Александр Огарев: «Никогда не считал «Макбет» мрачной пьесой»

 

Накануне премьеры «Макбета» в «Школе драматического искусства» режиссер спектакля Александр Огарев ответил на несколько вопросов «Театрала».

– Александр, «Макбет» пьеса, к которой многие относятся с суеверными опасениями. Иногда даже говорят «эта пьеса», не произнося ее название вслух. Не было страха браться за это мистическое произведение? Почему выбрали именно его?
– Никогда не считал «Макбет» пьесой мрачной. Скорее сказкой с ведьмами и духами со счастливым финалом: юноша Малькольм со своей молодой командой свергает тирана. Поэтому, когда приступали к пьесе, никаких мистических чувств к ней не испытывали. Скорее, любопытство: какие открытия нам сулит этот, наполненный красивыми метафорами и образами, текст? В процессе работы ракурс взгляда на вещь поменялся.









Иллюстрировать сюжет и вглядываться во внутренний мир монстра показалось неинтересным. Основным мотивом для рассмотрения стал, нащупанный нами внутри текста «Трактат о политике и политиках». Центральным местом трактата становится диалог Малькольма и Макдафа. В этом диалоге Малькольм, предвидя своё королевское будущее, описывает бездны собственной души, из-за чего потенциально правление Малькольма грозит бОльшими злодеяниями, чем кровавая власть Макбета. Правда, в диалоге наследный принц отказывается от своих слов. Но мы решили не доверять его последующим словам, а взять за истину первичное утверждение. Основная мысль «Трактата»: каждый следующий правитель хуже предыдущего.

Второй линией рассмотрения является история двух молодых влюблённых честолюбий, определивших свой путь к идеалам Свободы вне этических рамок. Это история Макбета и леди Макбет. Нам интересен её философский аспект. Поэтому ведьмы и Геката у нас не представители некого мистического мира, а скорее древнегреческий Хор, насмешливо или горько комментирующий ход действия. Мы осмелились помочь себе, использовав в композиции тексты Ницше, Уильяма Блейка и Уильяма Вордсворта.

Обращение к Шекспиру всегда сулит мощную увеличительную оптику при взгляде на мир, его проблемы, тайны и красоту. Поэтому я и обратился к Шекспиру и конкретно к «Макбету», как к одной из самых объёмных пьес гения, заглядывающей на все этажи мироздания, а также в его подвалы, небеса и лакуны подсознания.
 
– В последнее время сразу во многих театрах вышло несколько постановок «Макбета». Почему эта пьеса сегодня стала актуальной?
Вечное всегда актуально.
­
– Вы и исполнитель главной роли Илья Козин – ученики Анатолия Васильева, можно сказать, что у вас одна «школа». Как происходило взаимодействие режиссера и актера, как искали образ для именно этого Макбета?
 Все курсы Васильева мало похожи друг на друга. Мастер проходил свой особый путь развития, менял тактику и стратегию обучения, и каждая новая группа студентов приобретала у Анатолия Александровича несколько иные понятия о методе, чем предыдущая. Мне показалось, что Илья может быть интересен в роли Макбета прежде всего не как ученик Васильева, а как человек, имеющий личностный корень чем-то синонимичный образу Макбета. Стиль общения Ильи зачастую намеренно конфликтный, поэтому работа стала для нас обоих интересным и непростым опытом.
 




– В вашей постановке много разножанровой музыки, которая, как я понимаю, будет исполняться вживую. Какова  роль музыки в спектакле?
Я люблю, когда музыка в спектакле собрана по принципу коллекции на тему. В «Макбете» есть интересный плейлист, есть и живая музыка. Композитор и пианист Александр Дронов играет свою музыку на клавишах. Хормейстер Светлана Анистратова сочинила по моей просьбе музыкальный фрагмент «Макбет и духи», исполняемый хором театра Школа драматического искусства. Приглашённая музыкант Любовь Соколова играет на хэндпане. У всех музыкальных направлений своя «зона ответственности». Дронов курирует «кабарэшную» часть. Люба играет атмосферные куски, а хор многофункционален.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также