С 5 по 9 декабря в Москве впервые прошел Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров «ТЕАТР 2.1», организованный на базе Театра им. Вахтангова в рамках Форума Центрального федерального округа «Российский театр - XXI век. Новый взгляд». Одним из руководителей фестиваля выступил директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, а в качестве организаторов выступила молодая команда продюсеров. В понедельник, 9 декабря, на Новой сцене Театра им. Вахтангова состоялось торжественное закрытие фестиваля и вручение Первой Вахтанговской премии в области организации театрального дела для молодых специалистов. Участники Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров фестиваля поделились с «Театралом» впечатлениями от форума.
«Это полный культурный шок! – говорит о форуме лауреат Вахтанговской премии заместитель директора ижевского театра «Молодой человек» Мария Руднева. – Для нас была особая честь представлять здесь свой проект, и большое спасибо, что нас выбрали победителями! Все пять дней были очень насыщенными. Всё, что мы узнали, будем применять на практике, будем расти дальше, и на следующем форуме расскажем, что нового смогли сделать за это время. Многое хочется изменить, хотя наш творческий коллектив этот сезон начал успешно, вошел в лонг-лист «Золотой Маски». Поэтому думаю, что народ настроен позитивно и подхватит все наши инициативы».
«Мы сегодня презентовали проект, где рассказали о том, как мы строим наш театр, – добавляет к словам коллеги директор театра «Молодой человек» Елена Столова. – Сейчас, конечно, у нас ощущение праздника, но за этим стоит огромный труд. Каждый раз, когда мы смотрим свой ролик, то слезы наворачиваются, потому что мы в течении десяти лет строим наш театр, практически, без средств. А здесь мы набираемся энергии, которая помогает нам двигаться дальше. Настоящий аккумулятор этой энергии – Кирилл Игоревич Крок! Я вижу, какое у него сбалансированное хозяйство, как он внимателен ко всему».
Фестиваль ориентирован, прежде всего, на менеджеров в области профессионального театра и театральных проектов. Отбор участников осуществлялся на конкурсной основе. Мероприятия проходили на разных площадках Москвы: в Театре им. Вахтангова, в инновационном центре «Сколково», в ГУМе, в Большом театре России, в Театре «Мастерская Петра Фоменко» и др.
«Обычно театральный фестиваль направлен на то, чтобы познакомить зрителей с лучшими образцами режиссёрской и уникальными актёрскими работами. ВФТМ в данном случае – это более глобальная и уникальная институция, – говорит руководитель спецпроектов Севастопольского театра имени Луначарского Дмитрий Кириченко. – Здесь собраны лучшие практики театра, отвечающие за то, чтобы зрительные залы каждый вечер были полными, а публика буквально жила театром. Спасибо Кириллу Игоревичу Кроку, который не только продолжает растить Вахтанговскую империю у себя на Арбате, но ещё и делает всё для того, чтобы профессиональное сообщество в нашей стране чувствовало себя максимально комфортно. Мне, как человеку, занимающемуся в своём театре спецпроектами было крайне важно понять, что делаешь правильно, что можно сделать лучше, в чём мы ушли далеко вперёд, а где ещё есть поле для деятельности. Пятидневный фестиваль получился сродни учёбе на пяти курсах университета. Что ж, возвращаемся в свой регион и продолжаем творить!»
Среди спикеров форума: директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок, первый заместитель худрука - директора МХТ им. Чехова Марина Андрейкина, директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьев, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, директор РАМТа Софья Апфельбаум, заместитель председателя СТД РФ Митя Мозговой, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин и др.
