Константин Райкин: «Я ищу пьесу для театра, а не для себя»

В «Сатириконе» поставили спектакль по пьесе Островского «Шутники»

 

В пятницу, 27 декабря, в «КЦ ЗИЛ» состоится премьера спектакля «Шутники», который с января будет идти на сцене «Планеты КВН». Островский был и остается в России драматургом номер один, и нынешнее обращение театра «Сатирикон» к его творчеству еще одно тому подтверждение. Незадолго до премьеры худрук театра Константин Райкин рассказал о том, почему он выбрал одну из ранних и не очень популярных пьес драматурга.




– Константин Аркадьевич, почему вы выбрали для постановки эту пьесу? Может быть, потому что хотели сыграть роль Павла Прохоровича Оброшеного?
– Я никогда не выбираю пьесы по принципу: «Что бы мне здесь сыграть?» Все-таки у меня менее эгоистичные, а более цельные устремления и задачи. Я для театра ищу пьесу, а не для себя. У меня такая установка, хотя в наше циничное время, может, кто-то и не поверит. Но это именно так.

Пьесу эту я знаю давно, и насчет того, что она не очень известная, согласен, но с тем, что она не манкая для зрителя, не соглашусь. Мне кажется, что она как раз очень зрительская. И более того,  попадающая в потребности времени. Потому что в наше время – очень циничное, материальное и очень денежное (не в смысле богатства, а в смысле количества разговоров про деньги, и бесконечной  и всепоглощающей их значимости) – такие «человеческие» пьесы, простые по сюжету и очень незатейливые, совершенно необходимы. Тем более такого великого драматурга, который знает законы театра, знает законы зрительского восприятия, знает, как зрителей «подключить», как держать их внимание, если это правильно поставить.

– Почему вы пригласили для постановки именно Евгения Марчелли?
– Евгений Марчелли – высокого мастерства режиссер, я его творчество знаю достаточно, для того, чтобы пригласить. Я надеюсь, что эта пьеса будет интересна для зрителей. Трудно пока говорить, потому что мы еще не дошли до факта премьеры, но предчувствие мне говорит, что она будет востребована.

– Чем вам дорог ваш персонаж – Павел Прохорович Оброшенов?
– Мне дорога – тема. Тема драгоценности человека, независимо от его социального положения. Это – вообще тема всей великой русской литературы и особенно XIX века – Золотого века русского искусства. С моей точки зрения, это и должно быть национальной идеей, про которую так много трындят, заменяя ее разговорами про всякое другое. А вот это и есть главная духовная традиционная ценность – человек сам по себе. Об этом говорит вся русская культура – о том, что человек, независимо от его социального положения – это божественное творение. Его жизнь, его свобода, его личность – это и есть главное мерило. Это то, что всегда провозглашалось нашими самыми великими писателями и поэтами, и чего никогда не было в жизни. И сейчас это не так… Потому что человек сам по себе – у нас, увы, самое низкое звание. Вот про что эта пьеса и про что хотелось бы играть этот спектакль.

В этой пьесе вообще затронуто много важных тем. Одна из них – о драгоценности семьи, о сердечных взаимоотношениях, где люди друг друга очень поддерживают и питают силами, верой, надеждой и теплом. В этой пьесе семья – неполная, там нет мамы, но есть две замечательные дочки и трогательный папа.

Можно сказать, что там есть тема «маленького человека». Это продолжение того, что было в «Человеке из ресторана», продолжение «Записок из подполья», как это ни странно, при всей агрессивности этого произведения гениального Федора Михайловича Достоевского. Это и продолжение «Контрабаса». Мне немножко неловко говорить, что это – «моя тема». Это тема любого взрослого человека, который занимается искусством.

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет ноябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ НОЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах последнего осеннего номера вы прочтете: почему поиск гармонии больше всего беспокоит Римаса Туминаса в преддверии столетнего юбилея Театра им. Вахтангова; как заслуженный артист может стать иноагентом: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; какие сюрпризы готовят для зрителей Нонна Гришаева и Александр Олешко – ведущие торжественной церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2021; зачем Дмитрий Крымов обратился к биографиям Михоэлса и Чаплина; как в РАМТе рассказывают о жизни москвичей глазами кота: новый спектакль Марины Брусникиной; кто Юрию Бутусову открыл дорогу в режиссуру; о чем поют в «Ленкоме»: легендарная «Юнона и Авось» отмечает юбилей; что говорили родные и друзья Анатолия Эфроса на открытии мемориальной доски в его честь; как в петербургском театре «Комедианты» ставили эксперимент; почему, по мнению телекритика Ирины Петровской, уровень агрессии в обществе давно превзошел нормы приличия; как Татьяна Збруева нашла свой неповторимый стиль; почему Алексей Золотовицкий детство провел на галерке; какая муза посетила Эльдара Трамова: новые стихи артиста; как в моду возвращаются шляпы: интервью с дизайнером Лилией Гуреевой; какие необычные артефакты получил Театр им. ...
  • Кот из «Театрального двора»

    «Дни Савелия» – дебютный роман Григория Служителя, артиста СТИ, лауреата национальной литературной премии «Большая книга» и Московской Арт-премии – занесло в РАМТ благодаря актеру Виктору Панченко. Тот полгода переписывался с автором бестселлера, сам вышел на режиссера Марину Брусникину – и пробил-таки дорогу спектаклю о Москве и её «незаметных» несчастливых жителях глазами кота, которого, кстати, сам же и сыграл. ...
  • «Там, где ты, нет меня»

    Дмитрий Крымов в Театре Пушкина ломает «четвертую стену», к которой привыкла здесь публика.  Его Костик Треплев буквально в первые же минуты спектакля выпадает со сцены прямо в зрительный зал…  Именно там должны найтись те, кто откликнется. ...
  • Найти пароль поколения

    Спектакль, цитатами и музыкальными фразами из которого будут обмениваться зрители, как паролем, – мечта многих режиссеров. Владимир Машков решил вернуться к своей постановке 1993 года – «Страсти по Бумбарашу» и посмотреть сможет ли спектакль-пароль Табакерки почти тридцатилетней давности снова восстановить волшебный мост «общего языка» с новым залом. ...
Читайте также