В Театре на Васильевском состоялась режиссерская лаборатория Виктора Рыжакова

В поисках новой искренности

 

Полное название лаборатории «Новая режиссура и современная драматургия для молодежи #ПРОТЕкСТ». Семь магистрантов Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ подготовили с артистами санкт-петербургского Театра на Васильевском эскизы спектаклей по произведениям современной драматургии.

После просмотра эскизов состоялись обсуждения спектаклей, модератором которых выступал руководитель Лаборатории, режиссёр, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель Театрального центра имени Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков.

Режиссер убежден, что лаборатория – важный процесс, нацеленный на эксперимент и развернутый в завтрашний день театрального искусства. «От вас зависит, каким будет театр будущего», - обращался он к молодым режиссерам и драматургам. Новый театр, по его мнению – это выстраивание новой интонации, новой искренности, новых способов коммуникации.  Одним из важнейших условий этого процесса он считает сосредоточенное внимание к человеку, который является главным объектом исследования для театра.
 
Все участники лаборатории, невзирая на молодость, далеко не новички, за плечами у них главные театральные вузы страны – ГИТИС, СПбГАТИ, Ярославский театральный институт, ряд крупных постановок в столичных и нестоличных театрах. Режиссеры участвуют в лабораториях, побеждают в конкурсах, создают авторские театры и проекты, возглавляют фестивали.

Авторы пьес - лауреаты Любимовки, других фестивалей современной драматургии. Для петербургской лаборатории были найдены пьесы совсем свежие, не имеющие сценической истории, за исключением разве что «Свидетельских показаний» и «Соседа».

Почти все представленные эскизы обладали выраженным режиссерским стилем и содержали авторское высказывание, их проблематика располагалась и на широких социальных просторах, и в пространстве семьи, локального людского сообщества. 

Модель семьи, как правило, являла во всей обнаженности мир человека в отсутствие любви – с воспоминанием о детских травмах, «разобщенностью близких душ» и комплексом вины, отчуждением и одиночеством, Наиболее убедительным в этом смысле был эскиз Галины Зальцман по пьесе Дарьи Слюсаренко «Семью восемь». 

Пьесу Дарьи Слюсаренко на конкурсе«Ремарка»выделил Павел Руднев. Дарья окончила сценарную лабораторию Марии Зелинской в Московской школе нового кино, затем училась у Марины Разбежкиной, сейчасона режиссер-документалист. Семейную драму «Семью восемь» Дарья преподносит как биографическую, документальную. Героиня вспоминает свое детство, сугубо женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана.

Галина Зальцман окончилаактерский факультет ГИТИСа (мастерская А.В. Бородина) и режиссерский факультетТеатрального института имени Б. Щукина (курс Ю.Н. Погребничко). Работает старшим преподавателем кафедры мастерства актера в ГИТИСе, сотрудничает с московскими театрами. Пьесу Дарьи она вскопала радикально, «растроив» героиню, транспонировав образ на три возрастные ипостаси, дав каждой собственную исповедь, что переводит коллизию правоты и раскаяния в глубоко внутренний конфликт.

К семейной истории примыкает драма «Никто не слышал» Александры Стрижевской  в постановке Жени Саргиной.
Александра Стрижевская — драматург, критик.  Окончила Литературный институт им. А. М. Горького. Актуальность ее пьесы не вызывает сомнения - тема тихого, домашнего насилия сейчас звучит как никогда громко. Герой пьесы Леха совершает насилие над студенткой театрального вуза Яной. Через много лет режиссер, влюбленный в ставшую актрисой Яну, убивает насильника. Насилие породило насилие.

Евгения Саргина окончила факультет журналистики МГУ, высшие курсы ВГИКа  (режиссура) и Московскую школу кино (сценарное мастерство). Ставит спектакли и проводит читки в Центреимени Мейерхольда. Пьесу «Никто не слышал» Женя нестандартно решила в формеспектакля-бродилки.Действие происходит в фойе Камерной сцены, на лестнице, в репетиционном зале, на сценической площадке. Актеры не столько играют, сколько комментируют события и поступки.

Дмитрий Данилов – один из самый известных и востребованных нынче драматургов.Пьеса «Свидетельские показания» стилизована под документ, реальные свидетельства людей, близко знавших человека, совершившего самоубийство. Портрет самоубийцы не складывается, свидетельства настолько противоречивы, что возникает вопрос: а был ли мальчик? Да и сам погибший не сожалеет об утраченной жизни, в финальном монологе он признается, что покончил с собой … от скуки. Данилов продолжает развивать тип своего героя, который влачит непрожитую, зияющую пустотой жизнь.

Постановщик «Свидетельских показаний» Евгений Маленчев участвовал в лабораториях М. Карбаускиса и Юрия Бутусова, стажировался у Константина Богомолова. Он исповедует театр «режиссерский, но актероцентричный». В нашем случае режиссер избрал статику основным способом выражения. Все персонажи по очереди произносят свои монологи вузком пространстве лифта, что придает действию некоторую монотонность.

Несколько особняком стоит работа по пьесе «Сосед» Павла Пряжко, не нуждающегося в  представлениях. Текст, где сквозь обыденную болтовню двух соседей проступает абсурд нашей жизни, блистательно представили в виде читки ведущие артисты театра Юрий Ицков и Алексей Манцыгин. Акценты интересно расставил  Георгий Сурков - выпускник  Латвийской академии культуры и ученик Кристиана Люпы.

