«Я мало что знал об этой пьесе»

Евгений Писарев – о премьере «Инспектор пришел»

 

В Театре им. Пушкина выходит новый спектакль – «Инспектор пришел» по пьесе Джона Пристли. Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. Корреспондент «Театрала» побывал на прогоне и пообщался с художественным руководителем коллектива Евгением Писаревым.

- Евгений Александрович, как родилась идея обратиться к тексту Пристли? 
- Честно говоря, изначально я мало что знал об этой пьесе. Все началось с самостоятельной работы артистов, когда наш замечательный актер Олег Пышненко предложил «Инспектора» к постановке. И я с удивлением обнаружил, что это очень интересная и современная пьеса. Затем начал изучать историю ее создания и узнал, что мировая премьера состоялась не в родной для автора Великобритании, а в Москве – на сцене Камерного театра.


"Он пришел". Московский камерный театра. 1945 / из архивов Театра им. Пушкина

Архив Театра им. Пушкина

Пристли был лично знаком с Александром Таировым и даже приезжал на премьеру. К сожалению, спектакль шел недолго. Он был поставлен в 1945 году, на волне Победы. Тогда всем казалось, что вот сейчас хлынет современная драматургия на сцены советских театров. Но вскоре началась борьба с прозападничеством и космополитизмом и последующие гонения на Таирова и Камерный театр.



Джон Пристли (посередине), Александр Таиров и др. после премьеры в Камерном театре. 1945 год. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) / предоставлено Театром им. Пушкина

В то время Пристли был всемирно известным писателем, но в Советском Союзе он стал знаменит только после постановки Таирова. То есть Таиров открыл для страны самого Пристли. Впоследствии его произведения часто ставили и экранизировали. Достаточно вспомнить «Опасный поворот», «Скандальное происшествие в Брикмилле», «Сокровище на острове Пеликана». Когда после подписания Венской конвенции (о праве международных договоров – «Т») в 1969 году были подсчитаны все его авторские, то это вылилось в невероятные суммы. Но эти деньги было невозможно конвертировать, и Пристли предложил их раздать «бедным советским писателям». Они, конечно, все как один от этих денег отказались. Пристли любил СССР и был довольно категоричен в отношении социального строя и политической системы Великобритании. Как вы знаете, когда человек критикует собственную страну, он довольно быстро находит поддержку за границей. Вот и в советской России он стал популярным.

- Как художественный руководитель постановки вы много привнесли в эту работу?
- Для Олега Пышненко это был первый режиссерский опыт в Театре им. Пушкина, поэтому, конечно, я ему помогал. Я пригласил Максима Обрезкова для художественного оформления спектакля и потом уже вносил штрихи в саму постановку. Изначально работа планировалась в филиале нашего театра, но я в ней увидел зрительский потенциал и решил все-таки ставить на Основной сцене.

- Чем, на ваш взгляд, эта история может «зацепить» современного зрителя?
- Это очень хорошо сделанная пьеса. В ней есть то, что, к сожалению, игнорируют многие современные драматурги. В частности, ряд законов драматургии: события, развитие персонажей, детективность сюжета... Кроме того, под формой классического детектива в пьесе поднимаются актуальные вопросы: Стоит ли замыкаться на собственной жизни и думать только о себе? Стоит ли поддерживать падших и малоимущих? Выходить ли на митинг, если это не касается твоего ребенка? То есть в пьесе затронуты очень важные социальные и человеческие проблемы, но все это происходит в игровой детективной форме. И порой именно такой увлекательный жанр помогает достучаться до зрителя.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вениамин Смехов: «Моя родина – русский язык»

    10 августа празднует юбилей известный актер театра и кино Вениамин Смехов. Не раз он давал интервью журналистам «Театрала», и сегодня мы поздравляем любимого артиста и публикуем фрагменты из интервью разных лет.   - Вениамин Борисович, чем вы живете в «пост-таганковскую» эпоху? ...
  • Евгений Князев отмечает юбилей

    В Тульском политехническом институте Евгений Князев и не думал, что, получив специальность горного инженера, вновь будет студентом, что, окончив Театральное училище им. Щукина, вернётся сюда преподавать, а потом станет ректором Альма-матер. ...
  • Дмитрий Бертман: «Из маминого платья я вырезал кусок на занавес»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Анна Дворжецкая: «Меня никогда не ставили в угол»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также