«Эта история про время, которое ломает человека»

 

Валерию Зазулину 22 года. Это его первое интервью – по поводу первой в его биографии  главной роли. В начале декабря на Малой сцене МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля Уланбека Баялиева «Сахарный немец» по роману Сергея Клычкова. Героя Зазулина – молодого поэта на Первой мировой войне – зовут там трогательно: Зайчик.
 

Валерий Зазулин в театре всего год, но играет много. Глядя на него, вспоминаешь известную байку о том, как Станиславского попросили назвать главное качество артиста. Спрашивающие ожидали глубокомысленного ответа и были немало разочарованы, когда Константин Сергеевич ответил просто: «Обаяние». Так вот обаяние у Зазулина точно есть. Есть пластичность, умение петь, комедийный дар. Но в «Сахарном немце» роль трагическая. Для молодого артиста это – настоящий вызов.
 
– Валерий, а правда, что на ваше желание стать актером как-то повлиял Константин Хабенский?
– Вообще я все детство занимался музыкой и хотел продолжать ею заниматься. Но когда учился в 9 классе в Воронеже, Константин Юрьевич Хабенский на базе нашей школы открыл один из филиалов своей благотворительной студии творческого развития детей и подростков. Я был в первом наборе, мне очень нравилось то, чем мы занимались. Мне кажется, там какие-то правильные основы были заложены мастерами. Потом пытался поступить в колледж Табакова, но меня не взяли. Я не отчаялся и после школы поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Игоря Яковлевича Золотовицкого и Сергея Ивановича Земцова.

– Трудно было в 17 лет уехать из дома и начать самостоятельную жизньк Мама отпустила?
– Мне было даже 16. Легко! Я к тому времени почувствовал, что в  Воронеже мне тесно. А мама… она ведь у меня очень молодая, ей сейчас всего 39 лет. В моем детстве нас часто принимали за брата и сестру. Мама – открытый всему новому человек, она никогда не ставила мне палки в колеса.

– Москва жесткий город для приезжих?
– Мне кажется, сложно тем, кто приезжает просто с чувством «ааа, мне надо в Москву!» – без внятного понимания, зачем ему это нужно. А у меня была конкретная цель, и получилось ее достигнуть. У меня от Москвы очень приятные впечатления. Люблю! Мне в жизни важно кем-то увлекаться, важно, чтобы был авторитет, чтобы кто-то вызывал у меня восхищение, был примером. Я надеялся, что в Москве найдутся близкие мне по духу люди. Сообщество своих людей. Так и случилось. У меня прекрасные друзья, нам вместе комфортно и классно, периодически у нас появляются сумасшедшие идеи, которые мы реализуем.

– А кто ваши авторитеты сейчас?
Сейчас я схожу с ума от Земфиры. Два года назад погрузился в мир ее музыки, до этого я знал всего две песни – «Прости меня моя любовь» и «Мы разбиваемся». А потом вслушался в тексты, в музыку, во мне все это очень отозвалось. Стал смотреть ее выступления на различных концертах и услышал, что она каждый раз делает новые аранжировки своим композициям, из-за этого возникают иные смыслы. То есть Земфира через свои песни каждый раз выражает себя как бы заново, так, как она чувствует это сейчас. Это огромный труд и огромный дар. Земфира как личность меня очень вдохновляет! Я убежден, что если и надо заниматься творчеством, то только так!

– Вы ведь с друзьями организовали в МХТ свою музыкальную группу с таким смешным названием – «Жена в очках»?
– Мы однокурсники, с нашего курса в Художественный театр взяли семь человек. Музыкой все мы так или иначе занимались и раньше – я с детства пел, учился играть на фортепьяно. Когда готовились к традиционному театральному капустнику на Старый новый год, то думали, как назвать нашу группу. И решили шуточно обыграть фамилию художественного руководителя: «Женовач» – «Жена в очках». Вообще это версия «для всех», на самом деле, придумалось это сочетание слов еще раньше, каждый участник группы знает, как оно родилось, но пусть это останется нашей тайной. В группе у нас четыре парня и одна девушка – Лиза Ермакова.

– Это она – жена в очках?
– Нет, не она. Но пусть думают так! (Смеется.) Группа существует в двух плоскостях. В юмористической — когда мы придумываем номера на театральные капустники или юбилеи. Тексты для них пишет наш товарищ Антон Лобан, у него просто дар сочинения юмористических стихов. Вторая плоскость — музыкальная, там совершенно другие задачи. Нам просто нравится музыка, нравится быть вместе. Мы сочиняем каверы на известные и не очень треки и иногда даем концерты. Выступали в клубах, барах.