Другойцикл составляют пьесы, посвященные межнациональным, религиозным  конфликтам. Ярким примером такой попытки стал эскиз Дмитрия Мышкина по пьесе Светланы Петрийчук «Финист Ясный Сокол».

Дмитрий Мышкин окончил театрально-режиссерский факультетМГУКИ, создалавторский театр «Эскизы в пространстве». У СветланыПетрийчук целый ряд творческих профессий, онасценарист и драматург, режиссер театра и кино. Основой пьесы «Финист…» послужили реальные истории женщин, которые в поисках любви отправились в исламское государство (в пьесе – Тридевятое царство), впоследствии были осуждены. Документальные материалы судебных дел в духе Светланы Алексиевич соседствуют в пьесе с фольклорными мотивами.Со сцены звучат инструкции - от проведения брачного обряда никах по скайпу до приготовления торта халяль, от инструкции, как правильно надевать хиджаб до инструкции, как правильно повязывать платок в колонии. Разница оказывается невелика.В эскизе всех осужденных женщин играет молодая актриса Ольга Корчагина. Ее героини вызывают и сочувствие, и жалость, но и понятное нам чувство опасности.

Пьесу «Первый хлеб» написал Ринат Ташимов- актер Коляда-театра и ученик драматурга Николая Коляды. Пьеса многослойная, многосложная, здесь и межнациональные противоречия, и национальная идентичность, темы жизни и смерти, войны и мира, веры и безверия, сюда жевошли криминальные и гомосексуальные мотивы…

Выбрал пьесу для эскиза, может быть, самый амбициозный режиссер лаборатории.БениаминКоцродился в Польше. В 2017 г. окончил СПбГАТИ, курс Ю.М.  Красовского. В качестве диплома поставил такую непростую пьесу как «Венчание» В. Гомбровича  в Театре им. Ленсовета.

На материале Ташимова Б. Коцсделал эскиз большой формы. Усадил зрителей на сцене,зрительный зал Большой сцены превратил в … кладбище с бумажными цветами и венками. Исполнителя главной роли Андрея Феськова загнал на балкон. Перед зрителями поставил изобильный стол, где пламенели спелые гранаты, помидоры, прочая снедь. За этим столом еще до начала действия сидели татарская и казахская семьи, которые хотели породниться, но пришли к враждебному разладу и бегству героя на войну.

Олжас Жанайдаров – тоже драматург с именем. Но, пожалуй, ни в одной из его пьес нет такого прямого публицистического высказывания, как в драме «Алдар». Аддар – юрист, защищающий в России права мигрантов. Потом его самого обвиняют в терроризме.  Избежав гибели в застенках ценой дорогой жертвы, он возвращается к правозащитной деятельности.

Героический эпос сочетается в пьесе с протокольной документальностью. Помимо всего прочего пьеса содержит ценный юридический ликбез, инструкции, как мигрантам вести себя в конкретной ситуации насилия, вымогательства, унижения. Эта конкретность делает механизмы насилия более чем наглядными. Алдар, пройдя через пытки в застенках силовиков, понимая реальнуюопасность жизни, не имеет права, не может нарушить человеческих законов, что делает его истинным героем,противостоящим бесчеловечной системе.

Отрывок ставил Родион Барышев- актер, режиссер и хореограф. У него два образования -   английская королевская академия танца Royal Academy of DanceLondon и
ГИТИС, режиссура драмы, мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.Это сочетание, безусловно, сказалась на эскизе, где большое значение имеют пластическая составляющая, символика, игра с предметом.Безупречная несгибаемость героя снимается в финальномэпизоде, когда вместо декларации бесстрашия пишут на школьной доскеслова «мать, отец, сестра» по-казахски… Все мы люди-человеки, по идее, одна человеческая семья, но, кажется, еще не начали этому учиться.

Сотрудничество Театра на Васильевском с режиссерской Лабораторией Виктора Рыжакова продолжится. На основе лучших эскизов, возможно, будут созданы спектакли, которые войдут в репертуар театра. 
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Муся Тотибадзе сыграет Джульетту в БДТ

    Участники Венецианской биеннале – режиссер Тийт Оясоо и художник Эне-Лийс Семпер – поставили свой первый спектакль в России. Его премьерные показы пройдут в БДТ им. Товстонгова 18 и 19 апреля. Главную роль в «Джульетте» доверили приглашенной актрисе и певице Мусе Тотибадзе. ...
  • В МДТ посвятят вечер Фёдору Абрамову

    29 февраля на сцене петербургского МДТ-Театра Европы состоится вечер-посвящение писателю Фёдору Абрамову. В спектакле к 100-летию со дня рождения писателя примут участие артисты театра разных поколений во главе с художественным руководителем Львом Додиным. ...
  • Андрей Могучий возглавит новый Центр искусств

    Художественный руководитель БДТ им. Товстоногова назначен куратором Центра искусств, который разместится на бывшей даче-усадьбе мецената и лесопромышленника Василия Громова. Историческое здание в Лопухинском саду на Петроградской недавно было бережно отреставрировано и воссоздано в своем первоначальном виде. ...
  • Театр комедии им. Акимова готовит серию экскурсий

    Путешествия по закулисью в театре планируют проводить каждую субботу. Первая экскурсия состоится уже в ближайшие выходные, 15 февраля в 15:00. Обещают обширную и интересную программу, по ходу которой гостей познакомят не только с историей театра, но и дадут возможность посмотреть на то, что называется «театральной кухней». ...
Читайте также