«Я мало что знал об этой пьесе»

Евгений Писарев – о премьере «Инспектор пришел»

 

В Театре им. Пушкина выходит новый спектакль – «Инспектор пришел» по пьесе Джона Пристли. Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. Корреспондент «Театрала» побывал на прогоне и пообщался с художественным руководителем коллектива Евгением Писаревым.

- Евгений Александрович, как родилась идея обратиться к тексту Пристли? 
- Честно говоря, изначально я мало что знал об этой пьесе. Все началось с самостоятельной работы артистов, когда наш замечательный актер Олег Пышненко предложил «Инспектора» к постановке. И я с удивлением обнаружил, что это очень интересная и современная пьеса. Затем начал изучать историю ее создания и узнал, что мировая премьера состоялась не в родной для автора Великобритании, а в Москве – на сцене Камерного театра.


"Он пришел". Московский камерный театра. 1945 / из архивов Театра им. Пушкина

Архив Театра им. Пушкина

Пристли был лично знаком с Александром Таировым и даже приезжал на премьеру. К сожалению, спектакль шел недолго. Он был поставлен в 1945 году, на волне Победы. Тогда всем казалось, что вот сейчас хлынет современная драматургия на сцены советских театров. Но вскоре началась борьба с прозападничеством и космополитизмом и последующие гонения на Таирова и Камерный театр.



Джон Пристли (посередине), Александр Таиров и др. после премьеры в Камерном театре. 1945 год. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) / предоставлено Театром им. Пушкина

В то время Пристли был всемирно известным писателем, но в Советском Союзе он стал знаменит только после постановки Таирова. То есть Таиров открыл для страны самого Пристли. Впоследствии его произведения часто ставили и экранизировали. Достаточно вспомнить «Опасный поворот», «Скандальное происшествие в Брикмилле», «Сокровище на острове Пеликана». Когда после подписания Венской конвенции (о праве международных договоров – «Т») в 1969 году были подсчитаны все его авторские, то это вылилось в невероятные суммы. Но эти деньги было невозможно конвертировать, и Пристли предложил их раздать «бедным советским писателям». Они, конечно, все как один от этих денег отказались. Пристли любил СССР и был довольно категоричен в отношении социального строя и политической системы Великобритании. Как вы знаете, когда человек критикует собственную страну, он довольно быстро находит поддержку за границей. Вот и в советской России он стал популярным.

- Как художественный руководитель постановки вы много привнесли в эту работу?
- Для Олега Пышненко это был первый режиссерский опыт в Театре им. Пушкина, поэтому, конечно, я ему помогал. Я пригласил Максима Обрезкова для художественного оформления спектакля и потом уже вносил штрихи в саму постановку. Изначально работа планировалась в филиале нашего театра, но я в ней увидел зрительский потенциал и решил все-таки ставить на Основной сцене.

- Чем, на ваш взгляд, эта история может «зацепить» современного зрителя?
- Это очень хорошо сделанная пьеса. В ней есть то, что, к сожалению, игнорируют многие современные драматурги. В частности, ряд законов драматургии: события, развитие персонажей, детективность сюжета... Кроме того, под формой классического детектива в пьесе поднимаются актуальные вопросы: Стоит ли замыкаться на собственной жизни и думать только о себе? Стоит ли поддерживать падших и малоимущих? Выходить ли на митинг, если это не касается твоего ребенка? То есть в пьесе затронуты очень важные социальные и человеческие проблемы, но все это происходит в игровой детективной форме. И порой именно такой увлекательный жанр помогает достучаться до зрителя.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также