На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира.
«Сукины дети»: литовский дух
Клайпедский драматический театр (Литва)
Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. Мифология и история, вечность и повседневная жизнь – все здесь переплетено и взаимозаменяемо. «Сукины» дети» затрагивают саму сущность литовской нации, её архаичные, экзистенциальные истоки и её способность выживать, несмотря на немецкую колонизацию и войны с русскими, напоминают о привычке двигаться по бесконечной спирали, которая неизбежно возвращает не самые лушие времена. Сдержанно, аскетично и удивительно точно Някрошюс передает дух своей земли и боль, которая всё очищает и заставляет литовцев обращаться к Богу. Контейнером исторической памяти он делает дерево, бумагу и стекло – материализует то, что в романе описано как литовское наследие и «своя аура».
«Сукины дети» – еще один пример «космического театра» Някрошюса, с мистическим контекстом, в который вписаны судьбы личностей, с внутренней тишиной, строгим ритмом, основанным на почти математической логике, и страшной глубиной.
Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 13 октября
Где: Театр им. Маяковского (Москва), «Арт-Партнёр XXI» Леонида Робермана
Когда: 15, 16 октября
«Венчание»: польские комплексы
Национальный театр Варшавы (Польша)
«Венчание» польского писателя Гомбровича – сложный текст, за которым стоит личный опыт автора и, прежде всего, конфликтные отношения с родителями. Някрошюс чутко это уловил. Спектакль в Национальном театре Варшавы – о войне со лживым окружением, внешность которого всегда обманчива. Он исследует границы свободы человека, который, не желая попадать в зависимость от других, в итоге терроризирует близких, мнит себя Богом и раздувает иллюзию власти.
Някрошюс строит из текста Гомбровича лабиринт метафор и культурных ассоциаций, вводит загадочные решения в актерскую игру. Он не оставляет места иллюстративности, переключая театр в режим многозначных «аббревиатур» и поэзии. «Свадьба» – «сонная, пьяная и сумасшедшая» – это квинтэссенция поэтики мастера, узнаваемой и одновременно неуловимой. Она наполнена гротескной энергией, но это дух Гомбровича. И это особенный, мрачный гротеск: своего рода кошмар, в котором темная сторона личности отделяется и захватывает «я», приводя к катастрофе.
Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 16 октября
«Цинк (Zn)»: между войной и катастрофой
Государственный молодёжный театр Литвы, театр Meno Fortas (Литва)
Постановка по мотивам двух книг нобелевского лауреата Светланы Алексиевич – «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва» – посвящен концу советской эпохи, периоду, в котором кроются корни многих проблем современности. О десятилетней и бессмысленной войне в Афганистане и взрыве на Чернобыльской АЭС, когда весь мир оказался в шаге от Апокалипсиса, Някрошюс говорит как о вине и беде. Говорит о распаде цивилизации, где было принято не рассуждать о долге и жертвовать собой, где люди были не просто рабами, а «романтиками рабства».
Как и Алексиевич, Някрошюс «уменьшает историю до человека» и делает ставку на «текст», на голоса очевидцев, на исповеди. Эти свидетельства катастроф, глобальных и личных, записывает на бобинный магнитофон и таскает за собой по сцене писательница – центральный образ. Она превращает документ в поэзию и сама свидетельствует о судьбе художника. Не о политическом режиме, а о грузе услышанного и записанного. О путешествии во времени, от детских мечтаний до профессиональных высот. О своей единственной цели – «разминировать» человека как минное поле. О базовых «элементах мироздания», где Zn, необходимый человеку для жизни, стал символом смерти, а цинковые гробы, в которых погибших везли на родину, провозвестниками агонии советской империи. Она погрузилась в небытие, но, как утверждает последний спектакль Някрошюса, мы все еще ощущаем ее влияние сегодня и после одной катастрофы незаметно движемся к другой.
Когда: 23, 24 октября
Где: Театр наций
«Книга Иова»: между Богом и дьяволом
Театр Meno Fortas (Литва)
Cпектакль по ветхозаветной «Книге Иова» создает универсальный, архетипический образ жертв всех гонений и преследований, которыми переполнена история человечества. Самый парадоксальный христианский текст, о котором до сих пор спорят богословы разных конфессий, у Някрошюса рассказан с трех точек зрения: от лица Создателя, сатаны и самого Иова, ставшего заложником большого спора. Испытания, которые он терпит, утратив благосостояние, детей, дом, – все, чем дорожил, – результат эксперимента. Его цели и задачи «подопытному» знать не дано.