– Вы начали играть в спектаклях МХТ еще на 3-м курсе. Как так получилось?
– В мюзикл «Гордость и предубеждение» нужен был поющий актер. Мы с однокурсниками проходили кастинг, Алексей Франдетти утвердил меня на роль мистера Бингли. Петь я очень люблю и скорее сомневаюсь в своих актерских способностях, чем в вокальных. Вокал (если не брать во внимание понятия, вроде «душа» и «чувства») – более техническая штука, его можно отследить, услышать неточность и исправить ее. А через пару месяцев меня позвали в спектакль «Конек-Горбунок».

– Вы обычно играете комедийные роли, а в «Сахарном немце» у вас роль не просто главная, но еще и трагическая. Несмотря на то, что роман Сергея Клычкова написан почти сто лет назад, суть его очень современна – это книга о том, как легко человек может потерять себя.  Страшно было браться за такую роль?
– Очень! Конечно, для меня это вызов. Я понимаю, что природа моего обаяния – комедийная. Я характерный артист, обожаю менять маски, играть сразу несколько ролей. Это такой драйв – например, в дипломном спектакле «Путешествие в Твин Пикс» Аллы Сигаловой у меня было 15 секунд, чтобы сменить костюм персонажа и выйти в другом, диаметрально-противоположном, образе. Там я играл иногда четыре, иногда пять ролей, и меня даже знакомые не всегда узнавали, это было приятно. При этом, когда мы на курсе репетировали «Чайку», мне очень хотелось сыграть Треплева. Я тогда испытывал похожие чувства в жизни. Но такой парадокс: в реальности у меня все может быть плохо, а на сцене убедительнее выглядит, когда я играю смешное.

Когда я прочитал роман «Сахарный немец», меня он, конечно, впечатлил. Я подобное читал впервые. Язык романа очень красивый, необычный, сегодня так не говорят от слова «совсем». У Клычкова переход из реальности в фантазию, в мир прошлого, в мир преданий происходит внезапно и очень естественно. Когда читаешь роман, Клычков, конечно, с головой погружает в свою вселенную, я ему абсолютно верю. Передать это в театре – задача не из легких.

–  Как вам работалось с Уланбеком Баялиевым?
–  Улан очень погружен в материал, насколько я знаю, он давно мечтал поставить Клычкова. Я видел, что он верит в этот мир, в то, как эти герои чувствуют. Мне, в силу собственного опыта и иного восприятия времени, многое давалось с трудом, но очень хотелось прорваться через этот текст к чему-то живому, настоящему. Уланбек это чувствовал и старался  помочь мне найти созвучность между мной и Зайчиком. Это все жутко интересно, и я благодарен ему за возможность, которую он мне дал.

– Ваш герой Зайчик – поэт, а сами вы пишете стихи?
– Если честно, был такой период в моей жизни, я по нему даже скучаю. Однажды у меня были сильные переживания, и я понял, что просто не могу держать их в себе. Захотелось написать стихи. Одни, другие, почувствовал, что получается, появилась какая-то своя форма, слог, ритм, образность. Мне это очень помогало: где-то три месяца я каждую неделю сочинял по стихотворению. Это был просто способ сублимации чувства, возможность выразить словом то, что нельзя было выразить в жизни. Выложил в соцсети – получил три лайка, ну и не важно, главное, что не держу это в себе.

А мой герой Зайчик – он не просто поэт, про него в книге написано, что он Лесной Лель, бог любви, света. Я где-то прочитал, что другое название романа – «Последний Лель». Зайчик — последний святой на земле, который все еще слышит голоса природы, который видит не предмет, а его суть. И вот такой человек попадает в ситуацию, когда несовершенства этого мира ломают его реальность, ставят его веру в человека, в силу и ценность жизни под сомнение.

– Вы родились в самом конце двадцатого века, ваше поколение называют миллениалами. Где Лесной Лель и где миллениалык Понимаете вы своего героя или для вас это что-то совсем из другой жизни?
– Да, конечно, образ Зайчика в чем-то – сказка. Например, в книге есть сцена, в которой мой герой тайно венчается в старообрядческой молельне со своей любовью, Клашей. И их оставляют на ночь, запирают, чтобы все случилось, назовем это так. А он ее не может даже коснуться.

– Вам странно это целомудрие?
– Мне кажется, это не про целомудрие, а про чувство любви такого масштаба и света, что оно не строится на телесности. Платоническая любовь, если хотите.

– А что вас цепляет? Что созвучно?
– Зайчик – воплощение света, и это меня очень привлекает в нем. Он совершенно бескорыстно готов дарить другим свою энергию и любовь, вдохновлять. И такой человек попадает на войну, сталкивается со смертью, с жестокостью, конечно, его это разрушает. При этом все главные события происходят с ним за пределами фронта. Эта история про время, которое ломает человека, пытается подмять под себя, под новый какой-то бесчеловечный идеал. Хочется, чтобы получилась история про абсолютный свет, который чувствует, что становится тьмой. И до последнего пытается отыскать хотя бы каплю света в этом мире, за которую можно было бы зацепиться.
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также