«Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»

В Казанском БДТ поставили спектакль про времена и власть

 

Читатели, конечно, узнали крылатую фразу Евгения Шварца, которую мы вынесли в заголовок. Впрочем, вариантов было множество, поскольку в спектакле Казанского БДТ им. Качалова шварцевская ирония обрела очевидную злободневность.
 

Узнаются здесь фразы из «Обыкновенного чуда» и «Тени», многое режиссер Александр Славутский «подправил», кое-что сократил, создав сценическую версию, в которой всё так пугающе знакомо.

Дракон, который вот уже 400 лет держит в страхе всех горожан, заставив поверить в то, что его тирания основана исключительно на служении народу и безграничном радении за его благополучие, - образ во все времена актуальный.

Евгений Шварц написал свою пьесу в 1943 году, вложив в нее, разумеется, единственно тогда возможный антифашистский смысл. Убить дракона – значит не только избавиться от диктатора, но и самое непростое – победить человеческую природу, которая покорно приняла такого правителя, подселив его в свои сердца.

 Последующие эпохи наделили пьесу новыми смыслами: она  воспринималась и как мощное антисталинское высказывание, разоблачающее многомиллионные репрессии, «железный занавес» и сфабрикованные аресты, часто звучала в той или иной степени остроумно-привлекательно, но, к сожалению, никогда не теряла своей актуальности.

Вот и спектакль Казанского БДТ им. Качалова про времена и власть (безотносительно к какой-либо конкретной эпохе), все равно получился – абсолютно из наших дней. Для Александра Славутского «Дракон» - это  прежде всего современная история о нашем времени, о людях, которые видят то, что хотят видеть и слышат то, что хотят слышать.
 Именно горожане становятся одним из главных действующих лиц спектакля.  В роскошных костюмах они шествуют городу, сквозь полупрозрачные сетчатые стены которого по небу плывут облака, они танцуют и распевают гимны, восхваляют дракона,  и вовсе не желают, чтобы их спасали. Черно-серые наряды, штампованно-блёклые украшения на модницах, однообразно «счастливые» выражения лиц…

Сценография Александра Патракова решетчатыми прутьями плотно окольцовывает город с его «сказочной жизнью», которую Дракон оберегает ценой одной-единственной жертвы в год. Но этому обряду уже столько лет, что жители (включая потенциальных жертв), легко с ним смирились, повторяя сакральную фразу: «Единственный способ избавиться от дракона – иметь своего собственного». К нему привыкли, находя оправдания всем его поступкам.

Разговором о нынешнем дне спектакль звучит, в том числе,  благодаря трем актерским работам – Марата Голубева в роли Дракона, Ильи Славутского в роли Бургомистра и Павла Лазарева в роли Ланцелота.

И если Ланцелот (на фото) на протяжении всего действия – этакий благородный рыцарь – уверенный в себе молодой человек, решивший для спасения города сражаться с Драконом, то динамика ролей двух других персонажей напоминает скорее кардиограмму беспокойного инфарктника – настолько они переменчиво-многогранны.

Появления Дракона ждут недолго (Александр Славутский вообще давний приверженец остросюжетных историй).

На фоне серой, но, конечно же, довольной жизнью, толпы Дракон появляется словно старый, уставший  кутюрье – в ярко-красном, не по здешним меркам вычурном пальто, увенчанном меховым воротником, в белом лоснящемся парике, в дорогих очках в роговой оправе (конструктор театральных костюмов Екатерина Борисова). У Льва Толстого где-то есть фраза: «старый мальчик». Такое же впечатление вызывает и этот Дракон.

Дракон Марата Голубева (на фото вверху) -  тиран амбициозный, властный, но, несомненно, трусливый, постоянно ждущий подвоха. Дрогнет щека при первой встрече с Ланцелотом на мертвецки-бледном лице, появится тревожная хрипотца в голосе во время диалогов с горожанами, проскочат нотки слабости и сомнения в убедительно строгих речах большого правителя.

