«Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»

В Казанском БДТ поставили спектакль про времена и власть

 

Читатели, конечно, узнали крылатую фразу Евгения Шварца, которую мы вынесли в заголовок. Впрочем, вариантов было множество, поскольку в спектакле Казанского БДТ им. Качалова шварцевская ирония обрела очевидную злободневность.
 

Узнаются здесь фразы из «Обыкновенного чуда» и «Тени», многое режиссер Александр Славутский «подправил», кое-что сократил, создав сценическую версию, в которой всё так пугающе знакомо.

Дракон, который вот уже 400 лет держит в страхе всех горожан, заставив поверить в то, что его тирания основана исключительно на служении народу и безграничном радении за его благополучие, - образ во все времена актуальный.

Евгений Шварц написал свою пьесу в 1943 году, вложив в нее, разумеется, единственно тогда возможный антифашистский смысл. Убить дракона – значит не только избавиться от диктатора, но и самое непростое – победить человеческую природу, которая покорно приняла такого правителя, подселив его в свои сердца.

 Последующие эпохи наделили пьесу новыми смыслами: она  воспринималась и как мощное антисталинское высказывание, разоблачающее многомиллионные репрессии, «железный занавес» и сфабрикованные аресты, часто звучала в той или иной степени остроумно-привлекательно, но, к сожалению, никогда не теряла своей актуальности.

Вот и спектакль Казанского БДТ им. Качалова про времена и власть (безотносительно к какой-либо конкретной эпохе), все равно получился – абсолютно из наших дней. Для Александра Славутского «Дракон» - это  прежде всего современная история о нашем времени, о людях, которые видят то, что хотят видеть и слышат то, что хотят слышать.
 Именно горожане становятся одним из главных действующих лиц спектакля.  В роскошных костюмах они шествуют городу, сквозь полупрозрачные сетчатые стены которого по небу плывут облака, они танцуют и распевают гимны, восхваляют дракона,  и вовсе не желают, чтобы их спасали. Черно-серые наряды, штампованно-блёклые украшения на модницах, однообразно «счастливые» выражения лиц…

Сценография Александра Патракова решетчатыми прутьями плотно окольцовывает город с его «сказочной жизнью», которую Дракон оберегает ценой одной-единственной жертвы в год. Но этому обряду уже столько лет, что жители (включая потенциальных жертв), легко с ним смирились, повторяя сакральную фразу: «Единственный способ избавиться от дракона – иметь своего собственного». К нему привыкли, находя оправдания всем его поступкам.

Разговором о нынешнем дне спектакль звучит, в том числе,  благодаря трем актерским работам – Марата Голубева в роли Дракона, Ильи Славутского в роли Бургомистра и Павла Лазарева в роли Ланцелота.

И если Ланцелот (на фото) на протяжении всего действия – этакий благородный рыцарь – уверенный в себе молодой человек, решивший для спасения города сражаться с Драконом, то динамика ролей двух других персонажей напоминает скорее кардиограмму беспокойного инфарктника – настолько они переменчиво-многогранны.

Появления Дракона ждут недолго (Александр Славутский вообще давний приверженец остросюжетных историй).

На фоне серой, но, конечно же, довольной жизнью, толпы Дракон появляется словно старый, уставший  кутюрье – в ярко-красном, не по здешним меркам вычурном пальто, увенчанном меховым воротником, в белом лоснящемся парике, в дорогих очках в роговой оправе (конструктор театральных костюмов Екатерина Борисова). У Льва Толстого где-то есть фраза: «старый мальчик». Такое же впечатление вызывает и этот Дракон.

Дракон Марата Голубева (на фото вверху) -  тиран амбициозный, властный, но, несомненно, трусливый, постоянно ждущий подвоха. Дрогнет щека при первой встрече с Ланцелотом на мертвецки-бледном лице, появится тревожная хрипотца в голосе во время диалогов с горожанами, проскочат нотки слабости и сомнения в убедительно строгих речах большого правителя.

Этот Дракон хоть и дьявол во плоти, но в уме ему не откажешь – он знает все слабые стороны человеческой природы – играет на них, манипулируя людьми, что доставляет ему садистскую радость.

Не меньше удовольствия доставляет манипуляция людьми и Бургомистру. Илья Славутский (на фото) сыграл градоначальника типичным хамелеоном, который бесконечным обманом и демагогией подстраивается под любые перемены – льстит и славословит Дракону, угрожает Ланцелоту в надежде, что тот откажется от схватки. Но поскольку Ланцелота остановить не получается, то пускает в ход всевозможные приемы и штучки из своего богатейшего арсенала начальственной риторики.
Манкирует, притворяется, беспрерывно «играет на нервах», стараясь пробиться в душу юного героя. Колоритные переливы эмоций и настроений поначалу вызывают в зрительном зале гомерический хохот, но ближе к финалу, когда, как известно Дракон все-таки погибает от схватки, а Бургомистр присваивает себе ключевую роль в победе и объявляет президентом города, –смех сменяется тишиной. Всё слишком знакомо и жизненно.

В день присяги, положив правую руку на вековой свод законов, Бургомистр смахнет скупую мужскую слезу, поблагодарит всех горожан за оказанное ему доверие, а уже в следующей сцене приступит к репрессиям. Рождение нового Дракона состоялось на наших глазах. Для Александра Славутского у этой сказки не может быть счастливого конца: и внезапно вернувшийся Ланцелот вынужден, взяв за руку свою Эльзу (на фото),  уйти из города, жителей которого он освободил от Дракона, но никогда не сможет спасти от них самих.  

Заиграет музыка, над городом начнется иллюминация, с неба обрушится золотой дождь и горожане, приветствуя новую жизнь, погрузятся в веселье. И только сваренный из металлических прутьев занавес медленно отгородит их от зрителей, замкнув город в свои объятия.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Февральский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - как Александр Калягин предостерег чиновников от роковой ошибки; - какие сюрпризы для зрителей готовит Валерия Ланская; - почему Россия живет по методу тайного общества: мнение писателя Виктора Ерофеева; - что нужно делать театрам, чтобы вернуть зрителей, распуганных борьбой с ковидом: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; - кто может номинировать лучшие спектакли, театры, актеров, режиссеров и директоров на престижную премию «Звезда Театрала»; - как в «Ленкоме Марка Захарова» создают чудеса сценографии; - о чем Сергей Безруков говорит в своем новом спектакле; - почему дождь стал главным символом «Утиной охоты» Театра им. ...
  • Мандельштам: пять спектаклей в январе

    14 января исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. «Театрал» подготовил подборку январских театральных событий, связанных с творчеством и биографией выдающегося поэта. «Осип Мандельштам. Шум времени» 17 января в 17. ...
  • Театральный поход

    Новогодние каникулы – отличная возможность сходить в театр всей семьей. Вдогонку к детской афише «Театрал» подобрал десять наиболее любопытных премьерных спектаклей, показы которых выпали как раз на праздничные дни. ...
  • Сырой Тургенев

    Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов, приглашенный своим учителем Сергеем Женовачом поработать по соседству в Камергерском переулке, выбрал для постановки знаковую для Художественного театра пьесу Тургенева. Когда-то в ней блистал сам Станиславский, демонстрируя первые плоды своего знаменитого метода, а также модный художник Добужинский, представивший на сцене увядающую красоту русской усадьбы. ...
Читайте также