«Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли»

Доктор экономических наук Валентина Музычук о том, как законодателям учитывать природу творчества

 

В Москве 9 и 10 декабря в СТД прошел Всероссийский театральный форум. Среди выступавших на мероприятии, собравшем театральных деятелей со всей страны, представила свой доклад профессор Института экономики РАН, Института искусствознания и Школы-студии МХАТ Валентина Музычук, которая изложила основные экономические противоречия, существующие во взаимоотношениях культуры и государства.
 
Первый и главный стержневой тезис – нельзя игнорировать специфику культуры. Или, другими словами, унификация в сфере управления культурой невозможна. То есть не допустимо приведение деятельности учреждений культуры к единому стандарту и нормированию, поскольку и экономическая эффективность культуры не поддаётся стандартным экономическим вычислениям.
 
Как вычислить выгоду от спектакля, который не был выпущен, с точки зрения экономики? В то время как сам репетиционный процесс, с точки зрения, искусства, повысил профессиональный уровень артистов, поддержал развитие отечественного репертуарного театра. 
 
И здесь, профессор обозначила ещё один основополагающий тезис, что количественный подход к сфере культуры не применим.
 
«Одной из самых главных характеристик специфики творчества можно назвать болезнь Баумаля, опережение расходов над доходами», - отметила  Валентина Музычук. Также она обратила особое внимание на ситуацию, когда театр должен зарабатывать, помимо финансирования из государственного бюджета, собственные средства. 
 
Валентина Музычук выделила это как проблему, потому что с ней ежемесячно сталкиваются все театры, в то время как зарабатывать на своей деятельности могут, в основном, крупнейшие театры, которые находятся в экономически развитых регионах. В связи с чем и возникает противоречие, которое по отношению к сфере культуры абсурдно: извлечение прибыли. не является основной деятельностью театра. И бизнес-подход в отношении исполнительских искусств, когда эффективность театра определяется количеством проведённых им мероприятий и подсчитывается количеством посетивших его зрителей, в корне не верен. В культуре, как и в театре, в частности, за цифрами, прежде всего, стоят люди. Характер его творчества персонифицирован, и именно природа творчества должна определять его «эффективность». 
ТегиСТД

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Защита оспорит выводы экспертизы по делу «Седьмой студии»

    В понедельник, 1 июня, в Мещанском суде Москвы огласили выводы третьей комплексной экспертизы по делу «Седьмой студии».  Согласно выводам новых экспертов расходы на реализацию театрального проекта «Платформа» были завышены в 2,5 раза, а ущерб государству мог составить около 129 млн рублей. ...
  • Чему мы научились за время карантина

    «Чему вы в большей степени научились за время карантина?» - такой вопрос «Театрал» задал читателям на сайте и в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными, причем ответы аудитории на разных платформах дали неоднозначную картину. ...
  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
Читайте также