографический объект. Жестами фокусников вытащили пластиковые пакеты, надели на головы. Пакеты разные, схожи лишь прорванные отверстия для глаз и ртов: сегодняшний аналог трагической маски. Не то токсикоманы, не то спецназ. Если современность одеяний уже не вызывает эстетического шока, то метаморфоза с пакетами однозначна – речь пойдет о дне сегодняшнем. В котором толпа – один из главных движителей. Срывая маску-пакет, актеры становятся действующими лицами, обретают индивидуальность; вновь скрываясь за раскрашенной пленкой, превращаются в часть безликой массы. Той самой, которая вынуждает Ореста к кровной мести, заставляя убить собственную мать.

Точное решение – и великолепный педагогический ход: каждому достается роль, и каждый выступает еще и хористом – двойная заинтересованность в слаженности спектакля. Безукоризненного еще и тем, как тщательно подобраны тональности голосов, диапазон от обычной речи – через речитатив – к почти пению, родовая память об античном театре и в то же время сегодняшняя агрессия звука.

[%3087%]Среди зарубежных отмечу изысканного австрийского «Мизантропа» (г. Грац, Университет музыки и драматического искусства), где застывшие на заднем плане фигуры казались барельефами и придавали особый привкус действию. Еще рафинированные «Шесть персонажей в поисках автора» у эстонцев (г. Вильянди, Академия культуры) – торжество психологической школы, когда даже молчащие действующие лица (Подросток и Девочка) неотрывно притягивают внимание. Была еще страстная напряженность «Свадьбы» Гомбровича, привезенной ребятами из Варшавской театральной академии...

Увы, на этом фоне отечественная школа – самая многочисленная – выглядела не блестяще. Разумеется, были достойные образцы: яростная и графически выверенная «Кровавая свадьба» (Челябинская академия культуры и искусств), завораживающе-трагичные «Недосказки» из РАТИ или бесшабашная «Как вам это понравится» (тоже из бывшего ГИТИСа). Но многие российские постановки заслуживают серьезных упреков – в том же Шекспире режиссерски безупречная работа А. Коручекова контрастирует со слабостью актерских созданий. Часто изобретательная пластика становится самоцелью – как в «Трех мушкетерах» питерской ГАТИ. Еще хуже, когда скудость мысли сочетается с унылостью новой драмы («Черное молоко» Воронежской академии искусств).

Наблюдая за тем, что происходило на «Подиуме-2005», с сожалением видишь – театральная школа России, как, впрочем, и сам театр, испытывает дефицит ярких творческих идей и решений.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем «Репертуаре…»

    Под занавес года Библиотека искусств (РГБИ) совместно с Национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургской театральной библиотекой (СПбГТБ) выпустила второй том масштабного библиографического указателя «Репертуар русской драмы» (всего запланировано 5 томов). ...
Читайте также