Эммануил Виторган празднует юбилей

 

В пятницу, 27 декабря, Эммануил Виторган отмечает свое 80-летие. Ему всегда везло на замечательных партнёров и на режиссёров (Товстоногов, Гончаров, Морозов, Васильев). В театре и кино актер сыграл сотни запоминающихся ролей. Ему по плечу любой жанр будь то трагедия, комедия или мелодрама. Друзья и коллеги поздравляют артиста с юбилеем.
 

Борис Морозов, главный режиссёр театра Российской Армии
– В театр Станиславского меня привёл Андрей Алексеевич Попов. Он решил задействовать 3-й курс актёрского факультета, где он сам был художественным руководителем, а я преподавал, в спектакле «Брысь, костлявая, брысь!».  
Все роли молодых героев в этом спектакле исполняли студенты, а все возрастные роли – артисты театра. Для меня было важно объединить их в одну компанию, установить контакт между ними. И в этом мне очень помог тогда Эммануил Гедеонович Виторган. В создании климата, в игровой природе на репетициях, доброжелательного отношения к ребятам Виторган был лидером. Благодаря свойственному ему жизнелюбию, юмору, смеху, шуткам, озорству создалась атмосфера, которая не просто помогла, а определила спектакль.
 
В этом спектакле «Брысь, костлявая, брысь!» было лихое оформление Михаила Борисовича Ивницкого. Там ткань возникала как небо, как паруса, и ложилась половиком во всю длину на авансцене. В какой-то момент я оказался в некотором затруднении, так как Виторган заканчивал эпизод у левой кулисы, а в следующем эпизоде он должен был появиться у правой кулисы. В театре Станиславского сцена маленькая, и возможности обойти её незамеченным не было. Эмма стоит рядом: «Какая проблема?» Я объясняю, что не знаю, как переместить его на другой конец сцены. Он говорит: «Да, вот так!» Поднимает половик и проползает под ним на другую сторону. Сколько мы потом ни играли, он проделывал это на аплодисментах. Мы сохранили это даже в театрах с большими сценами, где можно было обойти.  
 
На выпуске спектакля «Брысь, костлявая, брысь!» Андрей Алексеевич Попов заметил: «Эммануил хорошо соединяет острую форму с внутренним оправданием. Я своим студентам об этом говорю, чем острее форма, тем глубже должно быть погружение в психологию. Вот Виторган это делает!»
 
Второй постановкой был «Сирано де Бержерак», в которой Виторган играл Кристиана. Тут мы уже знакомы были, через работу прошли. Сирано играл Сергей Шакуров, Роксану – Аллочка Балтер, в то время жена Эммануила Гедеоновича, к сожалению рано ушедшая из жизни. Оформление спектакля Игоря Попова. На сцене – стена дома, наверху маленькое окошечко, в котором время от времени появлялась Роксана. В сцене, где Сирано говорит: «Ступай же к ней», Кристиан должен забраться наверх и влезть в окно. Я думаю, ну, взобраться – не проблема, а вот как ему в окошко влезть! Эмма спрашивает: «Ну, что пробуем?» и на моих глазах большой Виторган, он выше меня ростом, ловко взбирается по стене и исчезает в окошке. До сих пор не могу понять, как он это проделывал. В нём потрясающее соединение клоунады в высоком смысле и глубокого психологического проживания.
 
Репетиции были замечательные. Бывали случаи, когда предстояла трудная сцена, думали, что будем долго над ней работать, но вдруг быстро находилось решение, тогда мы прерывали репетицию и уезжали куда-нибудь отмечать. Мы дружили, вместе проводили много времени, особенно на гастролях, а когда была возможность, вместе куда-то ездили.  Мы не теряем друг друга и по сей день.
 
Светлана Немоляева, актриса театра Маяковского
– Виторган – личность запоминающаяся, мужчина привлекательный, актёр, вызывающий неподдельный интерес. Его приход к нам в Театр им Маяковского был большим приобретением для театра. Гончаров пригласил его вместе с красавицей женой, актрисой Аллой Балтер. Они были дивной парой. Красивые, высокие, статные, стильно одетые.
 
