«Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»

В Казанском БДТ поставили спектакль про времена и власть

 

Читатели, конечно, узнали крылатую фразу Евгения Шварца, которую мы вынесли в заголовок. Впрочем, вариантов было множество, поскольку в спектакле Казанского БДТ им. Качалова шварцевская ирония обрела очевидную злободневность.
 

Узнаются здесь фразы из «Обыкновенного чуда» и «Тени», многое режиссер Александр Славутский «подправил», кое-что сократил, создав сценическую версию, в которой всё так пугающе знакомо.

Дракон, который вот уже 400 лет держит в страхе всех горожан, заставив поверить в то, что его тирания основана исключительно на служении народу и безграничном радении за его благополучие, - образ во все времена актуальный.

Евгений Шварц написал свою пьесу в 1943 году, вложив в нее, разумеется, единственно тогда возможный антифашистский смысл. Убить дракона – значит не только избавиться от диктатора, но и самое непростое – победить человеческую природу, которая покорно приняла такого правителя, подселив его в свои сердца.

 Последующие эпохи наделили пьесу новыми смыслами: она  воспринималась и как мощное антисталинское высказывание, разоблачающее многомиллионные репрессии, «железный занавес» и сфабрикованные аресты, часто звучала в той или иной степени остроумно-привлекательно, но, к сожалению, никогда не теряла своей актуальности.

Вот и спектакль Казанского БДТ им. Качалова про времена и власть (безотносительно к какой-либо конкретной эпохе), все равно получился – абсолютно из наших дней. Для Александра Славутского «Дракон» - это  прежде всего современная история о нашем времени, о людях, которые видят то, что хотят видеть и слышат то, что хотят слышать.
 Именно горожане становятся одним из главных действующих лиц спектакля.  В роскошных костюмах они шествуют городу, сквозь полупрозрачные сетчатые стены которого по небу плывут облака, они танцуют и распевают гимны, восхваляют дракона,  и вовсе не желают, чтобы их спасали. Черно-серые наряды, штампованно-блёклые украшения на модницах, однообразно «счастливые» выражения лиц…

Сценография Александра Патракова решетчатыми прутьями плотно окольцовывает город с его «сказочной жизнью», которую Дракон оберегает ценой одной-единственной жертвы в год. Но этому обряду уже столько лет, что жители (включая потенциальных жертв), легко с ним смирились, повторяя сакральную фразу: «Единственный способ избавиться от дракона – иметь своего собственного». К нему привыкли, находя оправдания всем его поступкам.

Разговором о нынешнем дне спектакль звучит, в том числе,  благодаря трем актерским работам – Марата Голубева в роли Дракона, Ильи Славутского в роли Бургомистра и Павла Лазарева в роли Ланцелота.

И если Ланцелот (на фото) на протяжении всего действия – этакий благородный рыцарь – уверенный в себе молодой человек, решивший для спасения города сражаться с Драконом, то динамика ролей двух других персонажей напоминает скорее кардиограмму беспокойного инфарктника – настолько они переменчиво-многогранны.

Появления Дракона ждут недолго (Александр Славутский вообще давний приверженец остросюжетных историй).

На фоне серой, но, конечно же, довольной жизнью, толпы Дракон появляется словно старый, уставший  кутюрье – в ярко-красном, не по здешним меркам вычурном пальто, увенчанном меховым воротником, в белом лоснящемся парике, в дорогих очках в роговой оправе (конструктор театральных костюмов Екатерина Борисова). У Льва Толстого где-то есть фраза: «старый мальчик». Такое же впечатление вызывает и этот Дракон.

Дракон Марата Голубева (на фото вверху) -  тиран амбициозный, властный, но, несомненно, трусливый, постоянно ждущий подвоха. Дрогнет щека при первой встрече с Ланцелотом на мертвецки-бледном лице, появится тревожная хрипотца в голосе во время диалогов с горожанами, проскочат нотки слабости и сомнения в убедительно строгих речах большого правителя.

Этот Дракон хоть и дьявол во плоти, но в уме ему не откажешь – он знает все слабые стороны человеческой природы – играет на них, манипулируя людьми, что доставляет ему садистскую радость.

Не меньше удовольствия доставляет манипуляция людьми и Бургомистру. Илья Славутский (на фото) сыграл градоначальника типичным хамелеоном, который бесконечным обманом и демагогией подстраивается под любые перемены – льстит и славословит Дракону, угрожает Ланцелоту в надежде, что тот откажется от схватки. Но поскольку Ланцелота остановить не получается, то пускает в ход всевозможные приемы и штучки из своего богатейшего арсенала начальственной риторики.
Манкирует, притворяется, беспрерывно «играет на нервах», стараясь пробиться в душу юного героя. Колоритные переливы эмоций и настроений поначалу вызывают в зрительном зале гомерический хохот, но ближе к финалу, когда, как известно Дракон все-таки погибает от схватки, а Бургомистр присваивает себе ключевую роль в победе и объявляет президентом города, –смех сменяется тишиной. Всё слишком знакомо и жизненно.

В день присяги, положив правую руку на вековой свод законов, Бургомистр смахнет скупую мужскую слезу, поблагодарит всех горожан за оказанное ему доверие, а уже в следующей сцене приступит к репрессиям. Рождение нового Дракона состоялось на наших глазах. Для Александра Славутского у этой сказки не может быть счастливого конца: и внезапно вернувшийся Ланцелот вынужден, взяв за руку свою Эльзу (на фото),  уйти из города, жителей которого он освободил от Дракона, но никогда не сможет спасти от них самих.  

Заиграет музыка, над городом начнется иллюминация, с неба обрушится золотой дождь и горожане, приветствуя новую жизнь, погрузятся в веселье. И только сваренный из металлических прутьев занавес медленно отгородит их от зрителей, замкнув город в свои объятия.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также