Константин Райкин: «Я ищу пьесу для театра, а не для себя»

В «Сатириконе» поставили спектакль по пьесе Островского «Шутники»

 

В пятницу, 27 декабря, в «КЦ ЗИЛ» состоится премьера спектакля «Шутники», который с января будет идти на сцене «Планеты КВН». Островский был и остается в России драматургом номер один, и нынешнее обращение театра «Сатирикон» к его творчеству еще одно тому подтверждение. Незадолго до премьеры худрук театра Константин Райкин рассказал о том, почему он выбрал одну из ранних и не очень популярных пьес драматурга.




– Константин Аркадьевич, почему вы выбрали для постановки эту пьесу? Может быть, потому что хотели сыграть роль Павла Прохоровича Оброшеного?
– Я никогда не выбираю пьесы по принципу: «Что бы мне здесь сыграть?» Все-таки у меня менее эгоистичные, а более цельные устремления и задачи. Я для театра ищу пьесу, а не для себя. У меня такая установка, хотя в наше циничное время, может, кто-то и не поверит. Но это именно так.

Пьесу эту я знаю давно, и насчет того, что она не очень известная, согласен, но с тем, что она не манкая для зрителя, не соглашусь. Мне кажется, что она как раз очень зрительская. И более того,  попадающая в потребности времени. Потому что в наше время – очень циничное, материальное и очень денежное (не в смысле богатства, а в смысле количества разговоров про деньги, и бесконечной  и всепоглощающей их значимости) – такие «человеческие» пьесы, простые по сюжету и очень незатейливые, совершенно необходимы. Тем более такого великого драматурга, который знает законы театра, знает законы зрительского восприятия, знает, как зрителей «подключить», как держать их внимание, если это правильно поставить.

– Почему вы пригласили для постановки именно Евгения Марчелли?
– Евгений Марчелли – высокого мастерства режиссер, я его творчество знаю достаточно, для того, чтобы пригласить. Я надеюсь, что эта пьеса будет интересна для зрителей. Трудно пока говорить, потому что мы еще не дошли до факта премьеры, но предчувствие мне говорит, что она будет востребована.

– Чем вам дорог ваш персонаж – Павел Прохорович Оброшенов?
– Мне дорога – тема. Тема драгоценности человека, независимо от его социального положения. Это – вообще тема всей великой русской литературы и особенно XIX века – Золотого века русского искусства. С моей точки зрения, это и должно быть национальной идеей, про которую так много трындят, заменяя ее разговорами про всякое другое. А вот это и есть главная духовная традиционная ценность – человек сам по себе. Об этом говорит вся русская культура – о том, что человек, независимо от его социального положения – это божественное творение. Его жизнь, его свобода, его личность – это и есть главное мерило. Это то, что всегда провозглашалось нашими самыми великими писателями и поэтами, и чего никогда не было в жизни. И сейчас это не так… Потому что человек сам по себе – у нас, увы, самое низкое звание. Вот про что эта пьеса и про что хотелось бы играть этот спектакль.

В этой пьесе вообще затронуто много важных тем. Одна из них – о драгоценности семьи, о сердечных взаимоотношениях, где люди друг друга очень поддерживают и питают силами, верой, надеждой и теплом. В этой пьесе семья – неполная, там нет мамы, но есть две замечательные дочки и трогательный папа.

Можно сказать, что там есть тема «маленького человека». Это продолжение того, что было в «Человеке из ресторана», продолжение «Записок из подполья», как это ни странно, при всей агрессивности этого произведения гениального Федора Михайловича Достоевского. Это и продолжение «Контрабаса». Мне немножко неловко говорить, что это – «моя тема». Это тема любого взрослого человека, который занимается искусством.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
Читайте также