Александр Воронко: «Таланты хочется поддерживать всегда»

 

Первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр ВОРОНКО рассказал в эксклюзивном интервью «Театралу» о том, как в Северной столице поддерживают частные театры, актерские инициативы и формируют единое культурное пространство.
 
– Александр Николаевич, завершился Год театра. Я знаю, что Комитет по культуре запланировал так много проектов, что одним годом тут дело, конечно же, не ограничится. Но все же давайте начнем с разговора о проблемах. Болевые точки какие-то обозначились благодаря Году театра?
Одна из корневых проблем, которую нам предстоит еще решать, это поддержка негосударственных театров. Потому что принципиальная позиция комитета, которую на протяжении нескольких лет мы стараемся активно претворять в жизнь, это создание в Санкт-Петербурге единого культурного пространства, в том числе и для театров.
Есть федеральные театры, есть городские театры, которые подведомственны Комитету по культуре. На сегодняшний день городских – 26. На следующий год мы рассчитываем, что их будет 27, поскольку планируем, что театр «У Нарвских ворот», который находится в ведении администрации Кировского района, тоже перейдет в наше подчинение.

– Наверное, для создания единого культурного пространства логичнее было бы, чтобы все театры находились в одних руках, а именно – федеральные, городские, областные и частные…
– Мы стараемся, чтобы политика Комитета по культуре касалась, конечно же, всех коллективов безотносительно к их юридическому подчинению.

Но исторически так сложилось, что городские театры имеют определенные преференции, потому что, извините, бюджет комитета направлен, прежде всего, на их поддержку. Для выполнения госзадания мы выделяем им финансирование, так что это – отдельная история. Однако за счет субсидий мы поддерживаем проекты и федеральных театров, если они имеют большой общественный, общегородской, общероссийский резонанс.

В частности, не обошли мы своим вниманием столетие БДТ и финансово, организационно там поучаствовали…

– При этом я знаю, что только в Санкт-Петербурге Комитет по культуре поддерживает частные театры. Для России это опыт, безусловно, уникальный…
– Да, у нас есть системная финансовая поддержка для негосударственных театров – субсидии социально-ориентированным некоммерческим организациям, в том числе негосударственным театрам, которые показывают более 275 спектаклей в год, и отдельно – театрам, которые показывают менее 275 спектаклей в год.

Соответственно, выделяется на эти цели порядка 40 миллионов рублей (для поддержки театров, где идет меньше 275 спектаклей в сезон) и 30 миллионов рублей (для остальных).

– Суммы, конечно, внушительные, но если учесть, что в Питере десятки частных театров, то по итогу единоличная субсидия, наверное, получается не очень большой?
– Средняя субсидия на театр составляет порядка двух миллионов рублей. И основная часть этих денег уходит на аренду площадок, так как главная проблема большинства частных коллективов – отсутствие своего помещения.

Но, кстати, мы стараемся решить и этот вопрос. Совместно с Комитетом имущественных отношений создаем сейчас альтернативную площадку (нечто вроде Открытой сцены или, как мы ее называем, театрального общежития). Она расположится в бывших учебных мастерских завода «Арсенал». Юридический адрес: улица Михайлова, дом 14, что приблизительно в десяти минутах ходьбы от Финляндского вокзала (станция метро «Площадь Ленина»).

Конечно, это не центр, но кто сказал, что все театры должны сосредоточиться только в центре города?

Там два промышленных здания ангарного типа (памятники архитектуры регионального значения) и огороженный двор, который тоже можно использовать как площадку. Соответственно, сейчас мы завершаем проектирование и в следующем году должны провести реконструкцию. А дальше, если не к концу 2020 года, то к середине 2021 года уж точно Открытая сцена начнет свое существование.

– Наверное, возникнет очередь, ведь места хватит не всем?
– Постараемся как-то урегулировать этот вопрос. Но то что столь масштабная площадка хотя бы частично решит давнюю проблему – сомневаться не приходится, ведь те средства, которые театры получают от комитета и тратят на аренду, теперь они смогут направить исключительно на новые постановки и творческое развитие.

