Алексей Бородин: «Театру необходимо броуновское движение»

РАМТ подвел итоги Лаборатории новых форм

 

Российский академический молодежный театр (РАМТ) подвел итоги Лаборатории новых форм коммуникации современного театра с детьми и подростками. Проект, направленный на поиск нового сценического языка, стартовал 1 сентября. За три месяца в театр поступило около 200 заявок от драматургов, режиссеров, художников, музыкантов, театроведов, предлагавших сделать проекты самых разных жанров – от иммерсивной клоунады и литературного лабиринта до сенсорного беби-мюзикла и психотерапевтического спектакля.
 
В финал вышли пять эскизов, все они были показаны в течение дня в пятницу, 20 декабря. Вечером художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин и главный режиссер Егор Перегудов вместе со зрителями обсудили результаты в формате паблик-тока. «Театрал» рассказывает подробности.
 
Программа открылась аудио-путешествием по театру «Под люстрой» от режиссера Ленары Гадельшиной и драматурга Марии Конторович. Своеобразный sound-travel, в записи которого участвовали артисты РАМТа, стал погружением в столетнюю историю Центрального детского театра и двухсотлетнюю историю особняка на Театральной площади.
 
В театре полумрак. Зрителям выдают наушники, и экскурсия начинается. В воображении появляются картины конца XIX века, когда в Большом фойе особняка еще проходили балы, а публика Императорского нового театра – партера и лож – следовала в зрительный зал по парадной лестнице. Зрители попроще поднимались на галерку – в «раёк» – по узенькой боковой лесенке.
 
«Мы влюблены в пространство РАМТа, огромное, эклектичное, помпезное, с которым приходится считаться каждому входящему, – говорит Ленара Гадельшина. – Удивительно, как пространство, созданное в XIX веке по образцам театров XVII века, определяет самоощущение современного человека. В парадном фойе всегда хочется выпрямиться, говорить тише, а кроссовки кажутся жутко неместными. Это влияние пространства и его истории на зрителя и художника интересовало нашу команду больше всего».
 
ХХ век становится встречей с основательницей Московского театра для детей (впоследствии Центрального детского театра) Наталией Ильиничной Сац, режиссером Анатолием Эфросом, выдающейся травести Валентиной Сперантовой, так драматично в одночасье утратившей все свои роли… Маршрут, как и положено, начинается с вешалки, проходит по парадной лестнице через Большое фойе и завершается «под люстрой» Исторической сцены.
 
Эскиз «Несказки» от режиссера Михаила Плутахина выполнен в технике предметного театра с элементами «живого кино». Действие происходит на большом экране, однако зрители имеют возможность наблюдать, как в режиме реального времени создаются кадры этой «киноленты». Теневой театр соединяется здесь с музыкальным перформансом, фольклор – с современной поп-культурой.
 
«За основу истории мы взяли простейший сюжет про Курочку Рябу, – рассказывает «Театралу» Михаил Плутахин. – Русские сказки глубоко символичны, о чем прекрасно рассказывала в своих лекциях литературовед Софья Агранович. В том числе она говорила и о золотом яйце. Золото – это вообще-то символ смерти. Если перенести эту символику в нынешний день, мы получим историю о наших современниках, которые отчаянно борются за молодость и богатство. Но в этой гонке люди всегда теряют нечто важное».
 
Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. И начали мужчины и женщины яростно сражаться за деньги, а стало быть, за власть. Бились как в последний раз. Но вдруг увидели свет. И сохранили. Зима. Тихий вечер. Деревенские домики. Уютно падает снег. Мужчина и женщина спят обнявшись. Зачем была вся эта война?..
 
«Каждое поколение испытывает ценности на прочность, стремится нащупать нечто настоящее – по сути, найти то самое «не золотое, а простое» яйцо, – продолжает режиссер. – Предметный театр нравится мне своей честностью: он такой, какой есть. Он учит не насиловать объекты, смыслы, людей и пространство. Здесь не обязательно анимировать бумагу, можно просто вдохнуть ее запах, посмотреть, как она двигается. Ты всегда отталкиваешься от того, что имеешь. По сути, ничего нового в этом нет. Вообще не существует никаких новых форм. Надо просто заниматься тем, что нравится, отвечать для себя на важные вопросы. Все мы в этом смысле эгоисты. Но, конечно, большая радость – встречать единомышленников. Сначала ты один, потом вас двое, потом целая команда, потом приходит зритель, приводит другого, и так постепенно складывается круг людей, у которых есть нечто общее. Лаборатория РАМТа дала нам возможность впустить в себя больше зрителей, взаимодействовать с артистами и пространством. А это шанс развиваться, за который мы очень благодарны».
 
