Атлантида советского быта

В ЦДР сыграли премьеру «Фабричной девчонки» Александра Володина

 

Последние годы можно наблюдать довольно бурную экспансию советских пьес на современную сцену. Режиссеры снимают с полки забытые сборники, воспроизводят давно забытый стиль «советского спектакля (возвращаются даже писанные задники и платформы). Стилистическими играми с удовольствием занимаются не только представители старшего поколения, но и совсем юные.
 
Осенью в Москве был показан спектакль Андрея Горбатого-младшего «Счастье мое» по пьесе Александра Червинского, где винтажный принцип сценического существования впечатлял своей изысканной легкостью. Героиня Арины Лыковой и герой Антона Момота (оба — звезды питерской сцены) были целиком «оттуда» – из послевоенных лет. Дети, привыкшие жить, полагаясь только на себя. Дети, привыкшие к скудному быту и мечтающие об ослепительных горизонтах будущего. Но и играли их актеры в приемах театра 80-х. Когда-то о Верочке-Лидии Кореневой в мхатовском «Месяце в деревне» писали: «совсем старинная девушка». О героини Арины Лыковой можно сказать: девушка сошедшая с подмостков сцены 80-х...
 
Владимир Панков к пьесам советской эпохи в последние сезоны обращается настойчиво, но методы воссоздания Атлантиды советского быта у него иные – перпендикулярные – общим трендам.  Идея превратить актеров в персонажей советских времен его не привлекает. Его волнует воспроизведения не столько визуальной среды советской эпохи, сколько среды акустической (SounDrama все-таки). Ушедшее время в его спектаклях начинает «звучать» в самом полном смысле этого слова.
 
В «Фабричной девчонке» сплетен сложный ковер самых разных музыкальных произведений: советские шлягеры, и классические мелодии (от Гершвина до Дунаевского, от “Became mucho” до Таривердиева). Мелодии зарождаются где-то за сценой и растворяются в бытовой речи, прокрашивая ее особым – песенным-  распевом. Так было в «Старом доме» по пьесе Алексея Казанцева, так происходит сейчас в «Фабричной девчонке» (где найденный прием отточен до ослепительной убедительности).
 
В «Фабричной девчонке» Владимир Панков предъявляет «городу и миру» свой четвертый выпускной курс. Хотя регулярные зрители ЦДР многих «панков» знают уже вполне неплохо. Их лица, голоса, отличная пластическая подготовка и особые «рыбки театральной выразительности», плещущиеся в их крови, – резко выделяют их на общем фоне столичных выпускников. И, надеюсь, даже в эпоху переполненных трупп место для выпускников Мастерской Панкова в московских театрах все же найдется.
 
 Режиссер-педагог начал приучать своих студентов к театру практически сразу. Может, потому нет ни робости новичков, ни стеснения от соседства «старших» заслуженных актеров, таких как Андрей Заводюк и Анна Гуляренко.
Азарт, драйв, радость от самой стихии игры, – равно присуще всем исполнителям многонаселенного спектакля. Сейчас театры (исключая музыкальные) редко позволяют себе такое многолюдье и многоголосие. Но
Панков и тут выламывается из общих правил.
 
На авансцене и в глубине, на лестнице, на балюстраде, – везде кипит жизнь фабричного общежития города Иваново. Форменные халатики и косынки скрывают таких разных, таких юных, таких жаждущих жизни девочек-девушек-молодых женщин.
 
Пьеса Володина написана в 1956 году, для нынешних студентов это уже про поколение бабушек-прабабушек. Любопытно, что актеры ЦДР, похоже, реально ощущает это родство, точнее те смешанные чувства, которые испытываешь, листая семейный альбом. Твои черты, улыбка, но такие смешные старомодные платья-шляпки, брошки... Неужели эта моя история? Мои предки?
Да, мои!
 
Разглядывая варианты судеб героинь Володина, ученицы Панкова ищут не столько пропасть, сколько мостик между эпохами.
 
На сцене загромождение лабиринтов из железных общежитских кроватей. Полка с книгами классиков марксизма. Непременный бюст Ленина, который перетаскивают с места на место. На экранах — плакаты советской эпохи («Слава труду!»).
 
А фабричные девчонки вопреки всем плакатам и цитатам мечтают о любви и близости, о семье и о своем доме.
 
Женя (Вероника Мохирева), Ирина (Алена Пятилова), Надя (Полина Синильникова), Леля (Ирина Кругман). У каждой из героинь – свои повороты судьбы, свои тайны, своя драма, свой герой. Чернокожий студент из братской страны. Кинорежиссер-документалист. Моряк, приехавший на побывку.  Владимир Панков каждой исполнительнице дает момент «крупного плана» и выхода на авансцену. И девушке, которая хочет вырваться отсюда все равно куда и с кем. И девушке, которая боится уезжать из ставших родными стен. И комсомольскому секретарю-оплоту нравственности, которая стойко хранит собственную тайну запретной любви.
 
Мечта о счастье, – мелком и личном, – взламывают унылые догмы «правильного морального облика». Скандалом заканчивается лекция о любви в красном уголке после предложения непримиримой к любому ханжеству Жени Шульженко: «а расскажите о своем любовном опыте, товарищ комсорг!»

Среди очень разных обитательниц заводского общежития Женька Шульженко – самая яркая и самая непримиримая. Она «задирается» с комсомольскими начальниками, открыто бунтует перед приехавшим «большим начальником из центра». Как любое очень юное существо она больше всего ненавидит лицемерие (еще не зная, что есть пороки и пострашнее). И в свое бунтарском неприятии Женя-Вероника Мохирева легко находит общие точки соприкосновения со сверстницами в зрительном зале.
 
Владимир Панков поставил для своих студентов «спектакль на вырост»: спектакль, которые еще будет складываться, выпрямляться, усложняться. Но в котором есть главное: дышит время за окном и окликает судьбы людей давно ушедших. 
 
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также