Борис Мездрич: «Звезда Театрала» – это демонстрация гражданского общества»

 

Директор театра «Практика» Борис МЕЗДРИЧ пришел на церемонию вручения премия «Звезда Театрала» за наградой в одной из главных номинаций. Лучшим спектаклем малой формы зрители признали хит брусникинцев «Человек из Подольска. Сережа очень тупой».

– Работа, благодаря которой вы сегодня здесь, чем она завоевала зрителей? Чем вы сами объясняете высокий интерес, высокий спрос?
– Четыре года назад я получал «Звезду Театрала» за «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. И он оказался крайним спектаклем в моей карьере (именно крайним – не последним). Сейчас вместе с коллегами я получаю награду за первый спектакль, который выпустил как директор театра «Практика» – «Человек из Подольска. Сережа очень тупой». И это очень отрадно, потому что премия журнала «Театрал», наверно, единственная в России, где зрительское внимание организовано и артикулировано. И вообще, если говорить немного пафосно, то голосование и церемония «Звезды» – это демонстрация гражданского общества, когда театр и зритель – единое целое. Здесь, на премии, это демонстрируется очень убедительно.

– Драматург и режиссер Николай Коляда утверждает, что «театр – это праздник». И что бы ни говорили, «театр – это, прежде всего, развлечение». С точки зрения зрителей. А с вашей точки зрения?
– Я страшно не люблю фразу, которая циркулирует среди зрителей: «Отдохнули в театре». Я просто не могу это слышать. Меня каждый раз начинает корежить. Ну, как «отдохнули»?! Мы же работаем для того, чтобы у человека возникли сложные эмоции. И, может быть, не в момент спектакля, а потом, уже спустя время и в связи с совершенно другими обстоятельствами. Любой спектакль, даже самый неинтересный, он все равно возбуждает в зрителе эмоции, а их степень, их уровень, конечно, могут быть разными.Театр – это вообще духовная сангигиена. Ходить в театр, быть частью театра – значит подпитываться: это элемент жизнеобеспечения, как хлеб, как вода. Ну а развлечение – чистое развлечение – это по другому ведомству.

«Человек из Подольска. Сережа очень тупой» как раз сделан таким образом, что выходишь со спектакля и думаешь: «Вот она, наша неспокойная жизнь, демонстрация денег (о чем, кстати, и премьера «Занос» по Сорокину) и демонстрация человеческих отношений, демонстрация порядочности, той, что раньше называлась интеллигентностью». Это, честно говоря, исчезло. Мы видим много решений, которые принимаются исходя из финансовых выгод. Проблема сегодняшнего театра – не конкретного, а вообще – в том, что поменялись местами приоритеты: художественная целесообразность, которая господствовала в свое время, уступила место финансовой целесообразности. Представление о главном, определяющем в театральном деле сделало кульбит.

– В уходящем 2019-м году какое событие в театре стало для вас главным? 
– Привыкание к новой драме, которой занимается театр «Практика». Не то чтобы я не знал ее совсем, но для меня это было малоизученное пространство. Привыкание к новому коллективу, где есть резиденты, но нет артистов в штате, а я всю жизнь работал в стационарных театрах с большими коллективами. Нехватка привычных форм общения чувствовалась, особенно вначале, а потом я сориентировался – и стало повеселее. И с Департаментом культуры хорошие отношения сложились. И показатели хорошие есть: в репертуаре довольно много спектаклей с высоким темпом продаж. Моментально улетают билеты. «Человек из Подольска. Сережа очень тупой», за которого голосовали зрители, – из их числа. Это хит.

Но главное – мы провели Brusfest, фестиваль памяти Дмитрия Брусникина. Это человек, который позвал меня на работу, за что я больше, чем благодарен. Это человек, который продемонстрировал свою независимость и непредвзятость: профессионализм для Брусникина был важнее других историй. Он доверил мне должность директора, преодолев барьеры, которые выросли после «Тангейзера» и никуда не делись. Мы, к сожалению, успели поработать вместе всего два дня официально. И он внезапно ушел из жизни. Это, конечно, было серьезное потрясение. Я даже не мог вначале поверить: 8-го августа мы сидели и разговаривали четыре часа, а 9-го он умер. Я был последним человеком за пределом семейного круга, с кем он виделся. Мощный был человек, красивый, убедительный, деликатный. Уходя от него, я думал: «Как повезло, как же все-таки повезло… Не зря три года «на диване сидел» после «Тангейзера».

Brusfest мы, конечно, планируем повторять. С первым фестивалем нам помог Департамент культуры и Фонд президентских грантов. Они быстро откликнулись. Видимо, понимали, что речь идет о памяти настоящего, порядочного и профессионального человека – нельзя не поддержать. Все-таки есть чиновники, которые еще не потеряли это понимание. Но их, к сожалению, немного. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Звезда Театрала»-2020: представляем номинантов

    В начале сентября, одновременно со стартом театрального сезона, дирекция зрительской премии «Звезда Театрала» сформировала шорт-лист и открыла онлайн-голосование. Сегодня рассказываем о трех претендентах на награду в номинации «Лучший спектакль. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «Звезда Театрала» продлевает голосование по лонг-листу

    В последний день летнего месяца по сложившейся традиции должно было завершиться зрительское голосование по лонг-листу Премии «Звезда Театрала». Но Дирекция Премии приняла решение продлить этот процесс ещё на одну неделю, и приём голосов будет закрыт 7 сентября. ...
  • «Звезда Театрала» – в шаге от шорт-листа

    Голосование по лонг-листу международной премии «Звезда Театрала» вышло на финишную прямую. Поддержать своих претендентов на самую престижную зрительскую награду 2020-го года можно до конца августа. По три кандидата, набравших наибольшее число голосов в каждой номинации, войдут в шорт-лист. ...
Читайте также