Кстати, важно отметить, что инициаторами всей этой истории выступила молодежная театральная премия «Прорыв».

Я знаю и другие примеры, когда комитет поддерживал инициативы, поступившие, скажем, от молодых режиссеров, от начинающих артистов, от худруков и директоров театров…
– Для нас очень важно стараться услышать каждого, поскольку в театрах, мне кажется, работают творческие люди, которым интересно то, что они делают…

– То есть вы их собираете, вы с ними советуетесь?
– Да, у нас есть, например, Совет директоров театров, который регулярно собирается и выносит на наше обсуждение различные идеи, а дальше мы в той или иной степени стараемся их поддержать.

У нас есть региональное отделение творческого Союза театральных деятелей, с руководством и президиумом которого мы тоже активно общаемся. Кроме того, директора, худруки приходят на прием к нам сюда, в комитет, или же обращаются на тех или иных мероприятиях… Вариантов для диалога множество, но я всегда говорю: если вы придумали какой-то проект, то должны осознавать, что он будет интересен не только вам, но и прежде всего – городу, зрителям. Это, пожалуй, главное, чем мы руководствуемся – вне зависимости от жанра, трудозатрат, сроков и прочих критериев.

 Когда начинаешь общаться с директорами театров и слышишь о том, что финансирования не хватает, ты понимаешь, что это все-таки путь достаточно тупиковый, поскольку денег в достатке не будет никогда.

Комитет выделяет деньги на реализацию одного проекта, но выстраивается очередь на следующие проекты. И это, конечно, замечательно. Мы стараемся многим помочь и выделяем финансирование, но все равно критики не избежать: мол, как жаль, вы заметили театр X, а театр Y остался без внимания…

– Но все же какой-то критерий тут есть?
– Главный критерий чисто человеческий – таланты хочется поддержать всегда. Например, Семен Спивак выпускает актерский курс и, конечно, хочется, чтобы его замечательные ребята не разбежались, а пополнили труппу Молодежного театра на Фонтанке. Стало быть, это требует дополнительного финансирования.

Вы говорите, что комитет поддерживает и федеральные театры. Не возникает ли здесь путаницы, ведь получается, что вы наравне с Минкультом или со спонсорами, которые есть у федералов, тоже влияете на их творческую политику?
– Нет, здесь все проще. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас в городе проходили яркие креативные проекты. Если этот проект инициирует, условно говоря, тот же Александринский театр и у нас есть возможность его поддержать, то почему бы это не сделать?

Но сразу оговорюсь. Тут присутствует определенный фильтр. Если наши городские театры мы поддерживаем априори, то федеральные – по мере сил и возможностей. И только в форме предоставления субсидий.


Субсидии даются на основании решения экспертного совета. В него входит порядка 25 человек, и, помимо специалистов Комитета по культуре, там есть представители Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представители других комитетов, руководители творческих союзов (Союза композиторов, Союза театральных деятелей), яркие творческие личности.

Скажем, в комиссию по Молодежной премии Санкт-Петербурга входит народный художник России кузнец Валерий Галкин. Эта комиссия собирается и, анализируя заявки, определяет лауреатов. То есть у нас есть определенная сумма, которую мы распределяем на поддержку тех или иных проектов. Комиссия голосует, и мы понимаем, какой проект поддержать и в каком объеме.

– Понятно, что в комиссии происходит ротация каждый год…
– Естественно. А поскольку творческие люди достаточно креативны, то может быть так, что кто-то из членов комиссии участвует в реализации того или иного проекта. На этот случай у нас в положении сказано, что члены комиссии за свои проекты голосовать не имеют права.

