Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

 

В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать.

Ищи вдохновения
Что такое джаз? Джаз – это состояние души. Свободное музыкальное движение внутри определенного квадрата. То же самое я могу сказать об актерской импровизации. Этовнутренняя волна, в которую можно или попасть, или нет.
Я могу провести параллель между импровизацией и вдохновением. Но оба эти явления настолько неосязаемы… Заставить человека импровизировать (в том числе себя) нельзя. Но можно создать определенные условия для того, чтобы импровизация удалась.

Готовься
Хорошая импровизация, как бы это ни прозвучало, требует подготовки. Вот некоторые компоненты, которые необходимы для удачной импровизации:
  • Точное знание предмета, сюжетной линии, рамок своей роли и, возможно, чего-то большего о своем персонаже и тех вещах, о которых он говорит на сцене.
  • Хорошее владение актерским инструментарием – телом, голосом, мимикой и тд.
  • Внутренняя свобода – личностное качество, которое необходимо для успешной импровизации.
Иногда даже при наличии всех этих компонентов импровизация может не удаваться, и это нормально. Ну, нет того самого «состояния души». Возможно, актер вышел на сцену, не оставив свой «шлейф» будничной жизни, а может не позаботился о том, чтобы преодолеть плохое настроение. Какая уж тут импровизация.

Репетируй
Мнение, что репетиции в импровизационных спектаклях не так уж нужны, безусловно ошибочно. Во-первых, на репетициях актеры учатся чувствовать друг друга, понимать, с каким партнером по сцене импровизация идет легко и можно играть более свободно, а с кем нужно держаться ближе к основной, заранее определенной линии спектакля, чтобы не загнать своего партнера в тупик.

Во-вторых, на репетициях определяются основные сюжетные повороты и опорные точки, от которых актеры почти никогда не будут отклоняться во время импровизации перед зрителем. Так, например, спектакль «Своими словами» (авторский спектакль Шульги В.И. – "Т".) создавался полностью на репетициях. Актерам задавалась определенная тема, сюжет, и по ходу репетиций мы его корректировали, меняли персонажей… За время репетиций сформировались сцены с определенными рамками, пусть и не очень жесткими, внутри которых артисты могли импровизировать перед зрителями.

Дисциплина и воображение
Две основные составляющие импровизации – дисциплина и воображение, и между ними нужно соблюдать баланс. Так Смоктуновского считали актером обдуманного вдохновения. Сначала он определял для себя линию своего поведения на сцене, а потом переводил это в состояние души, так необходимое при импровизации.

Поэтому во время импровизации важно помнить об основных точках и сюжетной линии, которые были определены на репетиции. Актер может изменить содержание фразы, но ее суть должна быть той, которая обговаривалась ранее. Изредка ключевые точки постановки нарушаются во время импровизационных спектаклей, и сюжетные повороты бывают достаточно удачными, но это тонкие вещи, которые актер начинает чувствовать со временем.

Найди свою золотую середину
Чтобы импровизация удалась, надо быть одержимым своей ролью, стараться каждый раз получать удовольствие от игры на сцене. Очень важно, чтобы было желание не просто отыграть и уйти, а привнести в спектакль часть самого себя.
Иногда удачная импровизация, напротив, возникает в состоянии абсолютной безответственности, когда актер не так уж стремится показать себя, например, в зале собралось мало зрителей. Артист, конечно, понимает, что и тут играть надо на все 100, но на практике так получается не всегда. В этих ситуациях нередко возникает состояние легкости и непринужденности, так необходимое для хорошей импровизации. Думаю, каждый актер должен сам поэкспериментировать с двумя этими «крайностями» («одержимость ролью» и «абсолютная безответственность») и найти золотую середину, которая подойдет именно его типу личности.

Знай меру
Актер, импровизирующий на сцене, должен обладать хорошим вкусом, иначе его импровизация может понравиться ему, но не зрителям. Смотреть удачные работы коллег, прислушиваться к режиссеру, читать хорошие книги– вкус можно развивать самыми разными способами.
Кроме того, во время импровизации важно знать меру – не «переборщить» с какой-нибудь шуткой. С другой стороны, изимпровизационного состояниячасто рождаются очень деликатные, тонкие шутки, которые артист может повторить и в следующем спектакле.
 
Импровизировать непросто. И это нормально
Импровизационные спектакли играть тяжелее, чем обычные, и к этому надо быть готовым. Импровизация – это большие душевные затраты, ты никогда не знаешь, получится или нет.
 
Сейчас в Школе современной пьесы 4 импровизационных спектакля, и я не могу сказать, что импровизация дается мне тяжело. Но когда мы только начинали, было очень трудно. Проконтролировать, как приходит и куда девается внутреннее состояние, совершенно невозможно. Сидим на репетиции, так, слово за слово… Вдруг какая-то фраза рождается, а от нее легко отталкивается другая. Поймали внутреннюю волну – как будто стали другими людьми. Все это довольно непросто, как определить, так и исполнить на репетиции. Но трудно не значит невыполнимо.

Дерзай
Несмотря на то, что молодой актер может не обладать теми навыками, которые есть у мэтров сцены, я считаю, что молодежив каком-то смысле проще импровизировать. Люди старшего возраста более консервативны, молодежь, напротив, обладает большей раскрепощенностью, иногда даже наглостью. И пусть импровизация молодого артиста не всегда хороша, дается она ему иногда легче, чем его более зрелому коллеге. Поэтому не бойтесь и дерзайте! Все мы иногда говорим глупости и в этом нет ничего страшного.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня». О внутренней кухне уникального направления рассказывает его основатель Юрий МАКЕЕВ (материал подготовлен в рамках спецпроекта «Театрала» «Мастер-класс»). ...
  • Чайковский для «чайников»

    Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. ...
  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
Читайте также