В нашем театре он много играл. Кстати, не раз играл моего мужа – в «Кошке на раскалённой крыше», в «Чуме на оба ваших дома» и в «Виктории». Правда, в «Виктории» у нас общих сцен не было, хотя мы и играли чету Нельсонов. 
 
На репетиции мне доставалось от Гончарова. Он был безжалостен ко мне, просто размазывал по стенке, а у меня всего три маленькие сценки, и вообще речь в спектакле не обо мне. В конце концов, разразился скандал. Я дама дипломатичная, стараюсь уходить от конфликтов, но тут я не выдержала: «Всё больше не могу, ухожу!» Влетела в гримуборную в ужасном состоянии, а Эмма примчался ко мне со словами утешения и искреннего сочувствия. Это проявление участия и актёрской поддержки меня тогда просто покорило.
 
Мы успешно с ним играли в спектакле «Круг». При всей своей импозантности, героической внешности у него была забавная роль. Он то вынимал челюсть, то вставлял её, то начинал шепелявить. В общем, играл с челюстью как кошка с мышкой, но мне мешал потому, что всё это он проделывал на моих монологах, веселя публику и отвлекая внимание на себя. Я к нему хорошо относилась и долго молчала, но всему есть предел и я сказала: «Зачем ты это делаешь, ну дождись, пока закончится мой монолог». Он был обескуражен: «Сколько же ты терпела, надо было сразу сказать» и прекратил все манипуляции. Когда я поняла, что спектакль стал скучнее, утратил ироничный шарм, я попросила его: «Делай так, как ты делал, я потерплю!»
 
Отношения у нас всегда были славные. Я с радостью его поздравляю. Пусть не будет в его жизни огорчений! Я желаю ему долголетия! Он теперь молодой папа – ему детишек надо поднимать!
 
 
Сергей Голомазов, художественный руководитель Рижского русского театра 

– Мы играли с Эммануилом Виторганом в спектакле «Горбун», ставил его Гончаров. Виторган приехал из Питера, он вырос на традициях несколько иной режиссуры, умеющей выстраивать отношения с актёром на доверительных мостиках, используя гибкие связи. Он был уже состоявшимся артистом, в каком-то смысле независимым. Ему вся эта кавалерийская режиссура не нравилась. Он не привык к крикам. На одной из репетиций у нас была парная сцена. Он произносит реплику.  Гончаров кричит: «Не так!»  Виторган произносит еще раз. Гончаров кричит: «Не так!» Виторган послушно повторяет. Гончаров кричит: «Не так!» Это длится довольно долго. Я как-то привык выключаться, а он никак не мог этому научиться. Вдруг Эммануил Гедеонович, никогда не позволяющий себе никаких выпадов в сторону режиссера, как метнет в Гончарова пистолет, который держал в руках. Не думаю, что он специально метился, скорей всего на голос бросал. Браунинг тяжело шлепнулся в кресло рядом с режиссером. Гончаров растерялся, но через секунду тихо произнес: «Не попал», и добавил: «Ну, ладно давайте отдохнем друг от друга. Перерыв 15 минут». Когда мы вернулись после перерыва, все реплики Виторгана Гончарова устраивали.
Мы с Виторганом в театре много общались, хотя он был сильно старше меня, вчерашнего студента. Он всегда был импульсивный, резкий, максималистски настроенный, ревностно относился к работе, волновался. Его жена, Алла Балтер, была полной противоположностью ему. Спокойная, уравновешенная, гармоничная.
 
Поразительно, но с годами Виторган сохранил этот максимализм, и это очень хорошо.  Перед каждым спектаклем за полчаса я скромно стучал в дверь его гримёрной, и мы проходили текст. Это уже был ритуал.
 
У Виторгана и его супруги Ирины в Москве и Юрмале есть клубы, где устраиваются интересные вечера, на которые приглашают друзей. Когда есть возможность, мы с Верой стараемся бывать там.
 
«Театрал» поздравляет Эммануила Гедеоновича и желает актеру долгой жизни, насыщенной новыми ролями, яркими событиями и интересными встречами!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ольга Кабо: «Моя главная красная дорожка – путь домой после работы»

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с заслуженной артисткой России Ольгой Кабо. 7 октября в Чеченском государственном драматическом театре им. Ханпаши Нурадилова прошла премьера нового спектакля «В горы за тобой» с участием Ольги Кабо. ...
Читайте также