– И все же хочу вернуться к предыдущему вопросу. У вас в городе, помимо городских, множество и областных театров, а это все-таки – разные задачи. Ведь один театр априори должен «обслуживать» город, другой – область. Как это коррелируется?
– Их можно соединить в конкретных проектах. Например, фестиваль «Пять вечеров», посвященный Александру Володину. Его по традиции проводит Театр на Литейном, то есть областной театр. Но поскольку творчество Александра Моисеевича принадлежит не конкретному географическому пространству, а всей стране, то здесь мы совместно с областью очень даже ладим и совместными усилиями финансово поддерживаем этот проект.

Главное тут, извините, отследить, чтобы статьи расходов не пересекались.

То же самое – и в проектах, реализуемых совместно с Министерством культуры РФ. Скажем, сейчас у нас в городе проходит Театральная олимпиада, благодаря которой в Северную столицу привезли множество интересных спектаклей со всего мира. Но в то же время в ее рамках удалось провести и гастроли наших петербургских театров (они ездят по России и показывают свои спектакли). И это я считаю серьезным достижением нашего комитета.

– Санкт-Петербург – невероятно творческий город, и количество идей у местных деятелей театра просто зашкаливает. Всех поддержать, конечно же, нереально. Вам же приходится кому-то отказывать, хотя и театр замечательный, и идея прекрасная, но бюджет один…
– Приходится, увы. Но всегда стараемся найти какие-то альтернативные формы поддержки. Например, в виде той же социальной рекламы.

Есть определенный ресурс рекламы, который мы можем предоставлять учреждениям культуры. Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации раз в месяц проводит конкурс. Они обсуждают заявки. Если мы считаем необходимым поддержать ту или иную заявку, то пишем туда соответствующее письмо, и это работает. Плюс какие-то иные организационные формы. Если мероприятие проходит на улице, то в плане согласования решения вопросов – уменьшение временного фактора согласований и выстраивание проекта. Всё это тоже играет большую роль. Естественно, финансов на всех не хватит. Это вы заметили абсолютно справедливо.

Завершился Год театра. Как вы его оцениваете?
– На мой взгляд, удалось абсолютно однозначно представить в Петербурге все многообразие театральной палитры благодаря той же Театральной олимпиаде, благодаря тому, что мы постарались поддержать наиболее знаковые и резонансные премьеры в наших театрах. Люди могут смотреть, выбирать, сравнивать, и у каждого есть возможность сделать свой выбор: либо он остается приверженцем классики, либо он отдает предпочтение современному репертуару, либо ждет экспериментов. Каждый определяет для себя.
Я считаю главным достижением, что жанровая палитра представлена в Петербурге в максимально полном объеме.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Муся Тотибадзе сыграет Джульетту в БДТ

    Участники Венецианской биеннале – режиссер Тийт Оясоо и художник Эне-Лийс Семпер – поставили свой первый спектакль в России. Его премьерные показы пройдут в БДТ им. Товстонгова 18 и 19 апреля. Главную роль в «Джульетте» доверили приглашенной актрисе и певице Мусе Тотибадзе. ...
  • В МДТ посвятят вечер Фёдору Абрамову

    29 февраля на сцене петербургского МДТ-Театра Европы состоится вечер-посвящение писателю Фёдору Абрамову. В спектакле к 100-летию со дня рождения писателя примут участие артисты театра разных поколений во главе с художественным руководителем Львом Додиным. ...
  • Андрей Могучий возглавит новый Центр искусств

    Художественный руководитель БДТ им. Товстоногова назначен куратором Центра искусств, который разместится на бывшей даче-усадьбе мецената и лесопромышленника Василия Громова. Историческое здание в Лопухинском саду на Петроградской недавно было бережно отреставрировано и воссоздано в своем первоначальном виде. ...
  • Театр комедии им. Акимова готовит серию экскурсий

    Путешествия по закулисью в театре планируют проводить каждую субботу. Первая экскурсия состоится уже в ближайшие выходные, 15 февраля в 15:00. Обещают обширную и интересную программу, по ходу которой гостей познакомят не только с историей театра, но и дадут возможность посмотреть на то, что называется «театральной кухней». ...
Читайте также