«Первая скрипка»

Алиса Фрейндлих отмечает 85-летие

 

«Первая скрипка» петербургской сцены. Миниатюрная и безупречно «настроенная». Она лицедействовала с малолетства, обустроив первый театр между тремя ножками рояля. Она дирижировала все симфонии и пела все оперы, стоя на табуретке у радиоточки. Наконец, играя на сцене Театра Ленсовета, она демонстрировала «музыку талантливого проживания жизни».
 
Творческое единодушие с Игорем Владимировым, мужем и главным режиссером, помогло Алисе Фрейндлих зазвучать в полную силу: «Наша общая страсть к музыкальной интонации спектакля – то, что мы оба искали, и то, что мы оба нашли».

Чтобы услышать, как она поет в «Укрощении строптивой», «Дульсинее Тобосской», «Варшавской мелодии» и буквально электризует зал, из Москвы ехали целыми бригадами и с ночи занимали очередь в кассу.
 
«Одна сцена знает, какая она»
Фрейндлих – это мастерство высшей пробы. «Ее находки восхищают. Можно следить только за кистью и за взглядом. Это не придумает ни один режиссер. Это ни в одном учебнике не написано, – говорит режиссер Андрей Хржановский. – Это может сделать только очень содержательный человек».

Фрейндлих – это изыск, благородство и внутреннее достоинство, абсолютно неотделимые от образа строгого, стройного Петербурга.

Фрейндлих – это неповторимый голос, только ей присущая музыкальность и очаровательно нелогичные интонации. Недавно по ее инициативе команда любимых всеми актеров записала аудиокнигу «Алиса в стране чудес». Алиса Бруновна выступила от лица автора и для всех участников благотворительного проекта стала «камертоном».

Фрейндлих – это невероятное любопытство кэрролловской Алисы, «авантюрное нутро». В БДТ она рискует, заходя в лабиринты режиссерской фантазии Андрея Могучего, Виктора Рыжакова, Ивана Вырыпаева, – смело пробует новое, преодолевает себя, но одновременно идет своим путем и не расходится со своим пониманием театра. И в «Алисе», и в «Войне и мире Толстого», и в «Волнении» она бесстрашно задает вопросы Бытию о жизни, смерти и смысле.

Фрейндлих – это страсть к актерской профессии, которая непременно нужна, чтобы взять высокую планку. Нужна не меньше, чем совесть, свобода и смелость – три составляющие, без которых, по убеждению Алисы Бруновны, актер не сможет раскрыть свое дарование.

Фрейндлих – это немеркнущая красота. «Посмотрите, какая она стала, как ей возраст идет!», – восхищаются коллеги по сцене. Маленькая, воздушная, акварельная.

Фрейндлих – это поэтический строй души, «форма души всех тех, кто определял Серебряный век», как точно подметил Роман Виктюк.
 
«Долгая дорога в кино»
Сейчас в это трудно поверить, но Алису Фрейндлих долго не снимали, хотя она всегда мечтала. «Неправильная скульптура лица», – говорили в один голос операторы «Ленфильма» и «Мосфильма». «Допустили только благодаря заметным театральным работам, – считает актриса. – Попривыкли к некиногеничной внешности, нашли историю «гадкого утёнка». На съемки «Служебного романа», кстати, из театра принципиально не отпускали. Эльдару Рязанову пришлось приезжать и уговаривать, а Фрейндлих в итоге – метаться между Ленинградом и Москвой.

Несмотря на внушительную нагрузку в театре, Алиса Бруновна и сейчас работает в кино. Недавно снялась в «Карпе отмороженном» Владимира Котта в паре с Неёловой, блестяще сыграв ожидание смерти, и в фильме Валерия Тодоровского «Большой».

«Балет – моя давняя страсть, – говорит актриса. – Даже если бы я была в полубессознательном состоянии, то я бы, наверно, отбросила все болезни и занятости и побежала бы на съемки». Роль педагога и бывшей балетной примы, которую всегда ждут в Кремле, актриса исполнила идеально. И, надо сказать, она проделала большую предварительную работу: пошла в Вагановское училище, где работает ее подруга, сидела на занятиях и впитывала в себя мир балетных штудий и амбиций. В итоге на съемках – не актерская импровизация, а почти готовая работа тонкой выделки. «Девочки все – от самых маленьких до взрослых – были от нее в восторге, – говорит Валерий Тодоровский. – Вначале, правда, присутствовала дистанция, когда они смотрели на нее как на божество».
 
«Продолжение следует»
«Мы пришли на эту Землю, чтобы самосовершенствоваться», – повторяет Алиса Фрейндлих и продолжает делать это в свои 85. При всеобщей любви она продолжает сомневаться в себе: смогу ли соответствовать? Хватит ли актерского «горючего»?

Она очень робко идет к роли и каждый раз гадает: сколько потребуется усилий, чтобы сквозь шумы и помехи, как в засоренном эфире, поймать нужную волну? Но что бы она ни играла, в зале всегда происходит странное непривычное волнение – то самое, о котором идет речь в премьере по пьесе Ивана Вырыпаева.

«Волнение – это любовь», – подсказывает новая героиня Фрейндлих, «первая леди» современной литературы, без пяти минут нобелевский лауреат. Она дает эксклюзивное интервью, провоцируя, эпатируя и одновременно сочиняя новый роман. Накануне своего 85-летия Алиса Бруновна играет абсолютную свободу. Играет легко и озорно, даже отвязно. Демонстрирует совершенно молодую актерскую природу, подвижную, открытую, и, безусловно, свое исключительное обаяние. Неисчерпаемое. Как это объяснить, не знает никто. Фрейндлих – это даже не загадка, которую можно разгадать, это тайна, к которой можно только приблизиться.
 
Спектакли с Алисой Фрейндлих в БДТ им. Товстоногова:
«Волнение» 11 декабря
«Алиса» 17 декабря
«Лето одного года» 24 декабря
«Дядюшкин сон» 27 декабря

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Рогожкина: «Всё, что с нами происходит – всё про любовь»

    В МХТ им. Чехова недавно состоялась премьера спектакля по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» (режиссер Егор Перегудов). В интервью «Театралу» Наталья Рогожкина рассказала о том, чем привлекает ее этот проект и какой она видит свою героиню – Наталью Петровну. ...
  • «Человек независимый и смелый»

    15 января исполняется 75 лет известному актеру театра и кино Валерию Баринову. С юбилеем его поздравил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр КАЛЯГИН. - Я счастлив поздравить Вас с юбилеем! Могу себе представить, с каким размахом отметили бы Ваш юбилей в театре, который за последние годы стал для Вас по-настоящему родным. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Марк Розовский: «Поэтом себя не считаю»

    В поэтическом спецпроекте «Театрала» мы представляем стихи создателя и художественного руководителя Театра «У Никитских ворот» Марка РОЗОВСКОГО. –  Я очень признателен «Театралу» за то, что вы обратили внимание на мои стишата. ...
Читайте также