Театральный поход

События декабря

 

Под конец года столичные театры играют ударное количество премьер. «Театрал» рекомендует посмотреть как минимум пять.


«Метель»

Сесть за один стол с героями Пушкина? Выпить чаю с чабрецом? На Малой сцене РАМТа сходу приглашают стать гостями «безумного чаепития», как в «Алисе в Стране чудес». Любовная история здесь подается с абсурдом – причудливым, как яйцо размером с курицу – милых причуд в гостеприимном поместье немало. Бесконечный стол, который, по словам режиссера Александра Хухлина, «уходит одним краем в одну часть земного шара, другим – в другую», должен был стать свадебным. Но свадьбы не случилось – вмешалась метель: закружила жениха, запутала невесту, обвенчала с первым встречным. Белая скатерть – это и линия судьбы, и заснеженная дорога, по которой избранник 17-летней Марии (Полина Виторган) едет в церковь, и витрина, на которой будут бережно выставлены артефакты первой любви: ворох писем, роман Руссо и даже одинокий башмак. Но и после потери «милого друга» – карикатуры на чувственного француза – поиски любви и поиски себя продолжатся.


Где: РАМТ, Малая сцена
Когда: 15 и 22 декабря 

«Счастливые дни»

Премьера по Беккету в Мастерской Фоменко – это соло «стойкого оловянного солдатика». Ксения Кутепова полтора часа одна «держит» зрителей. Мужчина, Иван Верховых, возникает лишь к концу, чтобы проститься. Ну а женщина заново «проживает» свои счастливые дни. Зайдя на «склад» воспоминаний, она почти теряется среди завала коробок (одному Богу известно, что внутри). Она демонстрирует способность до последнего мгновения воспринимать жизнь как праздник. На безнадежность и необратимость смотрит с мужеством и «открытым забралом». Несмотря на «вездесущую» бессмысленность, находит в себе силы шутить. В конце концов, «нет ничего смешнее, чем несчастье». Философское и очень личное высказывание – про попытку осознать себя и жажду жить – здесь «зашито» в клоунаду. Примерив роль маленькой рыжей клоунессы – а сидит она на актрисе идеально – Кутепова не раз напомнит Чарли Чаплина.

Где: Мастерская Петра Фоменко, Старая сцена
Когда: 1 и 15 декабря

«Женщина-змея»

Олег Долин – мастер придумывать странных, причудливых персонажей и ставить комедии дель арте, где главное – маска и импровизация, где нет «четвертой стены» и от зрителей не скрывают театральную «кухню». Если в зале зазвонит телефон, актер обязан отреагировать. Это лишний повод для игры. Вслед за потрясающей «Зобеидой» в РАМТе он снова ставит Карло Гоцци. Здесь нет места иллюзии, зато есть площадная игра «наотмашь», чудовищные превращения и череда ужасающих событий, которые грозят разрушить счастье принца и принцессы. «Женщина-змея» – сказка для всей семьи, полная неожиданностей.

Олег Долин: «У комедии масок строгие правила. Кажется, что ты зажат в тиски, но на самом деле, следуя законам жанра, обретаешь такую свободу, какую редко можно получить в психологическом театре».


Где: Театр на Малой Бронной, сцена Дворца на Яузе
Когда: 13-15, 24-25 декабря

«Йокнапатофа»

Миндаугас Карбаускис вернулся к роману Фолкнера «Когда я умирала», постановка которого в 2000-х в Театре Табакова прогремела на всю Москву. Это был спектакль-парадокс, один из лучших на счету худрука «Маяковки»: абсурд он доводил до абсолюта, а зрителей – до приступов смеха, говоря о смерти, которая нестрашна, о жизни, которая смешна в своей непредсказуемости, об умении самим себе создавать трудности и упрямстве. Оно-то и гонит отца, четверо детей и мать-покойницу за тридевять земель. Отбиваясь от стай стервятников и мух, они устремляются к месту похорон. Смерть – сродни обычному переезду. Жители Йокнапатофы, придуманного Фолкнером округа США, знают это наверняка.

Где: Театр Маяковского, Сцена на Сретенке
Когда: 19 и 20 декабря

«Баба Шанель»

Это абсолютный хит Николая Коляды в постановке автора. Комедия о закулисной жизни, где есть свои интриги и мечты о славе. Есть пять престарелых артисток ансамбля русской песни, которые, несмотря на возраст, кокетничают и «строят планы» на художественного руководителя – молодого баяниста Сергея. Есть «ребрендинг» и новая солистка, которая может отодвинуть всех на задний план. И, наконец, есть акция протеста, которая начинается с праздничного застолья. «Надо делать шоу!», – твердил на репетициях Коляда и внушал, что театр – это праздник. Премьера вышла под стать: в аляповатом лубочном стиле, эксцентричная и простодушная, уморительно смешная и пронзительная. Про тотальное одиночество и нешуточный возраст, про «войну» за право умереть на сцене и про то, что в России, по словам Набокова, «выживает слабейший».

Где: Театр Вахтангова, Новая сцена
Когда: 14, 20, 31 декабря

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» представит премьеру мелодрамы

    На сцене театра «У Никитских ворот» народный артист России Марк Розовский ставит спектакль по роману Эмиля Золя – «Тереза Ракен». Премьерные показы состоятся 8 и 9 декабря.   «Тереза Ракен» – это захватывающая история безудержной страсти и предательства, ведущего к преступлению. ...
  • Море, воздух, небеса

    Премьера Большого своим названием недаром ассоциируется со знаменитой пьесой Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», обнажающей противоречивость мира реального и мира искусства. И действительно, царство свободы, господствующее на сцене, начинает казаться более реальным, чем люди в масках (словно персонажи театра абсурда) в полупустом зрительном зале Новой сцены. ...
  • Что наша жизнь?.. Читайте в «Театрале»

    В театры Москвы и Петербурга, в журнальные киоски, в торговые сети «Азбука вкуса» и «Ашан» поступил декабрьский номер «Театрала». Ковид – ковидом, но выход в свет – по расписанию. И читатель сможет перевести дух уже хотя бы потому, что в «Театрале» его не будут пугать очередными печальными сводками пандемии. ...
  • Воробьиная месса

    Старинные Боярские палаты с их сводчатыми потолками, сквозной системой комнат и коридоров – особое пространство, предполагающее нетривиальность постановочных решений, отменяющее четкую границу между сценой и залой и вовлекающее зрителей в орбиту театрального действия. ...
Читайте также