«Судьбы этих людей сохранились только в письмах»

Семён Серзин показал в Москве спектакль «Свидетели» по документам сталинской эпохи

 

Режиссер Семён Серзин представил в Москве документальную постановку «Свидетели». В ее основе – реальные документы эпохи сталинского террора: доносы, письма из лагерей, протоколы допросов, списки расстрелянных священнослужителей… Спектакль проходит почти без участия артистов: тексты, собранные драматургом Ниязом Игламовым, зачитывают сами зрители.

«Спектакль родился из лаборатории, инициатором которой был [театральный критик] Олег Семенович Лоевский. Он позвонил мне и сказал, что есть идея сделать такой “вербатим документов”», – рассказал Семён Серзин «Театралу».

Эскиз, созданный совместно с творческой лабораторией «Угол», несколько раз показали летом 2016 года в Казани в коридорах подземной галереи на улице Баумана. В Москве площадкой спектакля стали «Боярские палаты» СТД.

Первое, что видят зрители, войдя в пространство спектакля, – текст 58-й статьи. Улыбающиеся лица партийного руководства на лентах кинохроники, изношенный плакат с надписью: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Немые доказательства, как трагически официальная риторика расходилась с реальным положением вещей.

 Девушка в красной косынке озвучивает инструкцию. Участники должны выполнять всего два действия: стоять или идти – в зависимости от надписи на табличках организаторов. На время показа почти полностью отключают свет, отчего кирпичные переходы «превращаются» в тюремные коридоры, где все передвижения осуществляются по команде.
 
Перед нами проходит череда лиц и судеб. Здесь монахиня, осужденная за «контрреволюционную деятельность», партийный работник, внезапно лишившийся должности… Это ситуация тотальной виновности, где логику карателей невозможно предугадать. И сквозь весь этот морок пронзительно звучат письма, который мальчик Азат пишет своей осужденной матери в лагерь.  

 «Я не занимаюсь политикой и не вижу смысла в политическом театре, – продолжает Семён Серзин, – меня в этой истории задело другое: от этих людей, кроме документов, ничего не осталось. Человеческие судьбы сохранились только в письмах, вот в чем ужас. Мне не хотелось в очередной раз рассказывать о том, как все было страшно и плохо, я просто хотел оставить о людях хоть какую-то память. Мальчик, писавший маме, никогда ее не увидит: он уйдет на войну и погибнет на фронте».

«Всего по Татарской АССР в годы сталинских репрессий было безвинно осуждено и приговорено к высшей мере наказания свыше 1500 мусульманских религиозных деятелей», – гласит надпись на стене в конце маршрута. Вверх поднимается табличка с надписью: «Идите». Идите, забирайте вещи из гардероба, выходите на улицу, дышите, живите, любите, смейтесь. Но люди не двигаются с места. Просто несколько минут молча читают сквозь слезы список имен, который кажется бесконечным.

 «Сложно залезть в голову людям, которые действительно считают, что «были и плюсы», – говорит в заключении Семён Серзин. – Но пытаться изменить убеждения человека, к сожалению, бессмысленно. Мы такую цель и не ставили. Спектакль ничего не завязывает. Мы просто хотели поделиться документами из архивов НКВД, которые в какой-то момент были открыты. Сначала мы хотели показать отсканированные копии, чтобы не было сомнений в их подлинности. Но, к сожалению, в таком виде их сложно прочесть с листа, поэтому текст пришлось перепечатать. Мы не изменили ни одной буквы.

Мы делали эту работу почти четыре года назад, и на самом деле с тех пор все здорово изменилось, спектакль начинает звучать по-другому ввиду вещей, которые происходят сегодня.

Не могу сказать, что репрессии имели какое-то отношение к моей семье: никто из моих близких не был расстрелян или раскулачен. Так что напрямую эта тема меня не касается, но я родился в этой стране, и надо же знать, что в ней происходило. Здесь нет какой-то возвышенной идеи, все очень просто. Ты держишь в руках письмо – и понимаешь, что больше ничего не осталось».

Показ спектакля состоялся в рамках Международного фестиваля-мастерской им. Дмитрия Брусникина, проводимого при поддержке Фонда президентских грантов.  

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также