В космически черном пространстве есть только карты, где пунктиром обозначны неисповедимые пути господни, и есть личный стол Някрошюса, раскрытый и разобранный на ящики, – на минуту они образуют крону раскидистого древа жизни, на минуту выстраиваются как гробы или надгробья всех, кого потерял Иов, на минуту становятся отсеками его души. «Книга Иова» – это герметичный Някрошюс: в лаконичных образах он не оставляет зазора, в который можно было бы подсмотреть ответ на главный вопрос: где справедливость? Спор сатаны и Создателя разрешается тем, что один дает Иову яблочко, а другой – ножичек. Искушают человека оба, а он оказывается между ними, как между двух жерновов
Где: фестиваль «Сезон Станиславского», МТЮЗ
Когда: 7 ноября
Лекция «Миры Эймунтаса Някрошюса: в начале было тело?»
Някрошюс – признанный мастер поэтического театра, далекого от бытовой контретики и примитивного психологизма. Его спектакли разрастаются до библейских масштабов. Но как они организованы ритмически? Как музыка и звучащее слово связаны с пластикой и предметным миром? Этим вопросам посвящена лекция театроведа, критика Глеба Ситковского.
Где: фестиваль «Территория», Дом Щепкина (ул. Щепкина, д. 47, стр. 2)
Когда: 19 октября, 17:30
Паблик-ток «Тело на войне и в катастрофе»
«Цинк (Zn)» Нярошюса основан на книгах Светланы Алексиевич и посвящён взгляду писателя на человека в катастрофе, которой стали война в Афганистане и атомный взрыв в Чернобыле. Критик Алена Солнцева и физиолог Вячеслав Дубынин обсудят, как соотносятся литературный и научный подход к физически страдающему телу человека.
Где: фестиваль «Территория», Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бул., 23, стр. 1)
Когда: 23 октября, 20:00

Клайпедский драматический театр (Литва)
Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. Мифология и история, вечность и повседневная жизнь – все здесь переплетено и взаимозаменяемо. «Сукины» дети» затрагивают саму сущность литовской нации, её архаичные, экзистенциальные истоки и её способность выживать, несмотря на немецкую колонизацию и войны с русскими, напоминают о привычке двигаться по бесконечной спирали, которая неизбежно возвращает не самые лушие времена. Сдержанно, аскетично и удивительно точно Някрошюс передает дух своей земли и боль, которая всё очищает и заставляет литовцев обращаться к Богу. Контейнером исторической памяти он делает дерево, бумагу и стекло – материализует то, что в романе описано как литовское наследие и «своя аура».
«Сукины дети» – еще один пример «космического театра» Някрошюса, с мистическим контекстом, в который вписаны судьбы личностей, с внутренней тишиной, строгим ритмом, основанным на почти математической логике, и страшной глубиной.
Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 13 октября
Где: Театр им. Маяковского (Москва), «Арт-Партнёр XXI» Леонида Робермана
Когда: 15, 16 октября

Национальный театр Варшавы (Польша)
«Венчание» польского писателя Гомбровича – сложный текст, за которым стоит личный опыт автора и, прежде всего, конфликтные отношения с родителями. Някрошюс чутко это уловил. Спектакль в Национальном театре Варшавы – о войне со лживым окружением, внешность которого всегда обманчива. Он исследует границы свободы человека, который, не желая попадать в зависимость от других, в итоге терроризирует близких, мнит себя Богом и раздувает иллюзию власти.
Някрошюс строит из текста Гомбровича лабиринт метафор и культурных ассоциаций, вводит загадочные решения в актерскую игру. Он не оставляет места иллюстративности, переключая театр в режим многозначных «аббревиатур» и поэзии. «Свадьба» – «сонная, пьяная и сумасшедшая» – это квинтэссенция поэтики мастера, узнаваемой и одновременно неуловимой. Она наполнена гротескной энергией, но это дух Гомбровича. И это особенный, мрачный гротеск: своего рода кошмар, в котором темная сторона личности отделяется и захватывает «я», приводя к катастрофе.