Документальное исследование режиссера Дмитрия Крестьянкина и драматурга Элины Петровой «Деревня и я» – о современных подростках, живущих в сельской местности – покорило, кажется, всех. Основой для спектакля стали интервью со школьниками старше 14 лет, записанные авторами в их путешествии по малонаселенным деревням Тверской, Калужской, Тамбовской, Нижегородской, Псковской и Воронежской областей. В некоторых селах насчитывается всего несколько сотен жителей. По жанру пока что получилась читка. 
 
«Лаборатория РАМТа посвящена новым формам, но мне кажется, в театре было абсолютно всё, – говорит Дмитрий Крестьянкин. – Вот и здесь мы видим привычную форму вербатима. В чем новизна? Наверное, в том, что в этом проекте мы хотели показать скрытое, невидимое, позволить говорить тому, кто лишен этой возможности в силу обстоятельств. В данном случае деревенским детям. Я сам когда-то жил в сельской местности, и мне интересно, что происходит там сейчас».
 
Сквозь нищету и заброшенность русской глубинки, где окончательно загнулось медицинское обслуживание, где для детей не было и нет дополнительного образования, где никогда не достроят обещанный местными властями ДК, проступает печальная мысль: деревня умирает, ее не спасти. И вместе с тем такой живой, контактный, не по годам взрослый ум подростка искренне верит в прекрасную жизнь впереди. Он как будто приносит движение в эту вымершую пустыню. 
 
«На самом деле в какой-то момент мы поняли, что эта история не про подростка и деревню, а про человека и мир, – продолжает Дмитрий Крестьянкин. – Изначально мы хотели, чтобы ребята сами рассказали о себе и о своей жизни, поделились размышлениями, но пока этот замысел неподъемен с точки зрения экономики. Очень надеюсь, что в будущем он все же осуществится».
 
Режиссер Татьяна Ларина пошла, пожалуй, по самому непростому пути, обратившись к трагедии, произошедшей в ноябре 2016 года в Пскове с 15-летними Денисом Муравьевым и Катериной Власовой. Не найдя общего языка с родителями, дети сбежали из дома, забарикадировались с оружием в частном доме, оказали сопротивление выехавшим на место сотрудникам СОБР и, по официальной версии, свели счеты с жизнью до того, как отряд быстрого реагирования сумел проникнуть в дом.
 
Эскиз спектакля состоял из двух частей. В первом зале – родительский взгляд на трагические события ноября 2016 года. Во втором – эскиз на основе видеотрансляции, которую дети в режиме реального времени вели в социальной сети «Перископ». Реальную запись можно было посмотреть и послушать здесь же: Малая сцена на время спектакля превращается в пространство инсталляции с фотографиями Дениса и Кати, комментариями из соцсетей. Каллоборация жанров под названием «Поиски свободы» в конечном счете звучит как горькое предостережение взрослым.
 
«Текстом для спектакля стали подлинные интервью с участниками истории. Исключение составляют только сотрудники СОБР, которые произошедшее, конечно, не комментировали, – рассказывает Татьяна Ларина. – Также от журналистов почти совсем закрылась семья Кати Власовой. При монтаже мы старались объять всю историю, чтобы у зрителей сложилось представление о том, что случилось на самом деле. Мы также собирались устроить интерактивное общение со зрителями через социальные сети, но в последний момент не решились на этот ход: понимая формат лаборатории, мы старались быть максимально краткими. Однако от замысла развивать спектакль в этом направлении мы не отказываемся».
 
К сюжету про «псковских Бонни и Клайда» (так окрестили Дениса и Катю СМИ) театральные режиссеры обращаются не впервые. Так, в ноябре свою интерпретацию представил в Москве на Брусфесте Хабаровский ТЮЗ.
 
День завершил инстаграм-спектакль для интровертов «Как перестать беспокоиться и начать жить» (режиссеры Алексей Кокорин и Алексей Жеребцов). Это история об интернет-реальности, где каждый из нас существует в виде некоего аватара – многократно улучшенной копии себя, и проживает виртуальную жизнь, подчас драматично расходящуюся с настоящим положением вещей. Накануне спектакля зрители получают по почте ссылки на Instagram-аккаунты героев и на несколько часов становятся свидетелями их жизни в реальном времени. На блоги можно подписываться, оставлять свои комментарии – в том числе и во время спектакля.

Жизнь на экране смартфона соединяется здесь с жизнью в реальном мире. Впрочем, не совсем в реальном: герои как будто застревают в условном детском саду, ведь они так и не повзрослели, не избавились от детских травм и комплексов. И столь логичный рефрен истории – высказывания психолога Дейла Карнеги о том, как же все-таки перестать беспокоиться и начать жить.
 
