Константин Райкин: «Я доставал Табакова расспросами о природе успеха»

 

Как сообщал "Театрал", завершился первый фестиваль учеников Олега Табакова «Атом Солнца». В числе выступающих был художественный руководитель «Сатирикона» Константин РАЙКИН, который начал свой рассказ с оговорки, что не является прямым учеником Олега Павловича, но с юности считает Табакова-артиста и Табакова-человека своим учителем в профессии и жизни, в целом.
 
– В Москве самый любимый театр для меня был ефремовский «Современник». Это был «живейший» театр, где к тому же и Олег Павлович играл, а для меня он был явлением в профессии – сказал Константин Райкин. Его Саша Адуев (спектакль «Обыкновенная история») стал для меня, первокурсника Щукинского училища, одним из самых сильных впечатлений в жизни. Родители пошли после спектакля за кулисы, но без меня, я не мог себе представить, что сейчас увижу Табакова, который это сыграл.  Пройдет время, меня после училища пригласят работать в «Современник», одной из моих первых работ будет роль в массовке в «Обыкновенной истории», и спектакли, производившие на меня колоссальное впечатление («Всегда в продаже», «Баллада о невесёлом кабачке» и многие другие) я увижу изнутри, как они делаются весело и цинично. 
 
* * *
Я долго не мог привыкнуть к тому панибратству, с которым Олег Павлович относился к Мельпомене. Я  –  всё-таки, простой сын Райкина. (Гром смеха в зале). Не все знают, но я, вообще, из актёрской семьи, у меня папа был «неплохой артист», и меня учили с детства какому-то «религиозному отношению» к театру. Я был дрессированный театральный ребенок, ходил на взрослые спектакли, умел себя вести тихо, благоговейно.  Мой папа-артист был очень дисциплинированным и свято относился к театру. После второго звонка он был уже на сцене, единственный из всех. Поэтому тот градус актёрского хулиганства, который  я увидел по ту сторону «Современника», для меня стал просто ударом по театральной вере.
 
Олег Павлович как будто специально всех дразнил. Подтрунивание над партнерами, попытки поставить их в неловкое положение во время действия, эта заводившая всех и вся бравада, казалась немыслимой. Чего стоило быть свидетелем, того, как часто Олег Табаков, будучи ещё и директором «Современника», отдавал начальственные распоряжения, уже находясь в гриме. Например, Табаков в образе буфетчицы Клавы (персонаж из спектакля «Всегда в продаже») с подкладными грудями, наклеенными длиннющими ресницами, в чулках, что-то судорожно решает, подписывает, пятясь при этом уже на сцену. И сразу выходит к зрителям!
 
* * *
Знаете, тогда, первокурсником, например, после «Обыкновенной истории» я прорыдал всю ночь дома и думал, что никогда мне так, как Табакову, не сыграть.
 
Для меня Табаков был фигурой настолько занимающей мое внимание, что сложно передать. Он меня будоражил, я с ним всё время полемизировал. Я буквально доставал его расспросами, как понять природу успеха, как ее можно «просчитать»? Я все ходил и спрашивал, до жути надоедливый был, даже не представляю, как, наверное, его раздражал этим: «Олег Палыч, ну, Олег Палыч, как вы такой весь уверенный в себе? Когда вы таким стали? Когда вы поверили в себя?» На что Олег Павлович ответил: «Старик, надо просто один раз поиметь успех и понять, что ты интересен».
 
Тут я падал внутри себя, рушился! Как после одного раза возможно понять, что ты успешен?! Да я каждый день думаю, что вчера это случайно получилось, а сегодня меня разоблачат. Природу сценического успеха можно сравнить с решением сложного примера в математике. Если успеха нет, значит, ответ неверен, значит, где-то в спектакле допущена ошибка. Конечно, и Олег Павлович, и я с моим самоедским характером, – мы оба правы в отношении к успеху, и оба неправы. В этом вся диалектика  нашей профессии и состоит. 
 
Олег Павлович научил меня главному –  относиться к каким-то вещам веселее, легче. Это его «как бы цинизм» на самом деле цинизмом не был. Табаков был абсолютно очарованным странником, романтиком от театра, завороженным им. И, что удивительно, он, когда был уже очень взрослым артистом, все равно любил играть на сцене. По опыту своих наблюдений скажу, что далеко не все артисты любят выходить на сцену, и особенно с возрастом для них всё труднее по-настоящему получать от сцены удовольствие.
 
О Табакове рассказывать можно бесконечно. Это так же интересно, как рассказывать как про себя самого. Но мне нужно уезжать на репетицию. Думаю, что про Олега Павловича, я через время обязательно что-нибудь напишу или поставлю. Например, кто-то сыграет меня, а Табакова точно сыграю я сам.
 
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также