Сергей Шуб: «В России отсутствует единая институция пропаганды русской культуры»

 

В ноябре в Республике Крым (в Симферополе, Ялте, Керчи) пройдет фестиваль «Крымская театральная осень», который приурочен к Году театра в России и представляет спектакли театров из национальных республик России, поставленные по произведениям русской и советской классики. Подробнее об этом событии рассказал один из его главных организаторов – генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей ШУБ.
 
– Сергей Григорьевич, «Крымская театральная осень» – новый проект «Балтийского дома». Какую идеологию преследует ваш фестиваль?
 
– Давайте по порядку. Инициатива провести фестиваль национальных театров принадлежит Министерству культуры. Был объявлен конкурс, в котором мы приняли участие. Не скрою, вначале рассматривали Санкт-Петербург или Москву, но в этих городах проходит большое количество театральных и культурных проектов. Поэтому решили обратить внимание на Республику Крым. Эта идея и получила поддержку Министерства культуры.
 
На первом этапе думали только об одном городе – Ялта, где есть замечательный отреставрированный театр имени А.П. Чехова. Озвучили наши предложения Министерству культуры Крыма. Там настолько доброжелательно и с энтузиазмом приняли нашу идею, что предложили проводить фестиваль сразу в трех городах. В итоге, помимо Ялты, спектакли пройдут в Симферополе и Керчи.  
 
Что касается идеологии, то этот фестиваль посвящен национальным театрам России. Он расширяет палитру «Балтийского дома». Уже 21 год мы проводим фестиваль русскоязычных театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России». Теперь к нему добавляется проект, связанный с национальными коллективами. Советский Союз всегда поддерживал культуру, входящих в него республик. Исконная традиция уважения к народному искусству была системообразующей и сохраняла страну в едином контексте. Наши фестивали  продолжают эту традицию. 
 
– А все-таки как сложилась программа? Ведь все театры вместить в афишу фестиваля невозможно…
–  Сегодня в республиках России, к счастью, существуют десятки национальных театров. Они самобытно и интересно развиваются. Особое место в их репертуаре занимают спектакли по классическим произведениям. Именно поэтому фестиваль «Крымская театральная осень» посвящен русской классике.
 
 
Мы старались, по возможности, широко охватить географию России.
Но реальное финансирование не бесконечно, поэтому выбрали 12 театров, что тоже, согласитесь, довольно большой объем. Будет, например, очень интересный коллектив – Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» из Петрозаводска. Это Север России. С другой стороны – Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова (Абакан) – совсем другая часть нашей страны.
 
– Но все же, есть ли то, что вам не удалось? Может быть кто-то не смог принять участие в фестивале в силу технических причин?
 
– Проблем не возникло. Что касается технических райдеров национальных театров нашей страны, то они многогранные.  И это говорит не о сложностях, а, наоборот, о внимании руководства республик к своим творческим коллективам. Сегодняшний театр невозможен только «на коврике». Он должен соответствовать уровню современной жизни общества.
 
– Вопрос, конечно, наивный, но объясните, пожалуйста, зачем это вам? У «Балтийского дома» и без того ведь планов громадьё – целый ряд своих фестивалей плюс насыщенный текущий репертуар, премьеры…
 
– Есть некая культурная миссия, которую наша команда несет уже почти 30 лет, начиная с первого Международного фестиваля «Балтийский дом», когда едва только зарождалась идея объединить культурное пространство дальнего и ближнего зарубежья. Эта миссия тогда была достаточно важной. А сегодня, в силу известных процессов политических конфронтаций, единое культурное пространство – это может быть последняя надежда сохранить некую гуманитарную среду обитания.
 
В России отсутствует единая институция пропаганды русской культуры наподобие Гёте-института в Германии или Института Конфуция в Китае. У нас есть, конечно, Министерство культуры, фонд «Русский мир», но все же без театрального фестиваля их функций было бы недостаточно.
 
 
– У вас не бывает усталости от того, что проекты «Балтийского дома» столь многочисленны?
 
– Конечно, коллектив порой устает. В октябре прошел XXIX Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Параллельно мы провели культурные проекты в странах Балтии: «Дни Петербурга» прошли в Таллине, Каунасе,  Риге. А также  были в Молдавии и Гагаузии, потому что наш город поддерживает очень тесные связи и с этими регионами.

Все это – наша работа, без которой сегодня нельзя представить «Балтийский дом». 
 
У меня в этом году был юбилей, и многие задавали похожий вопрос. Как тут ответить? В глобальном смысле я не устал, поскольку занимаюсь любимым делом. У меня все хорошо и дома, и на работе. Это счастье, когда ты видишь, что твой труд дает ощутимый результат.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также