Мнения
 
Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа:
 
– Мы не будем давать оценок, тем более что никаких оценок не существует. Все, что мы можем, – это поделиться мнениями.

Большой интерес, безусловно, представляет аудио-прогулка по театру. Мне, например, очень понравился рассказ про Валентину Александровну Сперантову: буквально три-четыре фразы – и перед нами оживает этот замечательный человек.

Я совершенно завороженно наблюдал работу с предметами в эскизе «Несказки» и очень радовался, что наши артисты так в нее включились.

Деревенская тема своей неожиданностью задела, наверно, всех. К нашему стыду, сегодня она так мало изучена. На мою молодость пришелся взрыв деревенской прозы, и вот сегодня, в попытке отыскать что-то новое, мы вновь едем в деревню и с удивлением обнаруживаем там живой источник, которого нам всем так не хватает.

Инстаграм-спектакль особенно интересен тем, что рождает ощущение театра здесь и сейчас.

Что касается псковской истории, она оказалась меж двух огней: с одной стороны, зрители советуют сделать из эскиза форум-театр, с другой, работа претендует на то, чтобы быть просто спектаклем.
 
Мне не хочется рассуждать на тему, что из всего перечисленного ближе РАМТу. Страшно боюсь таких вопросов, потому что в моем понимании РАМТу близко все, что связано с человеком. Просто это должно быть честно – и с художественной точки зрения, и с человеческой. Никакого расчета здесь быть не может. И мне кажется, самое ценное в этой лаборатории то, что люди участвовали в ней бескорыстно. Это были высказывания на темы, которые задевают. Мне кажется, театру необходимо такого рода «броуновское движение»: без него все останавливается. И я бесконечно благодарен всем за колоссальную проделанную работу.
 
Егор Перегудов, главный режиссер театра:
 
– По своей сути театральная лаборатория не дает моментального эффекта: как и в фундаментальной науке, здесь можно рассчитывать только на отсроченный во времени результат. Поэтому для нас важен был сам процесс. Мы не ставили задачи создать спектакли, которые могли бы впоследствии пополнить репертуар театра, и мне кажется, это всех освободило от необходимости конкурировать, добиваться, выигрывать… Просто у ребят был театр, была возможность работать с артистами. И сегодня я лично сделал для себя несколько больших открытий по поводу того, из какого нюанса или материала может рождаться театр. Мы прожили насыщенный день, над которым будем размышлять еще очень долго.
 
Языком цифр
 
Какие жанры интересуют современных авторов?

 
Согласно статистике заявок, самым популярным жанром стали променады, бродилки и квесты (в РАМТ поступило 33 предложения сделать эскиз в таком жанре), на втором месте оказался драматический спектакль по современной прозе (22 заявки), третью строчку занял драматический спектакль по классической литературе (20 заявок). Также в числе самых частых предложений звучали социальный или образовательный проект для зрителей (19 заявок), инсталляция, перформанс или мультимедиа-проект (16 предложений), интерактивный спектакль (15), а кроме того, коллаборация жанров (12), иммерсивный спектакль (10), современная хореография (6), музыкальный спектакль (5), вербатим (4), stand-up шоу (3), story-telling (3) и беби-спектакль (3).

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Малый театр отметит День библиотек вместе с РГБИ

    27 мая - День библиотек – Российская государственная библиотека искусств отметит премьерами онлайн. Впервые за почти 100 лет своего существования крупнейшая российская библиотека в области искусства, бывшая знаменитая Театральная библиотека,  профессиональный праздник отметит при закрытых читальных залах, без обычных читателей. ...
  • Зальцбургский фестиваль состоится в августе

    Зальцбургский летний фестиваль, который в 2020-м отмечает свое 100-летие, пройдет в сокращенном формате. Реализовать юбилейную программу в полном объеме не удастся.  С 1 по 30 августа – по решению совета фестиваля, который созвали сразу, как только власти Австрии издали указ, допускающий проведение массовых мероприятий – вместо 200 концертов дадут 90, вместо 16 концертных залов задействуют максимум шесть. ...
  • Алена Бабенко попала в больницу

    Актрисы театра и кино Алена Бабенко и Дарья Мороз, участвовавшие в популярном шоу «Танцы со звездами» заразились коронавирусом. Алена Бабенко проходит лечение в больнице, об этом она написала на своей странице в Instagram в воскресенье, 24 мая. ...
  • Афиша онлайн-трансляций на сегодня: что и где смотреть 25 мая

    В ежедневной подборке «Театрала» – все самое интересное, что российские и зарубежные театры предлагают в онлайн-формате.  ДЕТИ  Tеатр «Et Cetera». «Звездный мальчик» (8+) по мотивам сказки О. ...
Читайте также