Этот Дракон хоть и дьявол во плоти, но в уме ему не откажешь – он знает все слабые стороны человеческой природы – играет на них, манипулируя людьми, что доставляет ему садистскую радость.

Не меньше удовольствия доставляет манипуляция людьми и Бургомистру. Илья Славутский (на фото) сыграл градоначальника типичным хамелеоном, который бесконечным обманом и демагогией подстраивается под любые перемены – льстит и славословит Дракону, угрожает Ланцелоту в надежде, что тот откажется от схватки. Но поскольку Ланцелота остановить не получается, то пускает в ход всевозможные приемы и штучки из своего богатейшего арсенала начальственной риторики.
Манкирует, притворяется, беспрерывно «играет на нервах», стараясь пробиться в душу юного героя. Колоритные переливы эмоций и настроений поначалу вызывают в зрительном зале гомерический хохот, но ближе к финалу, когда, как известно Дракон все-таки погибает от схватки, а Бургомистр присваивает себе ключевую роль в победе и объявляет президентом города, –смех сменяется тишиной. Всё слишком знакомо и жизненно.

В день присяги, положив правую руку на вековой свод законов, Бургомистр смахнет скупую мужскую слезу, поблагодарит всех горожан за оказанное ему доверие, а уже в следующей сцене приступит к репрессиям. Рождение нового Дракона состоялось на наших глазах. Для Александра Славутского у этой сказки не может быть счастливого конца: и внезапно вернувшийся Ланцелот вынужден, взяв за руку свою Эльзу (на фото),  уйти из города, жителей которого он освободил от Дракона, но никогда не сможет спасти от них самих.  

Заиграет музыка, над городом начнется иллюминация, с неба обрушится золотой дождь и горожане, приветствуя новую жизнь, погрузятся в веселье. И только сваренный из металлических прутьев занавес медленно отгородит их от зрителей, замкнув город в свои объятия.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Бывших Дон Жуанов не бывает»

    Дмитрий Крымов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» свой «театральный роман», свой спектакль-манифест, где стыкует музыку и меланхолию Моцарта с вызывающим юмором, божественное пение – с серией немыслимых провокаций. ...
  • На-Крови или на-Любви?

    В переломные времена художники часто обращаются к классике, ища в ней вопросы и комментарии к дню сегодняшнему. Молодые постановщики – Хуго Эрикссен, Семен Серзин, Андрей Калинин, – обратились к произведениям русских писателей XIX и ХХ веков, проверяя коллизиями и персонажами давнего прошлого вызовы современности. ...
  • Так рождаются театры: современники – «Современнику»

    Спустя месяц после официальной даты, считающейся днём рождения «Современника», состоялся премьерный и единственный показ документального спектакля «Вечно живые. История в лицах» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной специально к 65-летнему юбилею театра. ...
  • Вышел в свет июньский «Театрал»

    24 МАЯ 2021 ГОДА ВЫШЕЛ В СВЕТ ИЮНЬСКИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ». На страницах первого летнего номера вы прочтете: какие сюрпризы Алексей Франдетти готовит для любителей мюзиклов; что заставило Александра Калягина заступиться за зрителей 65+; о чем мечтает Евгений Марчелли; почему Виталий Манский не смог отстоять «Артдокфест»; как поддержать кумира: «Звезда Театрала» отвечает на вопросы зрителей; зачем Владимир Панков обратился к Моэму; почему памятник Владимиру Этушу открыли не в Москве: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; кому Дмитрий Крымов посвятил свой новый спектакль; чем заинтересовал Марка Розовского Григорий Распутин; какие недостатки Сергей Безруков разглядел в чеховских персонажах; как Александр Ширвиндт шутил над Михаилом Державиным; что Алексей Бородин считает в творчестве самым главным; какие проекты, посвященные истории Театра им. ...
Читайте также