Где: фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Когда: 16 октября

Государственный молодёжный театр Литвы, театр Meno Fortas (Литва)
Постановка по мотивам двух книг нобелевского лауреата Светланы Алексиевич – «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва» – посвящен концу советской эпохи, периоду, в котором кроются корни многих проблем современности. О десятилетней и бессмысленной войне в Афганистане и взрыве на Чернобыльской АЭС, когда весь мир оказался в шаге от Апокалипсиса, Някрошюс говорит как о вине и беде. Говорит о распаде цивилизации, где было принято не рассуждать о долге и жертвовать собой, где люди были не просто рабами, а «романтиками рабства».
Как и Алексиевич, Някрошюс «уменьшает историю до человека» и делает ставку на «текст», на голоса очевидцев, на исповеди. Эти свидетельства катастроф, глобальных и личных, записывает на бобинный магнитофон и таскает за собой по сцене писательница – центральный образ. Она превращает документ в поэзию и сама свидетельствует о судьбе художника. Не о политическом режиме, а о грузе услышанного и записанного. О путешествии во времени, от детских мечтаний до профессиональных высот. О своей единственной цели – «разминировать» человека как минное поле. О базовых «элементах мироздания», где Zn, необходимый человеку для жизни, стал символом смерти, а цинковые гробы, в которых погибших везли на родину, провозвестниками агонии советской империи. Она погрузилась в небытие, но, как утверждает последний спектакль Някрошюса, мы все еще ощущаем ее влияние сегодня и после одной катастрофы незаметно движемся к другой.
Когда: 23, 24 октября
Где: Театр наций

Театр Meno Fortas (Литва)
Cпектакль по ветхозаветной «Книге Иова» создает универсальный, архетипический образ жертв всех гонений и преследований, которыми переполнена история человечества. Самый парадоксальный христианский текст, о котором до сих пор спорят богословы разных конфессий, у Някрошюса рассказан с трех точек зрения: от лица Создателя, сатаны и самого Иова, ставшего заложником большого спора. Испытания, которые он терпит, утратив благосостояние, детей, дом, – все, чем дорожил, – результат эксперимента. Его цели и задачи «подопытному» знать не дано.
В космически черном пространстве есть только карты, где пунктиром обозначны неисповедимые пути господни, и есть личный стол Някрошюса, раскрытый и разобранный на ящики, – на минуту они образуют крону раскидистого древа жизни, на минуту выстраиваются как гробы или надгробья всех, кого потерял Иов, на минуту становятся отсеками его души. «Книга Иова» – это герметичный Някрошюс: в лаконичных образах он не оставляет зазора, в который можно было бы подсмотреть ответ на главный вопрос: где справедливость? Спор сатаны и Создателя разрешается тем, что один дает Иову яблочко, а другой – ножичек. Искушают человека оба, а он оказывается между ними, как между двух жерновов
Где: фестиваль «Сезон Станиславского», МТЮЗ
Когда: 7 ноября
Лекция «Миры Эймунтаса Някрошюса: в начале было тело?»
Някрошюс – признанный мастер поэтического театра, далекого от бытовой контретики и примитивного психологизма. Его спектакли разрастаются до библейских масштабов. Но как они организованы ритмически? Как музыка и звучащее слово связаны с пластикой и предметным миром? Этим вопросам посвящена лекция театроведа, критика Глеба Ситковского.
Где: фестиваль «Территория», Дом Щепкина (ул. Щепкина, д. 47, стр. 2)
Когда: 19 октября, 17:30
Паблик-ток «Тело на войне и в катастрофе»
«Цинк (Zn)» Нярошюса основан на книгах Светланы Алексиевич и посвящён взгляду писателя на человека в катастрофе, которой стали война в Афганистане и атомный взрыв в Чернобыле. Критик Алена Солнцева и физиолог Вячеслав Дубынин обсудят, как соотносятся литературный и научный подход к физически страдающему телу человека.
Где: фестиваль «Территория», Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бул., 23, стр. 1)
Когда: 23 октября, 20:00