«Когда собирается вместе такое количество людей из регионов – это очень здорово! – отмечает Татьяна Канащук и.о.директора Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин». – Конечно, столичные театры и столичное продюсерство – это очень отличаются от того, что происходит у нас в региональных театрах, и то, о чем здесь на форуме говорили, для нас – будущее, ведь столица – на шаг впереди. Этот форум для участников из региональных театров нас очень важен – мы смогли обсудить наши проблемы и понять кто как их решает. Я, например, из театра кукол, и наш театр известен своим уникальным зданием, которое построили 13 лет назад. Раньше мы ютились в подвале, а теперь у нас огромное, красивое здание – 7 тыс. кв. метров. Мы проводим уже известный в «кукольном» мире фестиваль «В гостях у Арлекина». У нас, слава богу, есть репертуар и есть зрители. Билеты к нам не достать, люди записываются! И у нас тоже есть интересный опыт, которым мы готовы делиться. Здесь рассказывали про беби-театр, а у нас он давно есть, мы даже получили за это премию губернатора. Но на какие-то моменты нам надо обратить внимание. Мы, например, мало работаем с молодежью, а есть опыт ТЮЗа, как работать с этой аудиторией, есть опыт как продвигать проекты и работать со спонсорами».
За пять дней в рамках форума состоялось рассмотрение многочисленных аспектов организации театрального дела. Среди обсуждаемых тем: «Фандрейзинг. Юридические аспекты работы в культуре», «Управление ресурсами: команда. Проектный менеджмент», «Кейсы и лайфхаки: театр для детей, музыкальные и танцевальные фестивали, проектный театр, драматический театр» и другие.
«Я долго ждал этого форума, потому что, как директор театра, я постоянно нахожусь в какой-то текучке, в суматохе проблем, одну задачу за другой решаешь, а здесь собираются лучшие из профессионалов делятся с своим опытом, своими практиками, – делится своими впечатлениями директор театра Андрей Стрельцов, получивший Вахтанговскую премию за «кейс» по возрождению Иркутского Областного театра кукол «Аистенок». – Я очень хотел приехать сюда, чтобы абстрагироваться, посмотреть, что есть интересного у коллег. Я зафиксировал для себя себе целый список идей, которыми я подпитался».
В унисон звучит и мнение Антона Чернова, продюсера концертного агентства «Концерт 52»: «Для меня, услышанная на форуме информация, очень ценна с точки зрения маркетинга, пиара и продвижения. Это всё – мне в копилку. В целом весь фестиваль – это встряска и подпитка энергией!»
«Лично я – за то, чтоб в театр привлекать инструменты из бизнеса, – настаивает на внедрении новых направлений руководитель фестиваля «Школьная классика» Денис Новосельцев. – В театрах много «нафталина», я бы посоветовал больше смотреть на бизнес, тогда люди, которые руководят театрами, несколько по-другому посмотрели на свой процесс, увидели бы что многие из них просто не работают со своим зрителем. Люди приходят и уходят. Мало театров, которые реально удерживают свою аудиторию. Я думаю, что на следующий театральный форум надо приглашать спикеров из области театральной педагогики. Например, в областном ТЮЗе у Нонны Гришаевой как раз есть интересные образовательные программы для педагогов. В театре проводятся мастер-классы и секции, которые помогают учителям формировать будущую аудиторию и приводить в театр и маленьких детей, и подростков».
За эти пять насыщенных дней на форуме прозвучало очень много важной информации, считает замдиректора по развитию Бурятского театра оперы и балета Владимир Иринчеев. «Специфика нашего региона в том, что мы находимся очень далеко от Москвы и от Питера, поэтому не всё, о чем здесь шла речь, можно сразу адаптировать. Тем не менее, сейчас я обдумываю, как можно применить что-то в наших реалиях. Подобные форумы – это большой эмоциональный и интеллектуальный импульс. Мы с коллегами увидели, какие бывают «кейсы», и если у кого-то это получается, то почему бы и нам не попробовать сделать серьезный скачок в развитии».
Сейчас наступает время крупных форумов, потому что накопилось большое количество знаний и компетенций, которыми должен обладать и руководитель театра, и менеджер среднего звена в театральной области. По словам директора Архангельского театра драмы им. Ломоносова Сергея Самодова, в области маркетинга и продвижения ситуация меняется каждые полгода. «Мир настолько стремительно развивается, что нам необходимо отвечать вызовам времени и регулярно обновлять знания и повышать свою квалификацию. С этой задачей фестиваль справляется идеально. Кроме этого на форуме собралось около 400 человек, и тут происходят не только лекции, но и обмен мнениями и практическими советами между участниками. Не удивлюсь, если после форума возникнут интересные колоборации – гастроли и прочее сотрудничество театров между собой».
