Почти весь Някрошюс

Гид по спектаклям литовского гения в Петербурге и Москве

 

На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира.

«Сукины дети»: литовский дух
Клайпедский драматический театр (Литва)

Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. Мифология и история, вечность и повседневная жизнь – все здесь переплетено и взаимозаменяемо. «Сукины» дети» затрагивают саму сущность литовской нации, её архаичные, экзистенциальные истоки и её способность выживать, несмотря на немецкую колонизацию и войны с русскими, напоминают о привычке двигаться по бесконечной спирали, которая неизбежно возвращает не самые лушие  времена. Сдержанно, аскетично и удивительно точно Някрошюс передает дух своей земли и боль, которая всё очищает и заставляет литовцев обращаться к Богу. Контейнером исторической памяти он делает дерево, бумагу и стекло – материализует то, что в романе описано как литовское наследие и «своя аура».

«Сукины дети» – еще один пример «космического театра» Някрошюса, с мистическим контекстом, в который вписаны судьбы личностей, с внутренней тишиной, строгим ритмом, основанным на почти математической логике, и страшной глубиной.

Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 13 октября

Где: Театр им. Маяковского (Москва), «Арт-Партнёр XXI» Леонида Робермана
Когда: 15, 16 октября

«Венчание»: польские комплексы
Национальный театр Варшавы (Польша)

«Венчание» польского писателя Гомбровича – сложный текст, за которым стоит личный опыт автора и, прежде всего, конфликтные отношения с родителями. Някрошюс чутко это уловил. Спектакль в Национальном театре Варшавы – о войне со лживым окружением, внешность которого всегда обманчива. Он исследует границы свободы человека, который, не желая попадать в зависимость от других, в итоге терроризирует близких, мнит себя Богом и раздувает иллюзию власти.

Някрошюс строит из текста Гомбровича лабиринт метафор и культурных ассоциаций, вводит загадочные решения в актерскую игру. Он не оставляет места иллюстративности, переключая театр в режим многозначных «аббревиатур» и поэзии. «Свадьба» – «сонная, пьяная и сумасшедшая» – это квинтэссенция поэтики мастера, узнаваемой и одновременно неуловимой. Она наполнена гротескной энергией, но это дух Гомбровича. И это особенный, мрачный гротеск: своего рода кошмар, в котором темная сторона личности отделяется и захватывает «я», приводя к катастрофе.

Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 16 октября

«Цинк (Zn)»: между войной и катастрофой
Государственный молодёжный театр Литвы, театр Meno Fortas (Литва)

Постановка по мотивам двух книг нобелевского лауреата Светланы Алексиевич – «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва» – посвящен концу советской эпохи, периоду, в котором кроются корни многих проблем современности. О десятилетней и бессмысленной войне в Афганистане и взрыве на Чернобыльской АЭС, когда весь мир оказался в шаге от Апокалипсиса, Някрошюс говорит как о вине и беде. Говорит о распаде цивилизации, где было принято не рассуждать о долге и жертвовать собой, где люди были не просто рабами, а «романтиками рабства».

Как и Алексиевич, Някрошюс «уменьшает историю до человека» и делает ставку на «текст», на голоса очевидцев, на исповеди. Эти свидетельства катастроф, глобальных и личных, записывает на бобинный магнитофон и таскает за собой по сцене писательница – центральный образ. Она превращает документ в поэзию и сама свидетельствует о судьбе художника. Не о политическом режиме, а о грузе услышанного и записанного. О путешествии во времени, от детских мечтаний до профессиональных высот. О своей единственной цели – «разминировать» человека как минное поле. О базовых «элементах мироздания», где Zn, необходимый человеку для жизни, стал символом смерти, а цинковые гробы, в которых погибших везли на родину, провозвестниками агонии советской империи. Она погрузилась в небытие, но, как утверждает последний спектакль Някрошюса, мы все еще ощущаем ее влияние сегодня и после одной катастрофы незаметно движемся к другой.

Когда: 23, 24 октября
Где: Театр наций

«Книга Иова»: между Богом и дьяволом
Театр Meno Fortas (Литва)

Cпектакль по ветхозаветной «Книге Иова» создает универсальный, архетипический образ жертв всех гонений и преследований, которыми переполнена история человечества. Самый парадоксальный христианский текст, о котором до сих пор спорят богословы разных конфессий, у Някрошюса рассказан с трех точек зрения: от лица Создателя, сатаны и самого Иова, ставшего заложником большого спора. Испытания, которые он терпит, утратив благосостояние, детей, дом, – все, чем дорожил, – результат эксперимента. Его цели и задачи «подопытному» знать не дано.

В космически черном пространстве есть только карты, где пунктиром обозначны неисповедимые пути господни, и есть личный стол Някрошюса, раскрытый и разобранный на ящики, – на минуту они образуют крону раскидистого древа жизни, на минуту выстраиваются как гробы или надгробья всех, кого потерял Иов, на минуту становятся отсеками его души. «Книга Иова» – это герметичный Някрошюс: в лаконичных образах он не оставляет зазора, в который можно было бы подсмотреть ответ на главный вопрос: где справедливость? Спор сатаны и Создателя разрешается тем, что один дает Иову яблочко, а другой – ножичек. Искушают человека оба, а он оказывается между ними, как между двух жерновов

Где: фестиваль «Сезон Станиславского», МТЮЗ
Когда: 7 ноября

Лекция «Миры Эймунтаса Някрошюса: в начале было тело?»

Някрошюс – признанный мастер поэтического театра, далекого от бытовой контретики и примитивного психологизма. Его спектакли разрастаются до библейских масштабов. Но как они организованы ритмически? Как музыка и звучащее слово связаны с пластикой и предметным миром? Этим вопросам посвящена лекция театроведа, критика Глеба Ситковского.

Где: фестиваль «Территория», Дом Щепкина (ул. Щепкина, д. 47, стр. 2)
Когда: 19 октября, 17:30

Паблик-ток «Тело на войне и в катастрофе»

«Цинк (Zn)» Нярошюса основан на книгах Светланы Алексиевич и посвящён взгляду писателя на человека в катастрофе, которой стали война в Афганистане и атомный взрыв в Чернобыле. Критик Алена Солнцева и физиолог Вячеслав Дубынин обсудят, как соотносятся литературный и научный подход к физически страдающему телу человека.

Где: фестиваль «Территория», Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бул., 23, стр. 1)
Когда: 23 октября, 20:00

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
Читайте также