Дмитрий Бертман: «Все серьезное делается с улыбкой»

На сцену «Геликон-оперы» вернулась «Травиата»

 

В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» с 22 по 24 октября состоялась серия премьерных показов оперы Джузеппе Верди «Травиата» в постановке художественного руководителя Дмитрия Бертмана. 

Верди – один из самых любимых публикой композиторов, «Травиата» – самое афишное его сочинение, идущее в репертуаре всех мировых оперных домов. Для Дмитрия Бертмана это название тоже знаковое: начиная с 1995 года, когда он впервые осуществил постановку «Травиаты» в родных стенах, режиссер возвращался к ней неоднократно, выпуская спектакли в Германии, Канаде, Франции, Новой Зеландии… В юбилейном 30-м сезоне Бертман вновь решил обратиться к знаменитому сочинению. В чем уникальность нового прочтения, режиссер рассказал на пресс-конференции накануне премьеры. 

«За 30 лет существования театра это уже четвертая постановка «Травиаты», не считая тех, которые я делал в других странах, – сказал Дмитрий Бертман. – Все эти спектакли были очень разными. Начинал я в «Геликоне» с экспериментального, эпатажного спектакля: действие происходило на огромной кровати, в каждой картине была смена белья, которое в финале Виолетта перебирала, как всю свою жизнь… Другая история была в Канадской опере. Тогдашний руководитель Ричард Брэдшоу поставил передо мной задачу привести в театр молодежь, но при этом не потерять возрастную публику. Тогда я придумал такое решение: спектакль начинался в жутком прокуренном клубе, но, когда Альфред встречал Виолетту, действие переносилось в XIX век. Далее эта история развивалась в двух эпохах, в разных костюмах и предлагаемых обстоятельствах.

В какой-то момент я начал отказываться от предложений поставить «Травиату», но сейчас, когда мы работаем в таком прекрасном здании, имеем потрясающую коллекцию певцов, когда у нас такие Виолетты, Альфреды и Жермоны, не иметь в репертуаре «Травиату» просто грешно. Сегодня эта история сделана более экстремально. Она про то, как Виолетта умирает не от болезни, а от перехода в другой мир.

Верди – композитор очень разный, и в этом его гениальность. В его творчестве можно выделить несколько периодов. «Травиата» относится, условно говоря, к поп-периоду. Верди писал эту оперу с юмором, ведь все серьезное делается с улыбкой. С самого начала он как бы заявил: мы будем говорить о серьезных вещах простым языком. И взял сюжет про куртизанку, по тем временам совершенно дикий. Случился ужасный скандал, но опера все равно пронеслась с огромной славой».

Сюжет «Травиаты» заимствован из романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». В героев оперы перевоплотились Лидия Светозарова и Юлия Щербакова (Виолетта), Игорь Морозов и Шота Чибиров (Альфред Жермон), Алексей Исаев и Михаил Никаноров (Жорж Жермон).

Вместе с режиссером над постановкой работал художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский.

«Редкий театр может похвастаться таким созвездием дирижеров, какие работали и работают в «Геликон-опере», – продолжил Дмитрий Бертман. – Это и Мстислав Ростропович, и Риккардо Мути, и Владимир Федосеев, и Кирилл Тихонов, с которым мы начинали этот театр. Я счастлив, что сегодня к галерее потрясающих маэстро присоединился Александр Сладковский, наш выдающийся современник. Мы не раз сотрудничали, и мне всегда казалось несправедливым, что он не был дирижером-постановщиков опер; счастлив, что это наконец случилось. Это огромное счастье для театра, оркестра, хора и солистов».

Сам Александр Сладковский отметил, что главное в итальянской музыке – простота: «Итальянский стиль при всем своем драматизме предполагает легкость. Там нет чего-то безнадежного, утраченного, зато всегда есть шарм и подвижность.

В творческом сотрудничестве главное – взаимная симпатия и любовь. Месяц работы в «Геликон-опере» был одним из самых счастливых в моей жизни. Здесь царит неповторимая атмосфера, жажда творчества. Дмитрий Бертман создал этот театр, что называется, с гвоздя, а сейчас это дом, полный творческих поисков. Я счастлив принять в них участие.

Работа проходила в лучших традициях: было много спевок, вдумчивой работы. Надеюсь, мы сумеем донести все это до зрителя. Огромное спасибо команде, которая принимала участие в постановке. Спектакль обещает быть невероятно красивым. Здесь действительно есть чем полюбоваться – и фантастическим геликоновским хором, и сказочной атмосферой».

Визуальное решение спектакля предложили художник-сценограф Игорь Нежный и художник по костюмам Татьяна Тулубьева, постоянные соавторы Дмитрия Бертмана в российских и зарубежных проектах.

«Когда мы только пришли в этот театр, здесь был совершенно другой антураж. Дима тогда предложил нам делать «Аиду», мы сразу же согласились, потому что чувствовали, что это настоящий театр, хотя и были озадачены: как поставить оперу в таком «клубном» помещении? Тогда он сказал: пусть декорации будут маленькими, а страсти – большими. И вот мы счастливы работать здесь уже 25 лет. За это время мы сделали несколько постановок «Травиаты», и все они были совершенно разными».

«Любая музыка – о любви, как и все произведения искусства вообще, – отметил в заключение Дмитрий Бертман. – «Травиата» обросла огромным количеством штампов, и в этом сложность ее постановки. Как разгадать эту драматургию, не сводя все к иллюстрации? В этом была одна из главных наших задач. Мне кажется, мы обнаружили довольно интересные вещи, в частности, предложили новое прочтение образа Жермона, который окончательно стал положительным героем.

Спектакль очень красивый, несмотря на то, что в нем все не так, как можно ожидать. Время действия мы немножко перенесли вперед, в Париж времен Тулуз-Лотрека. Думаю, сегодня не нужно идти с этой оперой в ночной клуб, тем более что мы там уже бывали».

 
Читайте также: 

Чайковский для «чайников»»: все, что вы хотели узнать об опере, но боялись спросить (мастер-класс Дмитрия Бертмана)


  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
  • Вышел в свет сентябрьский «Театрал»

    23 АВГУСТА 2021 ГОДА ВЫХОДИТ В СВЕТ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ» ЗА СЕНТЯБРЬ. На страницах сентябрьского номера вы прочтете: где актриса БДТ Карина Разумовская предпочитает в творчестве риск; почему в новом сезоне главным жанром будет донос: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; как поддержать своих кумиров: «Звезда Театрала» объявляет шорт-лист; о чем Александр Молочников поставил «Чайку» в Большом театре; зачем «Ленкому Марка Захарова» понадобилось «Доходное место»; чем привлекателен для Аллы Демидовой эксперимент; почему «Современник» оказался в центре скандала; какие задачи ставит перед собой и коллективом новый директор театра «Практика» Елена Кузьмакова; почему фестиваль «Мир русского театра» в этом году не состоится; чего ждут театральные деятели от просветительского форума «Область театра»; как Театру им. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
Читайте также