«Это всегда экзамен для театра»

Сергей Ковальчик – о предстоящих гастролях в Россию

 

Национальный академический театр им. Горького (Минск) – частый гость в России. В этом году коллектив вновь принимает участие в программе «Большие гастроли». На карте – Кемерово, Томск и Барнаул. О предстоящем выступлении в интервью «Театралу» рассказал художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК.

- Сергей Михайлович, вы уже в третий раз приезжаете в Россию в рамках программы «Большие гастроли». Как начиналось ваше сотрудничество?

- Действительно, наш театр - один из старейших участников этой программы. С Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности мы познакомились случайно. Я являюсь членом экспертного совета Премии Союзного государства в области литературы и искусства. Однажды на заседании в Москве я услышал, что в России создается гастрольное агентство, и очень заинтересовался. Затем я обратился к замминистра культуры РФ, он мне дал контакты организаторов - и мы уже обо всем договорились. Первая наша поездка была в 2016 году по трем городам Урала – Челябинск, Курган и Магнитогорск, а уже в 2018-м мы отправились в Калининградскую область в город Светлогорск.

- Как вас встретила российская публика?

- Нас принимали прекрасно. Для театра это был эмоциональный взрыв. Шесть спектаклей на аншлагах! Когда мы выступали в Магнитогорске, то туда приезжали люди из Челябинска – те, которые не успели попасть на наши спектакли в своем городе. Кроме того, мы встречались с коллективом Челябинского театра, делали совместный капустник. А когда мы переезжали из Кургана в Магнитогорск и остановились пообедать в придорожном кафе, то наших артистов там узнали (многие из них снимаются в российских сериалах) и стали с ними фотографироваться. Воспоминания остались самыми приятными.
Уже на гастроли в Светлогорск мы везли три трейлера декорации, в том числе подводную лодку К-19 для спектакля «Подводники». Такого у нас давно не было. Важно, что «Большие гастроли» помогают выехать всему составу театра, включая гримеров, костюмеров, реквизиторов и монтировщиков. То есть мы играем спектакли практически как дома и не чувствуем себя ущемленными, а российский зритель может увидеть постановки в оригинале, как говорится, без потерь.

- А в этом году сколько трейлеров отравится в Россию?

- Надеемся уложиться в один. В этот раз мы везем два спектакля – «Пане Коханку» и «Знойные мамочки». Первый из них – один из самых зрелищных и ярких в нашем репертуаре. Он уже два раза побывал на «Больших гастролях» и стал визитной карточкой нашего театра. Спектакль поставлен по пьесе Андрея Курейчика, известного в России киносценариста (достаточно вспомнить его «Движение вверх», «Елки», «Любовь-морковь»). Действие спектакля происходит в XVIII веке и рассказывает об истории Белоруссии в неожиданном ключе. Главный герой – Кароль Станислав Радзивилл – один из самых богатых и влиятельных магнатов Великого Княжества Литовского, неординарная личность и значительная фигура в истории. Однако далеко не все согласны с нашей трактовкой его образа. Только представьте, властный, жестокий магнат, у которого одалживали деньги короли, вдруг влюбляется в простую крестьянку и мечтает научить белорусов летать. Многие это кажется невероятно. Тем не менее зрители хорошо воспринимают спектакль, для них эта тема звучит ново и интересно.
Второй наш гастрольный спектакль – бенефис «Знойные мамочки» по пьесе Кристнера. Это комедийная и в то же время трогательная история о том, как теща и свекровь оказались под одной крышей. В главных ролях – две наши знаменитые актрисы Белла Масумян и Ольга Клебанович. Это блестящая дуэль двух народных артисток, которые владеют залом в течение двух с половиной часов.
Всего от театра едет около пятидесяти человек. Это весь актерский состав, который задействован в спектаклях, и работники цехов. Выступления пройдут Томском театре драмы (25 и 26 октября), в Кемеровском театре им. Луначарского (28 и 29 октября) и в Алтайском театре им. Шукшина (г. Барнаул, 31 октября и 1 ноября).
В этом году «Большие гастроли» нас очень выручают. В здании театра сейчас идет реконструкция, труппа работает на арендованных площадках, прокат небольшой. По плану у нас замена круга, а его в Белоруссии никто не делает. Будем обращаться к российским мастерам. Впереди еще много работы. Думаю, раньше декабря на родную сцену мы не вернемся, поэтому гастроли в Россию для нас огромный подарок.

- Эту поездку вам полностью оплачивают?

- Федеральный центр возмещает расходы на проезд, проживание, перевоз и страховку декораций. Наши затраты – выплаты суточных актерам и сотрудникам цехов.

- То есть на таких гастролях вы особо не заработаете?

- Не все ж деньгами меряется. И здесь задача – не заработать. Наши актеры все спектакли играют на русском языке, но при этом не так часто бывают в России. Для них эти поездки – знакомство с культурой страны, с жизнью обычных людей, общение с коллегами. Это их развивает и мотивирует. И все это гораздо важнее, чем заработок.
Я не раз говорил, что для нормальной работы театра нужны три составляющие. Это прокат на основной площадке, гастрольная деятельность и участие в фестивалях. Если какого-то из этих компонентов не хватает, то театр живет неполноценно. Сегодня из-за сложной экономической ситуации с гастролями очень непросто. И если антрепризе с двумя табуретками ездить еще возможно, то коллективам с большими серьезными спектаклями - экономически нецелесообразно. Но благодаря программе «Большие гастроли» это стало возможно. Очень скучно все время вариться в своем котле. Нам очень важно узнать, как наши постановки воспримут новые зрители. Гастроли – это всегда экзамен для театра.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Париж. «Я всегда прошу обратить внимание на наш театр»

    28 июля в парижском русском театре-студии «МА-АРТ» состоится первый после карантина премьерный показ спектакля «Маленькие трагедии».  О непростых условиях работы, неиссякаемом энтузиазме артистов и отсутствии поддержки рассказывает наш сегодняшний собеседник, художественный руководитель театра «МА-АРТ», режиссёр Людмила АНДРЕЕВА. ...
  • Кишинёв, Молдова. «Театр в центре города - лакомый кусок»

    Журнал «Театрал» продолжает рассказывать читателям о жизни и творчестве русских театров за рубежом. Сегодня мы представляем вашему вниманию очередной материал из зарубежья, наш собеседник - генеральный директор кишиневского Государственного Русского драматического театра им. ...
  • В Русском театре драмы им. Искандера ставят знаменитую пьесу Лорки

    В Русском театре драмы им. Искандера (Сухум, Абхазия) выходит первая посткарантинная премьера - «Кровавая свадьба». Премьерные показы спектакля по пьесе Федерико Гарсии Лорки состоятся 10 и 11 июля.   «Мы давно ждали эту премьеру, - говорит гендиректор театра Ираклий Хинтба. ...
  • Цюрих. «Надеемся, что без поддержки нас не оставят»

     «Театрал» продолжает серию публикаций о том, как в условиях пандемии живут и творят русские театры в странах дальнего зарубежья. Сегодня о возвращении своего коллектива к привычной жизни рассказывает художественный руководитель русского Театра сценической классики в Швейцарии Людмила Майер-Бабкина. ...
Читайте также