«Это полный культурный шок! – говорит о форуме лауреат Вахтанговской премии заместитель директора ижевского театра «Молодой человек» Мария Руднева. – Для нас была особая честь представлять здесь свой проект, и большое спасибо, что нас выбрали победителями! Все пять дней были очень насыщенными. Всё, что мы узнали, будем применять на практике, будем расти дальше, и на следующем форуме расскажем, что нового смогли сделать за это время. Многое хочется изменить, хотя наш творческий коллектив этот сезон начал успешно, вошел в лонг-лист «Золотой Маски». Поэтому думаю, что народ настроен позитивно и подхватит все наши инициативы».

Фестиваль ориентирован, прежде всего, на менеджеров в области профессионального театра и театральных проектов. Отбор участников осуществлялся на конкурсной основе. Мероприятия проходили на разных площадках Москвы: в Театре им. Вахтангова, в инновационном центре «Сколково», в ГУМе, в Большом театре России, в Театре «Мастерская Петра Фоменко» и др.

Среди спикеров форума: директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок, первый заместитель худрука - директора МХТ им. Чехова Марина Андрейкина, директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьев, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, директор РАМТа Софья Апфельбаум, заместитель председателя СТД РФ Митя Мозговой, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин и др.
«Когда собирается вместе такое количество людей из регионов – это очень здорово! – отмечает Татьяна Канащук и.о.директора Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин». – Конечно, столичные театры и столичное продюсерство – это очень отличаются от того, что происходит у нас в региональных театрах, и то, о чем здесь на форуме говорили, для нас – будущее, ведь столица – на шаг впереди. Этот форум для участников из региональных театров нас очень важен – мы смогли обсудить наши проблемы и понять кто как их решает. Я, например, из театра кукол, и наш театр известен своим уникальным зданием, которое построили 13 лет назад. Раньше мы ютились в подвале, а теперь у нас огромное, красивое здание – 7 тыс. кв. метров. Мы проводим уже известный в «кукольном» мире фестиваль «В гостях у Арлекина». У нас, слава богу, есть репертуар и есть зрители. Билеты к нам не достать, люди записываются! И у нас тоже есть интересный опыт, которым мы готовы делиться. Здесь рассказывали про беби-театр, а у нас он давно есть, мы даже получили за это премию губернатора. Но на какие-то моменты нам надо обратить внимание. Мы, например, мало работаем с молодежью, а есть опыт ТЮЗа, как работать с этой аудиторией, есть опыт как продвигать проекты и работать со спонсорами».
За пять дней в рамках форума состоялось рассмотрение многочисленных аспектов организации театрального дела. Среди обсуждаемых тем: «Фандрейзинг. Юридические аспекты работы в культуре», «Управление ресурсами: команда. Проектный менеджмент», «Кейсы и лайфхаки: театр для детей, музыкальные и танцевальные фестивали, проектный театр, драматический театр» и другие.

В унисон звучит и мнение Антона Чернова, продюсера концертного агентства «Концерт 52»: «Для меня, услышанная на форуме информация, очень ценна с точки зрения маркетинга, пиара и продвижения. Это всё – мне в копилку. В целом весь фестиваль – это встряска и подпитка энергией!»

За эти пять насыщенных дней на форуме прозвучало очень много важной информации, считает замдиректора по развитию Бурятского театра оперы и балета Владимир Иринчеев. «Специфика нашего региона в том, что мы находимся очень далеко от Москвы и от Питера, поэтому не всё, о чем здесь шла речь, можно сразу адаптировать. Тем не менее, сейчас я обдумываю, как можно применить что-то в наших реалиях. Подобные форумы – это большой эмоциональный и интеллектуальный импульс. Мы с коллегами увидели, какие бывают «кейсы», и если у кого-то это получается, то почему бы и нам не попробовать сделать серьезный скачок в развитии».
